Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа
Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности человеческого капитала, как фактора развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание категории «человеческий капитал»;
определить виды инвестиций в человеческий капитал и способы измерения отдачи вложений в человеческий капитал;
проанализировать влияние инвестиций в человеческий капитал на экономическое развитие стран.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ……………………………….
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ …………………………………………………...
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ..…………………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
……………………………………………………………………………… 1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ………………………………. 2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ
В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И 3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ
ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА
РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ..…………………………………………………………...... ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………………………. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..……………... |
4 6 14 20 24 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Фундаментальность процессов, происходящих в современной хозяйственной жизни, заставляет обращаться к рассмотрению проблем экономической науки, решение которых определяет направление экономического развития. Это относится и к проблеме человека, как субъекта хозяйственной жизни общества. Теория развития человеческого капитала является базовой теорией развития современной экономики. Она вобрала в себя все другие частные теории экономического, социального, общественного и государственного развития.
На важность исследования проблем человеческого капитала, а также на их постоянную актуальность указывает тот факт, что применительно к любой экономической системе, совершенствование природных и приобретенных способностей человека к труду всегда является мощным фактором повышения эффективности труда, улучшения качества выпускаемой продукции, расширения объемов общественного производства в целом, увеличения благосостояния хозяйствующих субъектов.
Акцент на человеческом капитале в современной экономике связан с развитием научно-технической революции, глубоким преобразованием в структуре производительных сил, качественным изменением характера и содержания труда. Роль умственного интеллектуального труда в производстве постоянно возрастает. Если в первой половине XX в. лидерство стран зависело главным образом от умения добиваться роста производительности физического труда, то кардинальные изменения в технологическом базисе во второй половине XX в. (развитие гибких производственных комплексов, робототехники, наукоемкого производства, основанного на компьютерной технике и современных средствах связи, био-, лазерной и информационной технологиях) требуют от рабочих таких качеств, как высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, нести ответственность за качество производимой продукции, находить творческий подход к выполняемому заданию. Ошибки человека в результате низкой квалификации могут привести к большим потерям и нанести вред здоровью населения, экологии. Все это обуславливает повышение внимания к человеку как главному творческому фактору производства. В современных условиях можно добиться конкурентных преимуществ в мировой экономике, только благодаря росту производительности умственного, интеллектуального труда.
Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности человеческого капитала, как фактора развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
При написании курсовой работы использовалась учебная и монографическая литература отечественных и зарубежных экономистов, статьи в периодических изданиях, статистические сборники, информационные ресурсы сети Интернет.
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ
Экономическая
категория «человеческий
В XVIII в. эти идеи получили развитие в трудах Адама Смита (1723-1790) шотландского экономиста и философа. В своём главном произведении «Исследование о природе и причинах богатства народов» он отмечал, что решающая роль в создании богатства принадлежит работнику, его навыкам и развитым способностям. Он писал: «Увеличение производительности полезного труда зависит прежде всего от повышения ловкости и умения работника, а затем от улучшения машины и инструментов, с помощью которых он работает» [2]. Адам Смит относил производительные способности человека к элементам капитала. Он подчёркивал: «Большую ловкость и умение рабочего можно рассматривать с той точки зрения, как и машины и орудия производства, которые сокращают или облегчают труд и которые хотя и требуют известных расходов, но возмещают эти расходы вместе с прибылью». В фонд восстановления работником затраченной энергии А. Смит включал затраты на образование, считая последнее одним из факторов, повышающих богатство страны. При этом А. Смит полагал, что именно государство должно обеспечивать обязательное образование всему населению. Критикуя платное образование, он подчёркивал, что государственная система образования способствует более высокому развитию человека.
Некоторые экономисты, например, Мак-Куллох, рассматривали в качестве капитала самого человека. Он утверждал, что между обычным и человеческим капиталом существует сходство. А инвестиции в человека должны обеспечить в течении будущей жизни доходность, аналогичную другим видам инвестиций, а также нормальную доходность, определяемой рыночной процентной ставкой.
Видный представитель неоклассического направления А. Маршалл считал более оправданным понятие персональный капитал по сравнению с человеческим. Персональный капитал, по его мнению, аналогичен вещественному, ибо он, как и последний, обеспечивает прибыль, а расходы на образование, подготовку сходны с капитальными вложениями в машины, оборудование. В отличие от других экономистов, сторонников идеи человеческого капитала, А. Маршалл не полагал, что человек является капиталом и не поддерживал теорию человеческого капитала.
Последующие поколения экономистов в своих трудах пришли к выводу, что совершенствование способностей человека представляет собой накопление капитала. К ним относятся Ж.Б.Сэй, Ф.Лист, Дж.С.Уолш, Дж. Миль, И.Фишер, В.Парето и другие. К концу XIX века в экономической теории уже сформировалось направление, которое трактовало человека и его способности как капитал.
