Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:34, реферат
Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании процесса инфляции, её причин и представлении методов регулирования данного явления.
Объектом изучения стала инфляция как глобальное экономическое явление.
Предметом исследования является процесс инфляции как характерный признак современной экономики на примере России и развитых стран.
Задачи работы: определить последствия инфляции, а также ее состояние на сегодняшний день.
Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность инфляции……………………………………...4
1.1. Сущность инфляции……………………………………………………...4
1.1.1. Виды инфляции…………………………………………………………..6
1.1.2. Измерители темпов инфляции…………………………………………14
1.1.3. Социально-экономические последствия инфляции…………………..15
1.2. История возникновения и развития инфляции……………………..17
1.2.1. Древний мир……………………………………………………………. 17
1.2.2. Соединенные Штаты Америки ……………………………………….. 18
1.2.3. Германия………………………………………………………………... 19
1.2.4. Россия…………………………………………………………………… 21
1.3. Определение инфляции в различных экономических школах …...24
1.3.1. Монетарская теория инфляции…………………………………………24
1.3.2. Кейнсианская теория инфляции………………………………………..25
Глава 2. Антиинфляционная политика в России и за рубежом……………………………………………………………….27
2.1. Основные методы борьбы с инфляцией……………………………….27
2.2. Денежные реформы………………………………………………………33
2.3. Инфляция в России сегодня……………………………………………. 36
Заключение……………………………………………………..……37
Список литературы……………………
Выделяют также ожидаемую и неожидаемую инфляцию. Под ожидаемой инфляцией подразумевается, что она прогнозируется заранее. Например, если все фирмы и население знают, что цены вырастут в 100 раз, то в условиях свободного рынка они и на свои товары требуют повышения цен в 100 раз. Наиболее часты сочетания сбалансированной и ожидаемой инфляции либо несбалансированной и неожидаемой, что особенно опасно.
При инфляции, которую можно
предвидеть и учесть, имеется возможность
скорректировать номинальные
По форме проявления различают инфляцию трех видов
Из Российской практики (переход от скрытой инфляции к открытой):
Либерализация цен в России тяжело отразилась на российской экономике. При освобождении рыночных цен с 1 января 1992 года ожидалось увеличение цен за год в три-пять раз. Однако цены на электроэнергию выросли в 60 раз, железнодорожные тарифы – в 37 раз. Это усилило давление на нижний предел цен на продукцию промышленности и сельского хозяйства, которые возросли соответственно в 33,8 и 9,4 раза. Резко снизилась рентабельность предприятий, сократился объем их собственных оборотных средств, быстро возросла кредиторская задолженность, зарплата выплачивалась несвоевременно, контроль над экономикой был потерян. Однако нельзя утверждать, что именно либерализация породила инфляцию. Либерализация означала переход от скрытой инфляции к открытой.3
Исходя из состояния спроса и предложения, различают два типа инфляции. Когда возникает избыток денег по отношению к количеству предложенных товаров и экономика реагирует повышением цен – налицо инфляция спроса. В данной ситуации обеспечена полная занятость, так как промышленность стимулируется высокими ценами и производительные мощности загружаются полностью. На возрастание совокупного спроса действуют государственные расходы, потребительские расходы. Профсоюзы требуют пересмотра размеров заработной платы, растет покупательная способность населения, кроме того, в условиях экономического бума повышается спрос на средства производства. Графическое изображение инфляции, вызванной спросом, представлено на рисунке 1. Рост расходов смещает кривую совокупного спроса AD вверх и вправо, в состояние AD’, экономика близка к потенциальному объему производства Y( полная занятость и загруженность производственных мощностей). В результате растут цены и инфляция, вызванная избыточным спросом, влияет и на рост цен, и на рост реального ВВП. Однако это в краткосрочном периоде. Как только население осознает, что его заработная плата упала, то потребует пересмотра трудового соглашения, а кривая AS сдвинется влево в положение AS’. Так будет расти уровень цен, и равновесный уровень выпуска будет возвращаться к потенциальному.
Рис. 1. Графическое изображение инфляции спроса
В современной России инфляция спроса имеет свою специфику. Это связано с нерациональным и жестко спланированным в прошлом рыночным механизмом макроэкономических пропорций, прежде всего между производством средств производства и предметов потребления. Для российской экономики характерна несбалансированная структура промышленности. Исторически сложилось, что с 30-х гг. 20в шло преимущественное развитие тяжелой промышленности и замедлялись темпы роста отраслей, производящих предметы потребления. Именно поэтому инфляция 80-90 –хх годов ярче всего проявилась в остром дефиците предметов потребления. В силу негибкости цен инфляция спроса проявлялась сначала на черном рынке. Дефицит товаров даже при низкой покупательской способности подталкивал накопившийся спрос на товары личного потребления. Более того, инфляция переплелась с падением промышленного производства. Началась стагфляция, когда спад производства в сочетании с ростом цен спровоцировал гиперинфляцию. В результате спад производства нарастал, население отвечало ажиотажным спросом на все виды товаров, то есть спрос возрастал и при падающем производстве. В дальнейшем рост цен в России не принимал катастрофических размеров: темпы инфляции в первой половине 2000г. – 12,7%, во второй половине 2001г. – 15,2%. Причем инфляция в 2000г на 50% была обусловлена ростом цен на пищевые продукты питания, на 23% - удорожанием платных услуг.
