Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 09:44, курсовая работа
Целью изучения являются приоритетные национальные проекты, как они влияют на благосостояние населения страны, порядка и форм их реализации.
Достижение этой цели потребовало постановки и решения следующего комплекса задач:
1. определить суть понятия «национальный проект»;
2. рассмотреть практику реализации социальных проектов;
3. рассмотреть основные социальные проекты.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ О НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТАХ 6
1.1 Определение сущности понятия «национальный проект» 6
1.2 Национальные проекты: от идеи к практики ее реализации 9
1.3 Задачи контроля за соблюдением законов в ходе реализации национальных проектов 11
ГЛАВА 2. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ, КАК ПОЛИТИКА РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ 14
2.1 Национальный проект «Здоровье» 14
2.2 Национальный проект «Образования» 19
2.3 Национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 22
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ НА
БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ 29
3.1 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» 29
3.2 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Образование 34
3.3 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 50
ГЛАВА 3. ВЛИЯНИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕТОВ НА БЛАГОСОСТОЯНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
3.1 Итоги реализации приоритетного национального проекта «Здоровье»
Национальный проект «Здоровье» способствовал росту рождаемости, снижению смертности населения Российской Федерации и, как следствие, росту ожидаемой продолжительности жизни. Однако, несмотря на это доля трудоспособного населения продолжает снижаться, что требует активизации мероприятий по сохранению жизни и здоровья трудящихся граждан, детей и пожилых
Отрадно отметить, что в последние годы снижаются показатели материнской и младенческой смертности. С начала реализации проекта удалось сохранить более 2,6 тысяч детских жизней. В 2012 году в 12 субъектах Российской Федерации не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности.
Показатель рождаемости сельского населения выше среднероссийского. Безусловно, это оказывает положительное влияние на формирование показателя рождаемости населения в целом по РФ, который составил – 12,6 на 1000 населения. В то же время высокая рождаемость на селе сопровождается высокой смертностью на селе. Все это отрицательно влияет на формирование показателей здоровья населения РФ [20].
Всего за семь лет реализации проекта было израсходовано более 607 миллиардов рублей. Это составило 93,3% от утвержденного объема финансовых средств. Основными причинами неисполнения стали проблемы 2006-2007 годов, касаемые выплат врачам первичного звена здравоохранения.
Часть мероприятий проекта уже завершены и позволили создать необходимые условия для последующей реализации программ по совершенствованию оказания медицинской помощи населению по причинам-лидерам в структуре смертности населения, таки как болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, травмы и т.д.
В первую очередь – это мероприятия по здоровому образу жизни, где наибольшее внимание сосредоточено на функционировании 502 созданных центров здоровья. Несмотря на то, что центры функционируют всего один год, в них уже обратилось более 2,3 миллионов человек, у 66,3% которых были выявлены факторы риска развития заболеваний. Следует подчеркнуть, что среди обратившихся - 32 тысячи имели заболевания, ранее не диагностированные в первичном звене здравоохранения.
Но одна система здравоохранения не способна изменить образ жизни наших граждан. И здесь не обойтись без масштабной информационной компании, что и было сделано в 2009 и 2010 годах. Но реализация мероприятий невозможна без наличия квалифицированных кадров. Поэтому одним из мероприятий проекта и стало обучение медицинских кадров. За все годы проекта суммарно было обучено около 53 тысяч врачей.
Реализуемые мероприятия проекта возложили дополнительные обязанности на врачей первичного звена здравоохранения, поэтому, начиная с 2006 года более 290 тысячи медицинских работников ежегодно получают выплаты. Это способствовало росту заработной платы в среднем в 2,6 раза.
Говоря об организации системы здравоохранения мы понимаем, что без системы профилактических мероприятий невозможно совершенствование первичной медицинской помощи. Поэтому часть мероприятий проекта были направлены на иммунизацию населения [23].
Кроме того, большое внимание было уделено профилактике и выявлению больных с ВИЧ-инфекцией, а также вирусными гепатитами В и С. Благодаря затраченным усилиям удалось добиться рождения свыше 50 тысяч здоровых детей от ВИЧ-инфицированных матерей, повысилась доступность лечения противовирусными препаратами для более чем 80 тысячам больных ВИЧ-инфекцией и более 20 тысяч больных вирусными гепатитами.
Начиная с 2006 года, были начаты мероприятия по дополнительной диспансеризации работающих граждан. Это сразу дало ощутимый результат. Было выявлено более 10 миллионов больных, в том числе и онкологическими заболеваниями. Это отразилось на показателях первичной и общей заболеваемости населения. А в сочетании со снижением показателя смертности наиболее наглядно свидетельствуют об эффективности проведенных мероприятий в стране.
Говоря о снижении показателей смертности не стоит забывать об социально-значимых инфекционных заболеваниях, в первую очередь - о туберкулезе. Начиная с 2009 года, в регионы России были начаты поставки дорогостоящих препаратов второго ряда. 7 субъектов смогли закупить необходимое операционное и диагностическое оборудование [19].
Среди всех причин смерти болезни системы кровообращения занимают первое место. Поэтому в ходе проекта более 9,5 миллиардов рублей было затрачено на организацию современной системы оказания помощи больным с сосудистыми заболеваниями. Были открыты и оборудованы 39 региональных и 107 первичных сосудистых центра, обучено более 2 тысяч врачей.
Еще одним значимым лидером в структуре смертности населения Российской Федерации являются последствия дорожно-транспортных происшествий. Поэтому в 50 регионах Российской Федерации в течение трех лет была создана современная система оказания медицинской помощи при травмах.
В результате проведенных мероприятий снизилась смертность пострадавших на месте происшествия. Как результат – значительное снижение смертности от дорожно-транспортных происшествий.
Особое внимание было уделено совершенствованию онкологической помощи населению. За срок действияпрограммы было оснащено более 21 онкологического учреждения, подготовлено 960 врачей, повысилась доступность онкологической помощи для населения. Рост обращаемости населения в первичные онкологические кабинеты способствовал и росту выявления заболеваний на 1-2 стадии. Оснащенность современным оборудованием онкологических учреждений привела и к росту охвата больных диагностическими и лечебными мероприятиями.
Повышение доступности современных методов лечения, выявление заболеваний на ранних стадиях привели к снижению смертности от злокачественных новообразований в регионах-участницах на 0,8%. Пусть это только тенденция к снижению, но тенденция впервые выявленная за последние годы.
С целью роста доступности дорогостоящей современной специализированной медицинской помощи мы активно развивали и финансировали оказание высокотехнологичных медицинских услуг населению. Всего за пять лет программы смогли получить данный вид помощи более 1 миллиона пациентов.
В основном это были оперативные вмешательства по причинам-лидерам в структуре смерти, но также и по офтальмологии, эндокринологии, урологии, акушерстве и гинекологии и других заболеваниях и состояниях. Как следствием, смогли повысить уровень обеспеченности населения ВМП в 3,6 раза. Часть финансовых средств было направлено на строительство новых высокотехнологичных центров во всех федеральных округах Российской Федерации [21].
В течение трех лет реализации программы (2008-2010 гг.) осуществлено переоснащение и подключено к федеральному информационному центру три четверти субъектов Российской Федерации.
В результате реализации мероприятий в 2008-2010 годах впервые за последние 10 лет произошли изменения в объемах заготовки крови и численности доноров.
Качество оказания медицинской помощи матери и ребенку, снижение материнской, младенческой и детской смертности – на решение этих задач направлена программа «Родовой сертификат», которая с 2006 года реализуется в составе мероприятий приоритетного национального проекта «Здоровье».
Благодаря дополнительному финансированию по талонам родовых сертификатов государственные и муниципальные женские консультации и учреждения родовспоможения приобретают современную диагностическую аппаратуру и лабораторное оборудование. На эти средства также закупаются медикаменты для обеспечения женщин в период беременности, дополнительное питание для беременных и кормящих матерей, жизненно важные лекарственные препараты для реанимации и выхаживания новорожденных, профилактики акушерских кровотечений и послеродовых септических осложнений. В результате удалось заметно снизить число осложнений во время беременности и родов, материнскую и младенческую смертность.
Строительство и ввод в действие современных перинатальных центров позволяет решить целый комплекс вопросов охраны здоровья семьи, начиная от подготовки к желанной беременности до рождения здорового ребенка. Было введено в эксплуатацию 18 перинатальных центров [20].
Важное направление - совершенствование оказания медико-генетической помощи детям и семьям, имеющим детей с наследственными и врожденными заболеваниями. Неонатальный скрининг позволяет обеспечивать раннее выявление детей с тяжелыми наследственными и врожденными заболеваниями, начать их лечение, а это в свою очередь в будущем создаст им возможности для нормального развития, образования, профессиональной подготовки, полноценной жизни.
С 2007 года на территории России проводится углубленная диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. По результатам диспансеризации разрабатываются индивидуальные планы лечебно-оздоровительных и реабилитационных мероприятий, включая оказание высокотехнологичной медицинской помощи, как на уровне субъектов Российской Федерации, так и на федеральном уровне.
Среди этих детей заболеваемость по различным классам болезней в 3-5 раз выше, по сравнению с детьми, воспитывающимися в семьях. Из числа осмотренных детей, I-ая группа здоровья только у 4,3%; II-ая группа здоровья - 32,0%; III-ая группа здоровья - 40,6%; IV-ая группа здоровья - 14,1%; V-ая группа здоровья - 9% [23].
Своевременная диагностика и коррекция различных нарушений и отклонений в состоянии здоровья этих детей позволяет решать вопросы их дальнейшей судьбы, обеспечивать социальную адаптацию и интеграцию их в общество, обрести семьи.
Таким образом, мероприятия национального проекта здоровье охватывают все наиболее болевые точки современной России. Мы можем уверенно говорить об их эффективности. Ведь по данным анализа показателя смертности за семь лет реализации мероприятий удалось добиться снижения смертности населения на 11,2%, в том числе и по причинам-лидерам.
Можно подчеркнуть, что не только снижение смертности свидетельствует об эффективности мероприятий, но и снижение числа лиц, впервые признанных инвалидами. И здесь положительная динамика еще более выражена. За пять лет программы число впервые признанных инвалидов сократилось на 48%. Конечно, признается, что не все запланированные показатели били достигнуты в эти годы. Это касается в первую очередь показателей смертности населения [19].
3.2 Итоги реализации
Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование».
К концу 2010 года были подведены итоги пяти лет реализации нацпроекта «Образование». Достигнуты следующие основные показатели:
1) По направлению поддержки высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы, первый конкурсный отбор вузов прошел в 2006 году, и его победителями стали 17 вузов. На реализацию своих инновационных программ за пять лет они получили из федерального бюджета 20 млрд руб. и вложили 6,37 млрд руб. собственных средств.
2) В конкурсе 2007 года право на государственную поддержку получили уже 40 вузов. На финансирование победителей второго конкурса из федерального бюджета в 2007 году было выделено 10 млрд руб., кроме того, вузы вложили в реализацию своих программ собственные средства в объеме 2,47 млрд руб.
3) Результатом реализации инновационных
программ вузов является появление новых
учебных программ, а также разработка
новых стандартов в соответствии с требованиями
современной экономики. Инновационные
вузы стали центрами повышения квалификации
для профессорско-
4) В части нацпроекта по поддержке инновационных школ в 2006–2009 годах по 1 млн руб. на конкурсной основе получили 6 тыс. общеобразовательных учреждений.
5) В 2006–2010 годах государственная поддержка была оказана 10 700 представителям талантливой молодежи страны. Из них 2,5 тыс. талантливых юношей и девушек получили на свои лицевые счета премии в размере 60 тыс. руб., 8,2 тыс. человек – по 30 тыс. руб.
6) За два года государственная поддержка оказана 20 тыс. лучшим учителям России. Каждый педагог – победитель конкурса получил из федерального бюджета по 100 тыс. руб.
7) В 2010 году в национальный проект пошло направление по поддержке учреждений начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО). Был проведен конкурс и определены 76 учреждений-победителей. Среди них 45 учреждений среднего профессионального образования и 31 учреждение начального профессионального образования, расположенные в 40 регионах России. Из федерального бюджета им было перечислено в общей сложности 5,8 млрд руб.
8) В рамках направления по стимулированию подготовки рабочих кадров для высокотехнологичных производств в учреждениях НПО и СПО отрабатывается новый формат отношений бизнеса и образования – модели частно-государственного партнерства. На совершенствование механизмов взаимодействия с работодателями направлены инновационные образовательные программы всех 76 победителей конкурсного отбора.
9) В 2006–2010 годах было запланировано обеспечить доступ к сети Интернет с оплатой трафика в течение двух лет с момента подключения 52 940 общеобразовательным учреждениям, но в связи с текущей реорганизацией школьной сети общее количество подключаемых образовательных учреждений составило 52 064.
Информация о работе Суть реализации национальных проектов и их влияние на благосостояние населения