Ж.Б.Сэй, В.Рошер, Ф.Лист под капиталом понимали приобретенные и унаследованные качества и способности человека. В противоположность им такие экономисты как Й. фон Тюнен, И.Фишер, Дж.М.Кларк и другие объявили капиталом самого человека. Некоторые экономисты пытались количественно оценить этот капитал нации и использовать полученные оценки в практических целях. Тем не менее концепция капитальной природы самого человека или его созидательных способностей (унаследованных и приобретенных) не получила широкого распространения до середины нашего столетия.
Во второй половине ХХ столетия отношение к человеческому капиталу постепенно кардинально изменилось. Возрождение теории человеческого капитала приходится на вторую половину ХХ века. Основоположником современной теории человеческого капитала считают Теодора Шульца (1902-1998), который в начале 60-х годов ХХ века опубликовал статьи, посвящённые данной проблеме. Практически в то же время Гэри Беккер написал статью, а затем и работу, ставшую классической: «Человеческий капитал: теоретический и эмпирический анализ». В дальнейшем значительный вклад в теорию человеческого капитала внесли М. Блауг, Дж. Минцер, Ф. Уэлч, Б. Чизвик и др.
Формирование и развитие теории человеческого капитала происходило главным образом в рамках неоклассического направления. Теоретики данной концепции исходят из принципа рациональности человеческого поведения, максимизации полезности, предельных величин в анализе экономических и социальных явлений. Используя инструментарий теории человеческого капитала, её сторонники стремятся рассмотреть и решить проблемы заработной платы, производительности труда, неравенства на рынке труда, вопросы, связанные с инвестициями в систему образования, здравоохранения как на макро-, так и на микроуровне.
Предложенная
неоклассиками концепция
Выводы, которые были сделаны теоретиками человеческого капитала, оказали воздействие на экономическую политику государства. Стали разрабатываться более эффективные мероприятия по развитию системы переподготовки кадров, по борьбе с бедностью, с неравенством.
В другой теории человеческого капитала, теории «предложения труда», которую называют сугубо индивидуалистической теорией, акцент делается на то, что с повышением заработной платы работник будет отрабатывать больше рабочих часов, отдавая предпочтение приобретению потребительских товаров и услуг, а не свободному времени. Данная теория базируется на максимизации предельной полезности и подвергается критике, так как ее концепция исходит из уравнивания заработной платы и производительности в долгосрочном плане, что противоречит реальной действительности.
Представители так называемой теории фильтра (А. Берг, Дж.Стиглиц и др.) выступают с критикой теории человеческого капитала и считают, что более высокая производительность труда связана главным образом с личными способностями человека, а не с полученным образованием. Для общества, для государства такое «сигнальное устройство» как образование является весьма дорогостоящим. Данная теория получила широкое общественное признание мировой научно-экономической мысли, имеется множество научных публикаций по данной теме.
За вклад в развитие теории человеческого капитала были присуждены две Нобелевские премии - Т. Шульцу в 1979 г. и Г.Беккеру в 1992 г., что свидетельствует о выдающемся вкладе этих ученых в экономическую теорию. И, соответственно, о важнейшем значении понятия человеческого капитала на современном этапе развития мирового сообщества.
В экономической литературе существуют различные определения человеческого капитала. Т.Шульц предложил следующее определение: «Все человеческие ресурсы и способности являются или врожденными, или приобретенными. Каждый человек рождается с индивидуальным комплексом генов, определяющим его врожденный человеческий потенциал. Приобретенные человеком ценные качества, которые могут быть усилены соответствующими вложениями, мы называем человеческим капиталом» [3]. Т.Щульц внес значительный вклад в становление теории человеческого капитала на начальном этапе ее развития, в ее принятие научной общественностью и популяризацию. Он одним из первых ввел понятие человеческого капитала как производительного фактора. И сделал многое для понимания роли человеческого капитала как главного двигателя и фундамента индустриальной, постиндустриальной экономик и инновационно - информационной экономики.
Г.Беккер одним из первых перенес понятие человеческого капитала на микроуровень. Человеческий капитал предприятия он определил как совокупность навыков, знаний и умений человека [4]. В качестве инвестиций в них Беккер учел в основном затраты на образование и обучение. Беккер оценил экономическую эффективность образования, прежде всего, для самого работника. В своих работах Беккер рассматривал работника как комбинацию одной единицы простого труда и известного количества воплощенного в нем «человеческого» капитала. Его заработную плату (доход) - как сочетание рыночной цены его простого труда и дохода от вложенных в человека инвестиций.
Американский экономист Лестер Туроу включил в человеческий капитал такие черты, как «уважение к политической и социальной стабильности».
Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал