Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 11:35, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрении сущности человеческого капитала, как фактора развития экономики и общества.
Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть экономическое содержание категории «человеческий капитал»;
определить виды инвестиций в человеческий капитал и способы измерения отдачи вложений в человеческий капитал;
проанализировать влияние инвестиций в человеческий капитал на экономическое развитие стран.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………………………..
1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ……………………………….
2. ИНВЕСТИРОВАНИЕ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ …………………………………………………...
3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ ..…………………………………………………………......
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .…………………………………………………………………………...
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ..………

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Микроэкономика.doc

— 199.50 Кб (Скачать файл)

     Наряду  с образованием наиболее важными  являются капиталовложения в здоровье. Это приводит к сокращению заболеваний и смертности, продлеванию трудоспособной жизни человека, а, следовательно, времени функционирования человеческого капитала. Состояние здоровья человека – это его естественный капитал, часть которого является наследственной, а другая – приобретенной в результате затрат самого человека и общества. В течение жизни человека происходит износ человеческого капитала. Инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить данный процесс.

     При оценке эффективности инвестиций в человеческий капитал используется тот же инструментарий, что и в целом для оценки отдачи реальных инвестиций. Основными показателями являются:

      • чистая приведенная стоимость (NPV);

      • внутренняя норма доходности (IRR);

      • норма отдачи человеческого капитала (ROR).

     Чистая  приведенная стоимость (NPV) рассчитывается как сумма всех дисконтированных денежных потоков, генерируемых в процессе использования человеческого капитала, в сравнении с инвестиционными затратами. Её величина должна быть положительной; чем выше величина NPV, тем выше эффективность инвестирования в человеческий капитал. 

 

NVR = E0 +

E1  
+
E2  
+….+
En
1+r (1+r)2 (1+r)n
 

где

Е – чистый прирост заработка;

r – ставка дисконтирования;

n – число лет, в течение которых индивид получает заработную плату. 

     Инвестиции  в образование оказываются приемлемыми  только в случае превышения чистой приведённой стоимости нулевой отметки, т.е. величина NPV должна быть положительной.

     Это можно представить и графически (Рисунок 2). Необходимо сравнить издержки (1, 2) и выгоду (3) при принятии решения об инвестировании в образование. Если суммарный заработок превышает издержки, то образование является выгодным.  
 

     

     

 
 

 

      Рисунок 2. Сравнение издержек и выгоды 

     Другим  методом сравнения издержек и выгоды от вложений средств в образование, который предлагается теоретиками человеческого капитала, является вычисление внутренней нормы доходности (IRR). Известно, что IRR – это такая ставка дисконтирования, при которой NPV обращается в ноль. Поэтому представленное выше уравнение можно записать следующим образом: 

 
NPV = E0 +
E1  
+
E2  
+ …. +
En  
= 0
1+IRR (1+IRR)2 (1+IRR)n
 
 

     Если  внутренняя норма доходности превышает  рыночную ставку процента r, то получать образование выгодно. Инвестировать надо в том случае, если IRR≥r.

     Сложность подсчета IRR связана с тем, что  трудно качественно определить такие факторы, как удовлетворение работой, безопасность рабочего места, неденежные выгоды для индивида в целом. Весьма неоднородными являются затраты на формирование и совершенствование человеческого капитала в различные периоды, что влияет на его качество и отдачу. Дж.Минцер, например, показал, что отдачи в виде заработков достигают своего пика, когда человек отработал 33,75 лет, а затем начинает снижаться.

     Как правило, на основании использования NPV и IRR делается ряд выводов:

      1. Чем более продолжительным будет  ожидаемый срок трудоспособной  жизни, тем более вероятнее,  что чистая приведённая стоимость  вложений в человеческий капитал  будет положительной. Этим объясняется участие молодёжи в различных обучающих программах.

      2. Чем меньше затраты (как прямые, так и косвенные), тем будет  выше значение NPV.

      3. Чем больше разница в оплате  труда работников, получивших образование разного уровня, тем больше индивидуумов будет инвестировать в образование.

     Норма отдачи человеческого капитала (ROR) рассчитывается как отношение суммарного денежного потока к инвестиционным затратам. Специалисты в данной области выделяют ряд проблем по оценке ROR. В частности М. Блауг, считает, что неверно все расходы на образование рассматривать как инвестиции. Он утверждает, что обучение «предполагает как потребительские, так и инвестиционные аспекты», а поскольку потребление не учитывается, то и оценка ROR будет заниженной.  Некорректными расчеты ROR могут быть и в силу того, что в модели не учитываются неденежные составляющие. Величина ROR может оказаться завышенной из-за того, что весьма сложно вычленить в росте заработной платы элементы, которые не связаны с образованием. Значение ROR будет завышенным и в том случае, когда не учитываются повышенные природные способности человека, которые позволяют ему лучше, рациональнее и рентабельнее ориентироваться на рынке труда. В связи с этим возникает проблема определения единицы измерения объема капитала. При рассмотрении инвестиций в образование обычно исходят из числа лет обучения. По мнению специалистов, данный показатель не является адекватным, поэтому не отражается при измерении объема человеческого капитала и его эффективности.

     Важными факторами, воздействующими на отдачу человеческого капитала, которые пока еще не получили должной оценки в исследованиях, являются религиозный фактор, а также нравственность, карьеризм, тщеславие.

     Методика  расчета эффективности инвестиций в человеческий капитал по формуле, выражающей прирост национального дохода в результате осуществления инвестиций в человеческий капитал, предложена Е.А.Святодух в диссертации на соискание ученой степени [12]:

     ΔΥ = μΔІнс ,

     где ΔΥ - прирост национального дохода, вызванный приростом инвестиций в человеческий капитал;

     μ - мультипликатор инвестиций в человеческий капитал;

     ΔІнс - прирост инвестиций в человеческий капитал.

     Инвестиции  в человеческий капитал способствуют росту его объема и качества, что  приводит к росту производительности труда, росту ВНП и национального дохода. В свою очередь, прирост национального дохода стимулирует дальнейший рост инвестиций и экономический рост.

     Отдельные авторы при оценке эффективности  человеческого капитала выделяют: индивидуальную и общественную нормы отдачи от инвестирования в человеческий капитал. Если индивидуальная норма отдачи предполагает результативность вложений в объем и качество человеческого капитала для его носителя, то общественная – для всего общества. Государство несет различные виды расходов на систему образования, здравоохранения, рынок труда, регулирование взаимоотношений работодателей и наемных работников. В свою очередь, эффект от подобных вложений выражается в снижении уровня безработицы, росте заработной платы, возрастании налоговых поступлений, снижении преступности, в формировании более благоприятных и комфортных условий для подрастающего поколения и, соответственно, более высокого качества человеческого капитала.

     В США общественная норма отдачи рассчитывается с 1939 г., а индивидуальная – с 1970 г. Используя такой показатель как общественная норма отдачи человеческого капитала экономисты обосновывают необходимость создания общественных фондов, повышения государственных расходов на образование, здравоохранение, мобильность рабочей силы. Так, К. Макконнелл и С. Брю утверждают, что размер государственных субсидий на систему образования должен определяться на основе величины социальной выгоды.

     Другой  исследователь данной проблемы М. Блауг  сделал вывод о том, что увеличивать инвестиции в человеческий капитал государство должно тогда, когда общественная норма отдачи превышает индивидуальную.

     В результате исследований, посвященных  сравнительному анализу общественной и индивидуальной норм отдачи от инвестирования в человеческий капитал, были выявлены следующие закономерности:

      • общественная норма отдачи всегда ниже, чем индивидуальная;

      • общественная и индивидуальная нормы  отдачи в начальное образование выше, чем в среднее и высшее образование;

      • норма отдачи от инвестиций в образование в развивающихся странах выше, чем в развитых.

     3. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ 
 

     Инвестиции в человеческий ресурс являются одним из важнейших элементов для создания крепкой экономики. Поскольку любые экономические действия строятся в первую очередь на базе трудовых ресурсов.

     Именно инвестиции в образование и в науку обеспечили в прошлом опережающее развитие Западной цивилизации -  Европы и Северной Америки в сравнении с Китаем, Индией и другими странами. Исследования развития цивилизаций и стран в прошлых веках  показывают, что человеческий капитал и тогда был одним из основных факторов развития, предопределивших успехи одних стран и неудачи других. Западная цивилизация на определенном историческом этапе выиграла глобальное историческое соревнование с более древними цивилизациями именно за счет более быстрого роста человеческого капитала, включая образование, в средние века. В конце XVIII века Западная Европа перегнала в полтора раза Китай (и Индию) по душевому ВВП и вдвое по показателю грамотности населения [13]. Последнее обстоятельство, помноженное на экономическую свободу, а затем и демократию, стали главным фактором экономических успехов европейцев, а также США и других англосаксонских стран.

     Показательно  влияние человеческого капитала на рост экономики и на примере Японии. В стране Восходящего Солнца, придерживающейся веками изоляционистской политики, всегда был высок уровень человеческого капитала, включая образование и продолжительность жизни.  В 1913 году среднее число лет обучения взрослого населения в Японии составляло 5,4 года, в Италии – 4,8 года, в США – 8,3 года, а средняя продолжительность жизни - 51 год (примерно, как и в Европе и США). В России эти показатели были равны: 1-1,2 года и 33-35 лет. Поэтому Япония по уровню стартового человеческого капитала оказалась готовой в XX-м столетии совершить технологический рывок и войти в число передовых стран мира.

     Человеческий  капитал является самостоятельным  экономическим ресурсом, собственно, фундаментом роста ВВП в сочетании с научно-техническим прогрессом в современных условиях. Отличие этого ресурса от природных ресурсов, классического труда и обычного капитала состоит в необходимости постоянных повышенных инвестиций в него. В развитых странах мира в конце 1990-х годов в человеческий капитал вкладывалось около 70% всех средств, а в физический капитал - только около 30% (Таблица 1). Причем, основную долю инвестиций в человеческий капитал в передовых странах мира осуществляет государство [14]. И именно в этом состоит одна из его важнейших функций в части государственного регулирования экономики. 

Информация о работе Сущность, виды и эффективность инвестиций в человеческий капитал