Субъекты мирового хозяйства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2013 в 17:58, курсовая работа

Краткое описание

В прошлом внешнеэкономической деятельностью той или иной страны занимались преимущественно те национальные формы, для которых рынок их стран оставался главным. В последние десятилетия многие из них превратились в транснациональные корпорации (ТНК), для которых полем деятельности (торговой, промышленной, финансовой) является весь мир. В результате ТНК стали важной частью механизма мирового хозяйства. Причем их интересы не всегда совпадают с интересами национальных экономик, включая страны и их происхождение.
Все больше сращиваясь, экономики многих соседних стран образуют региональные интеграционные объединения. Они существуют в разных частях света. Подобные образования стали заметной частью механизма мирового хозяйства, а некоторые интеграционные объединения вообще выступают во внешнем мире от лица входящих в них стран.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….2
1. Понятие мирового хозяйства…………………………………………………………………3
2. Субъекты мирового хозяйства………………………………………………………………..6
2.1. Субъекты мирового хозяйства на микроэкономическом уровне………………………...7
2.2. Государства как субъекты мирового хозяйства. Основные черты и особенности……12
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список использованной литературы………………………………………………………….23

Вложенные файлы: 1 файл

мировая экономика.docx

— 48.04 Кб (Скачать файл)

В течение длительного  времени происходит увеличение финансовых средств, мобилизуемых государством. Данные по 14 развитым странам показывают, что только правительственные расходы у них возросли с 8,35 в 1870 г. до 47% в 1996 г. Норма текущих поступлений в развитых странах за 80—90-е годы XX в. поднялась с 34 до 37,5% ВВП, в развивающихся странах — до 25%. За последние десятилетия за исключением восточноевропейских стран практически нигде не происходило сокращение перераспределительной роли государства.

Мобилизуемые государством финансовые средства позволяли обеспечивать подготовку рабочей силы, которой в основном занимается государство. Расходы на образование только за 80 - 90-е годы увеличилась с 3,9 до 4,8% ВМП, расходы на здравоохранение составили 2,5% ВМП, в том числе в промышленно развитых странах - 6% их совокупного ВВП.

Государство во многих странах несет ответственность за социальное обеспечение населения. В целом на социальные услуги населению государства выделяют до 20% их ВВП (в развивающихся странах — около 5%).

Государство является активным участником хозяйственной деятельности. Приобретая товары и услуги, оно создает спрос, осуществляет капиталовложения, предоставляет субсидии. В течение прошлого века происходило снижение доли частного потребления и повышение государственного. В 1820 г. частное потребление в ныне развитых странах, очевидно, составляло 85% ВВП, в конце XX в. — порядка 60%. Наибольшая доля государственного потребления отмечается в странах с высоким уровнем дохода и самых бедных странах.

В общегосударственное потребление  входят также расходы местных  органов власти, соответственно его  показатели будут значительно выше.

Государственное потребление создает для компаний достаточно гарантированный и емкий рынок сбыта. Он оказывает на положение национальных хозяйствующих субъектов не только прямое, но и косвенное воздействие. Государственные заказы образуют цепную реакцию в хозяйстве, обеспечивая возможность реализации товаров и услуг не только фирм-контракторов, но и фирм-субподрядчиков.

Государство прямо и косвенно влияет на размеры и структуру капиталовложений. Роль государственных капиталовложений в конце века сократилась, но она остается значительной, колеблясь в пределах 0,7 - 14% ВВП.

Государственное кредитование и субсидирование - важный инструмент воздействия на инвестиционный процесс  и потребление частного сектора. По оценкам, субсидии, предоставляемые предпринимательскому сектору, в среднем составляют 2,5% ВМП. Развитие целого ряда отраслей напрямую зависит от государственных капиталовложений и субсидий. Ярким примером этого является сельское хозяйство и научно-исследовательская сфера в развитых странах.

Государство выступает  крупным работодателем, обеспечивая до 20% занятых.

Государство непосредственно  занимается предпринимательской деятельностью. Поскольку прямое огосударствление производства ограничивает частную собственность, правящие круги используют его, когда с помощью других мер не удается справиться с противоречиями в воспроизводственном процессе, с возникшими трудностями. Обычно усиление предпринимательской функции государства и расширение государственной собственности характерны для решения социально-политических задач, для мобилизационного типа развития (во время войн, кризисов, послевоенного восстановления) и для догоняющего типа развития. В промышленно развитых странах Запада в 70-е годы государственные предприятия обеспечивали до 20% ВВП. В настоящее время экономическая роль государства в большей мере сводится к воздействию на производственные процессы через перераспределение национального дохода, регулирование воспроизводства.


В целом  государство, используя свою властную монополию, определяет национальную стратегию, разрабатывает правовые основы развития общества, регулирует денежно-кредитные отношения, развитие инфраструктуры, социальной сферы, обеспечивает внешнюю безопасность. Объектом его воздействия выступают все пропорции национального производства. Направленность и характер решения этих задач зависят от соотношения между различными группами населения, целенаправленной деятельности правящих групп, ее соответствия интересам всего общества.

