Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.
Введение 2
1. Сущность конкуренции, ее виды 4
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции 8
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции 14
3.1 Чистая монополия 14
3.2 Олигополия 16
3.3 Монополистическая конкуренция 17
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ 19
Заключение. 26
Библиографический список 28
Сущность и виды конкуренции
Введение 2
1. Сущность конкуренции, ее виды 4
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции 8
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции 14
3.1 Чистая монополия 14
3.2 Олигополия 16
3.3 Монополистическая конкуренция 17
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ 19
Заключение. 26
Библиографический список 28
Одной из
экономических предпосылок
децентрализация принятия экономических решений. Свободная конкуренция —
синоним свободы выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок
— неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод
человека и гражданина.
В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно
ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию
прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция
понуждает предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их
предлагать потребителям
более широкий ассортимент
низким ценам и лучшего качества.
Именно это способствует прогрессу экономики: эффективность
производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в
наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение
побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать
технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном
счете растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные
виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые
производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция
обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным
предприятиям.
В то же
время для любого
к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей
деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть предприниматели
стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими
.деятельность предприятия на рынке. Во имя сохранения своей рыночной власти
и контроля за ситуацией на рынке могут совершаться действия, ограничивающие
конкуренцию, создаваться искусственные барьеры для входа на рынок,
заключаться антиконкурентные соглашения, например об ограничениях объема
продаж, фиксации цен, разделе рынка. В свою очередь, ограничение
конкуренции существенно искажает действие рыночных сил, приводит к
нерациональному распределению общественных ресурсов, негативно сказывается
на хозяйственной деятельности.
Актуальность
данной работы определяется
рыночных преобразований в России товарный дефицит уже в значительной мере
преодолен. На первое место для потребителя сегодня выходит уже не само
наличие дефицитного ранее товара, а его характеристики, важнейшими из
которых являются качество и цена. Это совершенно по-новому определяет
стратегию поведения отечественных фирм-производителей, ведь в ситуации
либерализации внешнеэкономической деятельности им приходится выдерживать
значительную конкуренцию со стороны иностранных фирм, работающих на
соответственных сегментах рынка.
Целью работы
является рассмотреть общие
особенности этого понятия применительно к нашей стране. Стоит отметить, что
общетеоретические моменты проблемы хорошо освещены в систематических курсах
по экономической теории, а сегодняшние российские реалии – в периодической
специализированной литературе.. Особо следует выделить учебные пособия
Цыгановой А.Г. «Конкуренция и антимонопольное регулирование» и «Курс
экономической теории» под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.
1. Сущность конкуренции, ее виды
Конкуренция (от лат. сoncurre – сталкиваться) – это борьба между
товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за
лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция
предполагает борьбу товаропроизводителей и поставщиков за наиболее выгодные
условия производства, сферы приложения капитала, источники сырья, рынки
сбыта. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все
общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов
повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее
звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это
сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых
коллективов. Благодаря экономической свободе, сопутствующей ей конкуренции,
рыночная экономика превосходит командно-административную, в которой
конкуренции нет места.
Конкуренция в РФ - состязательность хозяйствующих субъектов, при
которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность
каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения
товаров на соответствующем товаром рынке.
Рассматривая конкуренцию необходимо показать ее как положительные
стороны, так и отрицательные.
Положительные стороны конкуренции:
1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве
новые возможности;
2. конкуренция требует
совершенствовать технику и
3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5. конкуренция требует
от поставщиков товаров (
предлагаемый товар;
6. конкуренция ориентирует
на ассортимент товаров
7. конкуренция повышает
качество продукции (клиент
8. конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции:
1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к
неудачнику;
2. многочисленность «жертв»
в виде банкротств и
Любой товар или услуга в большей или мньшей степени
конкурентоспособна. На конкурентоспособность влияют следующие факторы:
a) при его производстве:
. производительность труда;
. уровень налогообложения;
. внедрение научно-технических разработок;
. размеры прибыли предприятия;
. величина оплаты труда.
