Сущность инфляции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 15:34, реферат

Краткое описание

Цель данной работы заключается в теоретическом обосновании процесса инфляции, её причин и представлении методов регулирования данного явления.
Объектом изучения стала инфляция как глобальное экономическое явление.
Предметом исследования является процесс инфляции как характерный признак современной экономики на примере России и развитых стран.
Задачи работы: определить последствия инфляции, а также ее состояние на сегодняшний день.

Содержание

Введение………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность инфляции……………………………………...4
1.1. Сущность инфляции……………………………………………………...4
1.1.1. Виды инфляции…………………………………………………………..6
1.1.2. Измерители темпов инфляции…………………………………………14
1.1.3. Социально-экономические последствия инфляции…………………..15
1.2. История возникновения и развития инфляции……………………..17
1.2.1. Древний мир……………………………………………………………. 17
1.2.2. Соединенные Штаты Америки ……………………………………….. 18
1.2.3. Германия………………………………………………………………... 19
1.2.4. Россия…………………………………………………………………… 21
1.3. Определение инфляции в различных экономических школах …...24
1.3.1. Монетарская теория инфляции…………………………………………24
1.3.2. Кейнсианская теория инфляции………………………………………..25
Глава 2. Антиинфляционная политика в России и за рубежом……………………………………………………………….27
2.1. Основные методы борьбы с инфляцией……………………………….27
2.2. Денежные реформы………………………………………………………33
2.3. Инфляция в России сегодня……………………………………………. 36
Заключение……………………………………………………..……37
Список литературы……………………

Вложенные файлы: 1 файл

Инфлияция1.docx

— 158.99 Кб (Скачать файл)

 

 

 

1.3. Определение  инфляции в различных экономических  школах

1.3.1. Монетарская теория инфляции

Монетаристская концепция  инфляции может быть представлена следующим  образом:

Большинство современных  монетаристов признает, что существует более сложная зависимость между ростом цен и денежной массы. По их мнению, связь между изменением масштабов денежного обращения и движением цен лишь в редких случаях может просматриваться на протяжении коротких промежутков времени. Монетаристы важнейшей и практически единственной причиной инфляционного процесса считают более быстрый рост национальной денежной массы по сравнению с ростом продукта. Следуя их теории, в долговременной перспективе деньги полностью нейтральны и эффект денежных импульсов (ускорения или замедления темпов роста денег) отражается лишь на динамике общего уровня цен, не оказывая ощутимого воздействия на объем производства, инвестиций, занятости рабочей силы и т.д. Однако в течение более кратких периодов (один экономический цикл) изменение денежной массы могут оказать некоторое влияние на состояние производства и занятости, но эффект будет недолгим: через определенное время темп роста реальных показателей производства вернется к исходному уровню. Тем самым, отвергается кейнсианская идея, о возможности постоянно поддерживать темпы экономического роста жертвуя определенным повышением темпов инфляции. Важная роль в монетаристской модели принадлежит и инфляционным ожиданиям, которые формируются с учетом ошибок в прошлых предсказаниях цен.

Монетаристами была предложена теория ожидания. По ее логике ожидание будущей инфляции формируется хозяйствующими субъектами на основе предшествующего и настоящего уровня инфляции. Она предполагает, что в краткосрочном плане может существовать альтернативность инфляции и безработицы, но в долгосрочном плане такой альтернативы нет. Всякая попытка снизить естественный уровень безработицы приводит в движение силы, которые дестабилизируют кривую Филипса и сдвигают ее вправо.

 

 

 

1.3.2. Кейнсианская теория инфляции

Особый интерес в этом плане представляет анализ взглядов кейнсианцев, которые выделяют три основных фактора инфляции: экспансионистскую финансовую и денежно-кредитную политику, стимулирующую спрос; рост издержек производства; практику монополистического ценообразования. Как отмечает сам Дж.М. Кейнс, “когда дальнейшее увеличение эффективного спроса уже не ведет более к увеличению продукции, а целиком исчерпывается в увеличении единицы издержек, строго пропорциональном увеличению эффективного спроса, мы достигаем положения, которое вполне уместно назвать подлинной инфляцией“.  Кейнсианцы рассматривают денежную массу как эндогенную переменную, которая зависит от политики органов денежно-кредитного регулирования и уровня экономической активности. Уровень занятости определяется Кейнсом точкой пересечения функций совокупного спроса и совокупного предложения. Именно в этой точке ожидаемая предпринимателями прибыль будет наибольшей. Выступая за сознательное управление денежным обращением, Кейнс считал необходимым использовать разного рода мероприятия только при неполной занятости. Он предостерегал от применения денежных рычагов в условиях полной занятости, считая, что в этом случае они могут вызвать безудержную инфляцию. “Как только попытка еще больше увеличить инвестиции независимо от величины предельной склонности к потреблению повлечет за собой тенденцию к безудержному росту цен, иначе говоря, в такой ситуации мы достигли бы состояния подлинной инфляции“, - подчеркивает Кейнс.6

  Таким образом, ни  одна современная экономическая  школа не представляет собой  единого монолита. Каждая из них,  как правило, включает в себя  определенные фракции, основывается  на доктринах, и выдвигает особые  варианты практических мероприятий.