Обеспечение общенациональных, общегосударственных интересов  исторически означало предпочтение собственной территории. Для собственных хозяйствующих субъектов, населения создавались предпочтительные возможности хозяйственной деятельности. В рамках национальной хозяйственной системы государство обеспечивало определяющее место внутренним экономическим, национальным и культурным связям. Это предопределяло самостоятельную роль национального хозяйства в мировой экономической системе. Государственное воздействие на другие субъекты мирового хозяйства и на систему в целом соизмеряется с хозяйственным потенциалом государства и ролью национальных хозяйствующих субъектов на международных рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На микроэкономическом уровне субъектами мирового хозяйства являются юридические и физические лица (экономику  государства упрощенно можно  рассматривать как совокупность всевозможных предприятий, находящихся  в тесной производственной, кооперированной, коммерческой и другой взаимосвязи  между собой и государством).

На макроэкономическом уровне субъектами мирового хозяйства являются государства, отдельные международные  организации, транснациональные корпорации, отдельные региональные интеграционные группировки. Все международные  экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками  которых являются непосредственно  государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения  производителей, компании и фирмы, научные  общества и другие организации.

В современном  мире все государства связаны  между собой многочисленными и разнообразными политическими и экономическими связями. Все они входят в систему мирового (всемирного) хозяйства, выступают субъектами мирового хозяйства.

Среди значительного  количества государств с разнообразными показателями экономического развития принято выделать следующие группы стран: экономически развитые страны, страны с переходной экономикой (бывшие страны социалистического лагеря) и развивающиеся страны.

Промышленно развитые капиталистические страны занимают господствующее положение в мировом хозяйстве. К ним относятся 24 государства, входящих в ОЭСР. Они играют ведущую роль в мировом хозяйстве, так как капитал не может функционировать, не расширяя границ своих внутренних рынков.

В мировом хозяйстве страны группы переходного периода играют не очень заметную роль. В мировой торговле они либо участвуют либо топливно-сырьевым экспортом, либо промышленными товарами ограниченного ассортимента и низкого качества.

Центральное место  во внешнеэкономических отношениях развивающихся стран принадлежит внешней торговле.

Для современного мирового хозяйства очень актуальны  проблемы глобализации экономики. Однако глобальный рынок подтачивает основы государственного суверенитета.

Особое и принципиально  важное место в системе мирового хозяйства и международных экономических отношений занимают транснациональные корпорации (ТНК). Основа мирового господства ТНК - вывоз капитала и его эффективное размещение.

Транснациональные корпорации — это крупнейшие компании, действующие  в международном масштабе и контролирующие существенную долю мирового промышленного  производства и торговли. Подавляющее  большинство ТНК принадлежит  или контролируется капиталом какой-то одной страны, то есть однонационально  по составу ядра акционерного капитала головной (материнской) компании и характеру  контроля над деятельностью всей корпорации.

Основной формой экспансии  ТНК является вывоз капитала. Международная  миграция долгосрочного капитала ускорила процесс взаимопроникновения и  переплетения финансового капитала, усилила мощь ТНК. Все возрастающая роль зарубежных инвестиций как важнейшего и необходимого средства обеспечения  процесса воспроизводства является следствием ускорения объективного процесса обобществления производительных сил в международном масштабе. Благодаря системе международного производства, основанной на вывозе капитала, ТНК обеспечивают себе значительные доходы даже в условиях обострения кризисных явлений в мировой  экономике.

Транснациональные корпорации и транснациональные банки превратились в основной структурообразующий  фактор мирового хозяйства. Транснациональный  капитал действует глобально  за пределами государств происхождения, широко используя сравнительные  преимущества в размещении производительных сил. Под его воздействием рост внешней  торговли значительно опережает  увеличение производства.

Все международные  экономические организации обычно подразделяются на две категории: межправительственные (межгосударственные), участниками которых являются непосредственно государства, и неправительственные, в состав которых входят объединения производителей, компании и фирмы, научные общества и другие организации.

ТНК в своей  деятельности выходят далеко за границы национальных государств. Многие национальные государства располагают более ограниченными, чем раньше, возможностями самостоятельно перераспределять прибыль. Между государством и ТНК нарастает структурная напряженность, увеличиваются расхождения между интересами глобальных участников рынка, с одной стороны, и интересами национальных общественных и политических сил — с другой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы:

 

  1. Авдокушин Н.А. Международные экономические отношения. – М.: Юристъ, 2006;
  2. Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. — М., Феникс, 2005;
  3. Ломакин В.К. Мировая экономика. М.: Юнити, 2003;
  4. Сергеев И.В. Экономика предприятия - М.: Финансы  и статистика, 2003;
  5. Хазбулатов Р.И. Мировая экономика. В 2-х т. М.: Экономика, 2006;
  6. Мировая экономика/под ред. А.С. Булатова. – Юристъ, 2002;
  7. Экономическая теория: учебник/ В.Я. Иохин. – М.: Экономистъ, 2007;
  8. Экономика: Учебник / Под ред. А.С. Булатова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экономистъ, 2003;
  9. Владимирова И.Г. Роль и место транснациональных корпораций в современной экономике // Менеджмент в России и за рубежом. – 2007. - № 2.

1 И.В. Сергеев Экономика предприятия - М.: Финансы и статистика, 2003 стр.6

2 Там же - стр.7

3 Акопова Е.С. Мировая экономика и международные отношения. — М., Феникс, 2005. С. 162.

4 Мировая экономика / Под ред. проф. А.С. Булатова. – М., Юристъ, 2002. С. 167.




Информация о работе Субъекты мирового хозяйства