Сущность и виды конкуренции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотреть общие аспекты конкуренции, а также особенности этого понятия применительно к нашей стране.

Содержание

Введение 2
1. Сущность конкуренции, ее виды 4
2. Механизм функционирования совершенной конкуренции 8
3. Механизм функционирования несовершенной конкуренции 14
3.1 Чистая монополия 14
3.2 Олигополия 16
3.3 Монополистическая конкуренция 17
4. Проблема создания конкурентной среды в РФ 19
Заключение. 26
Библиографический список 28

Вложенные файлы: 1 файл

Сущность и виды конкуренции микроэкономика.docx

— 58.83 Кб (Скачать файл)

низкой мобильностью рабочей  силы, кризисной  ситуацией  на  рынке  капитала.

Кроме того, продолжают существовать  значительные  региональные  ограничения

свободного  движения  товаров,  капитала  и  рабочей  силы.   В   результате

происходит локализация  и региональная  сегментация  рынка,  сопровождающаяся

разнообразными  проявлениями  регионального  монополизма  со   стороны   как

хозяйствующих  субъектов,  так  и  местных  органов  власти.   Отличительной

особенностью российской экономики является региональная  замкнутость  многих

рынков, которая усугубляется неразвитостью рыночной  инфраструктуры,  в том

числе отсутствием необходимых информационных  систем,  действиями  местных

администраций, вводящих те или иные ограничения на  ввоз  (вывоз)  продукции

из  регионов,  а  также  высокими  тарифами  на  перевозку  продукции.   Это

способствует воспроизводству  базы монополизма.

      Воздействие   либерализации  внешнеэкономических   связей  на  состояние

конкуренции также оценивается  весьма неоднозначно.  Иностранная  конкуренция

теоретически  должна  способствовать  обновлению  ассортимента  и  повышению

качества российской продукции,  насыщению  рынков  и  развитию  конкуренции.

Однако на практике нередко  наблюдалось быстрое вытеснение с рынка  продукции

отечественных   производителей,   в   первую    очередь    товаров    легкой

промышленности (одежда, обувь) и  бытовой  техники,  которое  сопровождалось

значительным сокращением  производства.

      Разумеется, открытие российского рынка для  зарубежных компаний, в  том

числе транснациональных, привело к оживлению конкуренции.  Вместе  с тем

значительная    часть    продукции    российских    предприятий    оказалась

неконкурентоспособной не только на мировом рынке,  но  и на  внутреннем.  В

условиях кризиса, неплатежей, отсутствия финансовых средств и неразвитости

механизмов государственной  поддержки  на  многих  сегментах  рынка  (как  в

отраслевом,  так  и  в  региональном  разрезе)  отечественные  производители

утратили  свои  позиции.  Зависимость  российской  экономики   от   поставок

отдельных видов продукции  из-за  рубежа  не  только  не  ослабевает,  но  в

значительной степени  усиливается. Как  показывает  практика  антимонопольных

органов,  привлечение   иностранных   инвестиций   в   экономику   в   форме

приобретения  контрольных  пакетов  акций  российских  предприятий  в   ряде

случаев прямо  направлено  на  последующее  устранение  этих  предприятии  с

рынка.

      В целом  можно сделать вывод, что в  ходе экономических реформ в   России

созданы  необходимые  предпосылки  для  развития  конкуренции  на   товарных

рынках. В результате  объективно  происходящих  экономических  процессов  и

принятых государством  мер  по  снижению  доли  государственного  сектора  в

экономике,    сокращению    сферы    государственного    регулирования     и

административного  управления  предприятиями,  демонополизации  экономики  и

развитию  конкуренции  в  рамках   отраслевых   и   региональных   программ,

либерализации цен и внешнеэкономической  деятельности появились  определенные

условия для формирования конкурентной среды на товарных рынках.  Становление

многих  из  них  уже  не  требует  постоянного   и   прямого   вмешательства

государственных органов  в деятельность хозяйствующих субъектов.

      Вместе с  тем состояние конкурентной среды  на различных региональных  и

отраслевых рынках  крайне  неоднородно.  В наиболее  важных  для экономики

структурообразующих секторах рынок является  монопольным,  олигопольным  или

находится  в  состоянии  монополистической  конкуренции.  На  многих  рынках

сохраняются существенные структурные  и административные барьеры,  защищающие

действующие  на  них  предприятия-доминанты  от  здоровых  сил   конкуренции

(горизонтальное   доминирование,   вертикальная   интеграция,   региональная

сегментация, исключительные, в том числе неформальные,  отношения  продавцов

и покупателей, институционально-регламентационные  ограничения на вход  новых

субъектов).

      Разумеется,   такая   структура    рынка    неизбежно    приводит    к

монополистическим действиям  со стороны отдельных его участников в форме  как

индивидуальных    злоупотреблений    доминирующим    положением,    так    и

антиконкурентных   соглашений.   Например,    рынки    продукции    нефтяной

промышленности имеют  различную степень .развитости  конкурентных  отношений:

от субъектов естественной  монополии  в  области  транспортировки  нефти  до

рынка сырой нефти; который в национальном (и даже в мировом) масштабе  можно

оценивать как рынок  с  развитой  конкуренцией.  Однако  наибольшую  долю  в

объеме  деятельности  отрасли занимают  переработка нефти   и   реализация

нефтепродуктов. Если рассматривать  этот рынок как  национальный,  его  можно

считать  олигопольным,  так как основными субъектами  на   нем   являются

вертикально-интегрированные  нефтяные компании.

      К категории  олигопольных и монопольных рынков  можно отнести также

рынки  металлов  (особенно  цветных),  электроэнергии,  услуг  связи,  газа,

железнодорожных перевозок. На рынках  услуг связи и электроэнергии  имеет

место  своеобразный  региональный  структурный  монополизм,  поскольку   они

организованы  по  принципу  «один  субъект  Российской  Федерации   —   один

оператор»,  а  ценообразование  осуществляется  с  участием  органов  власти

субъектов Федерации.

      Стратегические  задачи  государственной  антимонопольной   политики   в

наиболее систематизированном  виде были отражены  в среднесрочной программе

социально-экономического  развития   страны,   утвержденной   постановлением

Правительства Российской Федерации  от 31 марта  1997  г.  №  360.  Программа

определила конкретные задачи антимонопольных органов Российской Федерации:

.  совершенствование   системы   конкурентного   права,   форм   и   методов

   антимонопольного  контроля и регулирования:

. противодействие созданию  новых монопольных структур, усиление  контролю за

   отраслевой экономической  концентрацией:

. распространение требований  антимонопольного регулирования  и  контроля  на

   финансовые рынки,  в том числе рынки банковских  и страховых услуг, и рынок

   ценных бумаг:

. усиление антимонопольного  регулирования в сфере естественных  монополий:

. разработка и реализация  государственной политики демонополизации:

. преодоление ведомственно-бюрократического характера монополизма:

. применение защитных  мер во внешней  торговле  и  поддержка  отечественных

   товаропроизводителей:

.  охрана  объектов   интеллектуальной   собственности   и   предотвращение

   недобросовестной  конкуренции в данной области:

.   усиление   интеграции   деятельности   национальных   и   международных

   антимонопольных органов:

    Многие из этих  направлений антимонопольной политики  уже в той или  иной

степени  реализованы,  однако  это  не  означает,  что  в   России   создана

полноценная  конкурентная  среда  и  высокоэффективная   правоприменительная

система.  Для  дальнейшего  поддержания  курса   на   развитие   конкуренции

необходимы  как  усиление  собственно  антимонопольной  политики  и  системы

антимонопольных органов, так  и реализация  мер  общеэкономической  политики,

способствующей созданию условий для развития конкуренции,  облегчения  входа

новых субъектов на рынки  и  устранения  структурного  доминирования.  Прежде

всего речь идет о дальнейшей  либерализации  хозяйственной  жизни  в  целом,

будь то правила доступа  к объектам недвижимости или земле,  законодательство

и практика лицензирования, система налогообложения или  режим  внешнеторговой

деятельности. В существенном улучшении  нуждается  судебная  система,  чтобы

она эффективно защищала права  частной собственности  и  помогала  разрешению

хозяйственных споров.  Требуется  надлежащее  государственное  регулирование

транспортных    тарифов,    поскольку    оно    способствует     преодолению

территориальной  разобщенности  хозяйствующих  субъектов  и   регионализации

рынков. Признаком  конкурентной  экономики  является  полнота  информации  о

рынке, конкурентах, ценах, доступной хозяйствующему субъекту  и необходимой

ему  для  принятия  экономических  решений,  поэтому   важной   составляющей

государственной  конкурентной  политики  становится   создание   (содействие

созданию)  соответствующих  информационных   систем.   Наконец,   необходима

постоянная деятельность государства по устранению административных  барьеров

в    предпринимательской    деятельности,    искоренению    коррупции,     и

протекционизма» т.е. факторов, существенно искажающих ситуацию на рынке.