 

 

Глава 2. Антиинфляционная политика в России и за рубежом

2.1. Основные методы  борьбы с инфляцией

Антиинфляционная политика является составной частью экономической  политики. Поскольку инфляция стала  одним из элементов производства, антиинфляционная политика направлена на регулирование ее темпа в пределах, не вызывающих отрицательных социально-экономических  последствий. Как свидетельствует  мировой опыт, набор основных антиинфляционных мер типичен для большинства  государств. Их специфика в отдельных  странах определяется темпом инфляции, состоянием экономики, экономической  политикой государства, теоретической  концепцией, на которой она основана.

Особенное значение для сдерживания  инфляции имеют общеэкономические  меры, направленные на поддержание  относительно стабильных темпов экономического роста. Это объясняется тем, что  инфляция возникает как при «перегреве»  экономической конъюнктуры, так  и при спаде производства. Не менее  важную роль в стабилизации денежного  обращения играет равновесие государственных  финансов. С целью поддержания  такого равновесия государство сокращает, прежде всего, непроизводительные бюджетные  расходы и принимает меры по увеличению доходов в целях снижения бюджетного дефицита.

 

Преодоление бюджетного дефицита

В 90-х годах в России важное место в антиинфляционной стратегии занимало преодоление  специфических форм проявления бюджетного кризиса. В числе этих форм: неисполнение бюджета; финансирование расходов в  произвольном объеме; сокращение расходов в зависимости от реальных бюджетных  доходов; нецелевое использование  бюджетных средств; слабый контроль над исполнением бюджетов всех уровней. Согласно мировому опыту рыночная экономика  требует строгой регламентации  бюджетного процесса. В 90-х годах  задачей антиинфляционной политики было реальное уменьшение бюджетного дефицита. В России он составлял 3,6% ВВП –в 1997г., 3,2% - в 1998г., 1,2% - в 1999г.  Россия в 90-х годах использовала все известные в мировой практике источники финансирования бюджетного дефицита: налоги, займы, денежную эмиссию, но неэффективно, так что эти меры не стимулировали экономический рост; к тому же они не опирались на научно обоснованную экономическую политику. Лишь на основе улучшения макроэкономических показателей федеральный бюджет стал сводиться с профицитом: 1,4% ВВП – в 2002г., 1,2% - в 2003г.

Антиинфляционная направленность налоговой политики ориентирована  не только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики  в результате снижения налогового бремени  до приемлемого в бизнесе уровня. Глобальными проблемами являются борьба с уклонением от уплаты налогов и  повышение их собираемости.

 

Регулирование государственного долга

Важное направление антиинфляционной политики – регулирование государственного долга, который растет почти во всех странах, создавая угрозу для стабильности цен. Эта проблема особенно актуальна  для России, где внутренний государственный  долг к 17 августа 1998г достигал 750 млрд руб., а в результате новации государственных ценных бумаг снизился в середине 1999г до 550 млрд дол США, затем снизился до 150 млрд дол. При отсутствии реальных источников своевременного погашения заимствований в мировой практике принято не только устанавливать лимит государственного долга, но и осуществлять контроль над его соблюдением и эффективным использованием занятых в долг ресурсов. В условиях бюджетного профицита и постепенного погашения внешнего долга Россия уменьшила заимствования за рубежом.

Поскольку монетарные факторы  инфляции имеют большое значение, антиинфляционная политика должна предусматривать  регулирование эмиссии денег  и скорости их обращения.

 

Денежная  политика

С 70-х годов 20в в мировой  практике стало применяться таргетирование – установление центральным банком целевых ориентиров прироста денежной массы. Таргетирование денежных агрегатов на Западе стало увязываться с состоянием экономики, определяющим потребности хозяйственного оборота в деньгах. Односторонняя ориентация на ограничение денежной массы в обращении была заменена более гибким подходом. Новым явлением в антиинфляционной политике развитых стран стало расширение сферы таргетирования, которое в современных условиях включает целевые ориентиры динамики денежных агрегатов и инфляции.

Объект таргетирования – это также потребительские цены, динамика которых в основном отражает темп инфляции. Например, Европейский центральный банк устанавливает целевой ориентир роста гармонизированного индекса потребительских цен ( 2- 2,5%) для стран – это членов зоны евро. Для стран, где велика доля импортных товаров на внутреннем рынке (в России примерно 50%), важным объектом таргетирования является динамика валютного курса, которая влияет на темп инфляции.

Хотя на практике таргетирование не обеспечивает выполнение целевых ориентиров, оно сохраняет свое значение в большинстве стран, так как служит базой для корректировки экономической, в том числе денежной, политики.

В России по рецептам монетаристов антиинфляционная политика в 90-х годах 20в. сводилась к жесткому ограничению денежной эмиссии. В середине 90-х годов это привело к снижению коэффициента монетизации до 12%, стимулировало появление денежных суррогатов, которые обслуживали до 70-80% хозяйственного оборота, процветанию бартерных сделок.

После кризиса 1998 года в результате пересмотра макроэкономической политики Банк России взял курс на преодоление  «денежного голода». Денежная масса  в 1999г возросла на 57,2%, в 2000г –  на 82,4%, в 2001 – на 30,7%, в 2002 г. – на 9,8%. Однако форсирование денежной эмиссии чревато усилением инфляции, если оно не способствует росту производства.

Кейнсианские рецепты проведения политики «дешевых денег» как метода антициклического регулирования экономики ориентированы на стимулирование инвестиционного спроса при одновременном ограничении роста заработной платы. Последнее применимо к России, где реальная заработная плата в 1998г снизилась на 13,4%, в 1999 – на 23,2%.  Лишь в 2001г. она достигла 98% от уровня 1998г. и за 2002 г. повысилась на 16,2%, а за 2003 г. – на 10,1%. Поэтому необходим системный подход, а не однофакторная денежная модель для подъема экономики России и регулирования инфляции.

В некоторых странах, например, в Аргентине, в качестве антиинфляционной меры использовалась модель «валютного управления», базирующаяся на том, что  национальная валюта жестко привязана  к доллару США и эмиссии  денег в зависимости от размера  официальных валютных резервов. Эта  политика способствовала развитию экономического кризиса в Аргентине в 2002г.

В антиинфляционной политике в мировой практике и в России важное место принадлежит регулированию  скорости обращения денег, так как  при прочих равных условиях ее увеличение равносильно дополнительной денежной эмиссии.

 

Кредитная политика

В практике антиинфляционного  регулирования важную роль играет кредитная  политика. Для ограничения банковских кредитов периодически повышается официальная  учетная ставка центрального банка, что оказывает влияние на всю  структуру банковских процентных ставок. Иногда регулируются ставки по активным и пассивным операциям банков, осуществляется контроль центрального банка за ресурсами коммерческих банков с помощью системы минимальных  обязательных резервов. Нормы этих резервов при сильной инфляции повышают в целях уменьшения денежного  предложения и снижают по мере стабилизации денежного обращения, например, в 90-х годах в развитых странах, где темп инфляции снизился до 1-2% годовых.

В мировом арсенале инструментов антиинфляционной политики известны примеры  прямого воздействия центрального банка на объем банковского кредита. Так, во Франции после Второй мировой войны практиковалось лимитирование ежегодного роста банковских кредитов, предварительный контроль центрального банка за предоставлением крупных ссуд и другие методы выборочного контроля.

 

 

 

Реструктуризация  банковской системы

В условиях современной России одними из направлений антиинфляционной политики являются санация и реструктуризация банковской системы, подорванной кризисом 1998г. В итоге массового банкротства  количество банков сократилось с 3000 накануне кризиса до 1300 в 2003г.

Благодаря принятым мерам  к 2000г завершился первый этап реструктуризации банковской системы России. Сохранено  жизнеспособное ядро банков. Снизилась  доля проблемных банков. Однако восстановление конструктивных функций банков и  их ориентация на кредитование производства, что важно для укрепления рубля, во многом зависят от модернизации банковской системы.

 

Регулирование цен

Самое трудное направление  антиинфляционной политики – регулирование  цен. Как свидетельствует мировой  опыт, некоторые развитые страны, например страны Западной Европы, в условиях сильной инфляции после Второй мировой войны вводили административное регулирование цен на отдельные товары, например, во Франции в 50-60-х годах, в Италии, Нидерландах, Испании, США – в 70-х годах. На Западе такие меры не играют существенной роли в сдерживании инфляции. Однако государство пытается контролировать ценовую политику монополий в рамках антимонопольного законодательства.

В России государственное  регулирование цен почти не практикуется, за исключением цен и тарифов  на продукцию естественных монополий.  В условиях несовершенной рыночной конкуренции необходимо разумное сочетание рыночного и государственного регулирования цен.

 

Политика  доходов

С 60-х годов 20в для сдерживания  инфляции в ряде экономически развитых стран под наблюдением и контролем  государства применяются «политика  доходов» - согласование и увязка темпа  роста заработной платы и цен. Ее сущность заключается в ежегодном  установлении государством верхнего предела  повышения номинальной заработной платы и цен, использовании экономических  стимулов и санкций для воздействия  на соотношение прибыли и заработной платы. На практике «политика» доходов  сводится к ограничению роста  заработной платы, несмотря на систему  коллективных договор и профсоюзных  гарантий. Во-первых, эти договоры охватывают обычно незначительную часть работающих по найму. Во-вторых, предусматриваемая компенсация ущерба от роста стоимости жизни, хотя и обеспечивает прибавку заработной платы, но отстает от роста цен. В-третьих, крупные предприниматели и правительство оказывают давление на профсоюзы с тем, чтобы они снизили свои требования.

Информация о работе Сущность инфляции