б) при его потреблении:
. продажная цена товара;
. качество;
. новизна;
. послепродажное обслуживание;
. уровень предпродажной подготовки.
Говоря о конкуренции необходимо показать ее виды. Существует шесть
видов конкуренции:
1. функциональная конкуренция – базируется на том, что одну и ту же
потребность потребителя
можно удовлетворить по-
2. видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но
разными по оформлению;
3. предметная конкуренция
– это конкуренция между
разными по качеству изделия и по притягательности марки;
4. ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к
расширению рынка;
5. скрытая ценовая конкуренция: бывает двух видов
. продажа личного товара по цене конкурента
. снижение цены потребления товара
6. незаконные методы:
. антиреклама товаров конкурентов;
. производство товаров имитаторов (подделка).
Рыночные отношения оказывают через спрос и предложение постоянное
влияние на развитие производства. Однако это влияние не исчерпывается ролью
цены и ценообразования. Огромное воздействие на производство,
распределение, обмен материальных благ в обществе оказывают модели рынка.
Будем рассматривать типы рынков прежде всего в соответствии с
основными параметрами — численностью и распределением действующих на них
продавцов и покупателей. Кроме этого, для понимания структуры
соответствующего рынка важны следующие показатели: дифференциация продукта,
барьеры входа на рынок, структура затрат на производство, степень
вертикальной интеграции предприятий, степень диверсификации производства у
отдельных субъектов рынка.
В общем виде ответ на вопрос «Кто действует на рынке?» позволяет
описать структуру рынка в ее статическом виде. Ответ на вопрос «Как
действуют присутствующие на рынке субъекты?» позволяет проследить за
динамическим состоянием рынка, дать характеристику поведения субъектов
рынка, которое проявляется в ценовой политике, продуктовой и рекламной
стратегии, инвестиционной и инновационной политике, юридической тактике,
согласовании действий конкурентов на рынке.
Таким образом,
анализируя состояние
эффективности его функционирования, необходимо всегда учитывать как
структурную, так и поведенческую составляющую, а также последствия
отдельных видов государственного регулирования (налогового, таможенно-
тарифного, антимонопольной политики, политики государственной помощи,
регулирования цен и их контроля).
При классификации
типов рынков используются
греческих слов, характеризующих принадлежность субъектов к одной из двух
сторон рынка – продавцам или покупателям (poleo – продаю, psoneo – покупаю)
и их численность (mono — один, oligos — несколько, poly — много). Парная их
комбинация дает наиболее простую и общую классификацию.
Идеальные
модели рынков почти не
реальной .экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов
рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве.
Экономическая теория выделяет чистые формы для изучения наиболее
характерных свойств каждой. Наиболее распространенные типы рынков и их
характеристики представлены ниже.
Типы рынков и их основные характеристики
|Тип рынка |Количество |Однородност|Заменя|Взаимо|
| |субъектов |ь продукции|емость|заменя|од на |субъектов |
| |рынка | |товаро|емость|рынок |на рынке |
| | | |в |субъек| | |
| | | | |тов | | |
| | | | |рынка | | |
| |прода|покуп| | | | | |
| |вцов |ателе| | | | | |
| | |й | | | | | |
|Совершенна|Много|Много|
|я | | | | | |й |небольшие |
|конкуренци| | | | | | | |
|я | | | | | | | |
|Монополист|Огран|Много|
|ическая |иченн| |ованная |я |ительн|нный |е |
|конкуренци|ое | | |степен|ая | |предприятие|
|я | | | |ь | | |и |
| | | | | | | |предприятия|
| | | | | | | |-аутсайдеры|
| | | | | | | |с малыми |
| | | | | | | |долями на |
| | | | | | | |рынке |
|Олигополия|Неско|Много|
| |лько | |либо |я |ельная|нный |примерно |
| | | |дифференцир|степен| | |равные |
| | | |ованная |ь | | | |
|Монополия |Один |Много|Однородная |Нет |Нет |Блокиров|100% |
| | | | | | |ан | |
|Мтнопсония|Много|Один |Незначитель|Незнач|Нет |Блокиров|100% |
| | | |но |ительн| |ан | |