                                 Заключение

 

 

      Конкуренция   представляет   собой   соперничество,   состоящее   между

участниками  рыночной  экономики  за  приобретение  наиболее   благоприятных

условий своего хозяйствования. Формы такого соперничества могут  быть  самые

различные, однако существует объективная потребность не  только  глубокого

познания закономерностей  и условий зарождения этого соперничества  как  формы

движения капитала, бизнеса, но и  установления  границ,  сдержек  этих  форм

движения хозяйственной  деятельности.

      Рыночная  конкуренция за выживание и   экономическое  процветание   между

предпринимателями принимает  более  цивилизованную  форму,  если  эта  борьба

подчиняется регулированию  со стороны общества в лице государства.

      Конкуренция,  как она себя проявляла во  все времена, представляется как

"война всех против  всех". Эта война выглядит так:

      Первый фронт  мы видим  среди  продавцов,  цель  которых  продать  свои

продукты недорого. Побеждает  тот, кто может без ущерба для  своего  бизнеса,

продать товар дешевле.

      Второй  фронт  развертывается  в   рамках  взаимодействия  покупателей,

которые стремятся приобрести товары по  меньшей  цене.  Побеждает  тот,  кто

может предложить за товар  более высокую цену.

      Третий  фронт  -   это   взаимодействие   объединенных   продавцов   с

объединенными покупателями. Выигрывает тот фронт, который оказывается  более

сплоченным в проведении своей политики  в отношении уровня  цен.  Исходом

указанной борьбы в тот  или иной период является установление общей  цены  на

однородные продукты. Конкуренция  в данном случае выступает в качестве  силы,

уравнивающей рыночные цены, устанавливает общественные цели.

      Конкуренция   при  всех  ее  положительных   и  отрицательных  сторонах,

является  важным  элементом  рыночного  механизма  саморегулирования.  Рынок

является  индикатором  общественно  необходимых  потребностей   общества   в

соответствующем количестве материальных благ.

      С другой  стороны  рынок  сигнализирует   о  состоянии  и  потенциальных

возможностях общественного производства  в созидании необходимых обществу

материальных благ.

      В рыночной  конкуренции проявляется действие  закона стоимости. Под  его

воздействием одни производители  товаров успешно выдерживают  противодействие

своих конкурентов и прогрессируют  в  своем  развитии,  другие  разоряются  и

сходят со сцены участников рыночной конкуренции.

      Свободная  конкуренция свойственная существованию   большого  количества

независимых  форм  может  принимать  другие  формы,  которые  сами  по  себе

представляют полную ее  противоположность.  Такой  противоположностью  может

быть монополия или  олигополия.

      Монополия   как  особое  состояние   поставщика   товаров   или   услуг

характеризуется тем,  что  продавец  обладает  возможностью  диктовать  свои

условия продажи товаров.

      В  разных  странах  в  различное   время  существовали  различные   виды

монополий. Эти виды формируются  под влиянием  различных  факторов:  времени,

пространства,  форм  взаимодействия  субъектов  хозяйственной  деятельности,

входящих в монополистическое  объединение.

      Естественные  монополии  представляют  собой   хозяйствующие  субъекты,

имеющие  в своем распоряжении  или управлении  редкие   и   свободно   не

воспроизводимые материальные блага или услуги - земли, полезные  ископаемые,

газ, электричество и т.п.

      Случайные,  временные монополии, которые  возникают благодаря  случайным

обстоятельствам,   могут   создаваться   в   условиях,   когда    появляется

исключительная  возможность  изготовлять  или  продавать  определенный   вид

продукции  или  располагать  лучшими  факторами  производства  -   техникой,

технологией, рабочей силой. Примером таких монополий могут  служить  крупные

Информация о работе Сущность и виды конкуренции