Экономика второй половины
20в характеризуется не только инфляцией
спроса. Когда цены растут в результате
роста издержек производства в условиях
недоиспользования
В развитой рыночной экономике
спад может ликвидировать
В условиях постсоветской экономики инфляция предложения имела свою специфику:
1. Издержки производства предприятий по инерции стимулировались затратным подходом к ценообразованию.
2. Единство государственной монополии и монополии предприятий при слабости всех уровней профсоюзной монополии в системе ценообразований обеспечивало сравнительно невысокий удельный вес заработной платы.
3. Прежняя стоимостная плановая отчетность породила практику перманентного ценового роста. С помощью механизма надбавок в ответ на повышение оптовых цен росли розничные цены. Это усиливало дисбаланс спроса и предложения, упирающегося в низкие доходы населения.
4. Затратный механизм ценообразования позволял российским предприятиям получить прибыль даже при спаде производства. А отсутствие механизма конкуренции дало возможность существовать и убыточным предприятиям при росте издержек производства.
В силу названных факторов
в России рыночные методы работали
неэффективно. Не было подлинной конкурентной
борьбы, в том числе между
Рисунок 2. Графическое изображение инфляции предложения
Источники инфляции предложения
Для современной экономики характерен монополизм, который может быть источником роста издержек. Он проявляется в трех формах: в действиях государства, профсоюзов и самих предприятий.
Государство может способствовать инфляции через свой финансово-кредитный механизм. Так, повысив ставку процента, государство в лице центрального банка провоцирует удержание кредита. Предприятия не откажутся от кредита, но чтобы выплачивать возросший процент, поднимут товарные цены и будут покрывать кредит за счет потребителя. Так, например, в январе 2002 г. в России введение 10%-ного НДС на лекарства увеличило цены на 25-30%; отмена НДС на печатную продукцию повысила ее цену на 30-37%.
Следующий вид монополии, провоцирующий рост издержек производства, - это профсоюзы. Они влияют на рост издержек производства через заработную плату, которая составляет существенную долю издержек. Поэтому требования профсоюзов о повышении оплаты труда нередко объявляют чуть ли не главным источником и инфляции спроса, и инфляции предложения. Может возникнуть «инфляционная спираль»: повышение заработной платы увеличивает издержки – растет цена товаров – в силу дороговизны товаров профсоюзы требуют нового повышения окладов – в ответ предприниматели опять повышают цены.
Третий источник инфляции
предложения – монополия
Источники инфляции спроса
Факторы инфляции со стороны спроса можно разделить на два вида:
A. Внутренние факторы:
а) монополии, дающие основную массу товаров, заинтересованы в повышении цен на свою продукцию и добиваются этого;
б) военные расходы
государства ведут к
в) увеличение размеров
долгосрочных капитальных
B. Международные факторы: а) рост цен на средства производства на мировом рынке вызывает увеличение цен внутри страны, показывающей за границей вещественные факторы экономического роста;
б) структурные кризисы
в мировой экономике, связанные
с уменьшением природных
в) войны между государствами
сопровождаются огромной
Одним из факторов, который может влиять на инфляцию является безработица. Безработица и инфляция находятся в определенной количественной зависимости. Профессор Лондонской экономической школы А. Филипс установил такую закономерность: чем ниже уровень инфляции, тем выше уровень безработицы. С повышение уровня безработицы уменьшается покупательская способность населения. Безработица отрицательно сказывается на уровне оплаты труда (рис. 3).
Рисунок 3. Графическое изображение Кривой Филипса
Инфляция издержек – рост цен, который вызван повышением производственных расходов (увеличением оплаты труда, удорожанием сырья). При инфляции издержек цены повышаются вместе с увеличением безработицы. В таком случае цена борьбы с инфляцией путем увеличения уровня безработицы становится очень высокой. По расчетам зарубежных экономистов, чтобы инфляция могла снизиться на 1%, безработица должна превысить свой « естественный уровень» на 2%. Но от этого реальный валовой национальный продукт уменьшится на 4% по сравнению с возможной его величиной.
1.1.2. Измерители темпов инфляции
Скорость возрастания уровня цен подсчитывается с помощью статистического показателя – индекса цен. Индекс – это цифровой показатель, выражающий последовательные изменения какого-либо экономического явления – объема производства, цен.
В мировой практике широко используется индекс стоимости жизни. Здесь имеется в виду общий показатель уровня розничных цен особого набора товаров и услуг, которые средний потребитель. В этих целях проводятся следующие расчеты.
Потребительская корзина тем достовернее отражает изменение уровня инфляции, чем больше в ней представлено благ. В связи с этим можно отметить, что в США рыночная корзина охватывает 300 потребительских товаров и услуг, приобретаемых типичным горожанином. Корзина в нашей стране в 1990-х гг. содержала несравненно меньшее количество благ – 70 основных продовольственных продуктов, только 20 непродовольственных товаров и набор некоторых платных услуг.
Индекс цен = Цена рыночной корзины в данном году х 100
Цена рыночной корзины в