Сущность и классификация прогнозов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 15:30, реферат

Краткое описание

Планирование закупочной деятельности должно быть направлено на исполнение принципа эффективности и экономности использования бюджетных средств. Отсутствие планирования закупок ведет к несоблюдению сроков конкурсных процедур, отказам заказчиков от проведения открытых конкурсов, проведению внеконкурсных процедур размещения заказов, которые не дают экономии бюджетных средств. Чем тщательнее будет разработан план, чем точнее он будет сбалансирован с бюджетом, и чем точнее он будет в последствии выполнен, тем более эффективной будет закупочная деятельность в целом.

Вложенные файлы: 1 файл

методы и инструменты проведеня эконом. исслед.doc

— 119.00 Кб (Скачать файл)

 

 

Введение

 

Планирование закупочной деятельности должно быть направлено на исполнение принципа эффективности  и экономности использования  бюджетных средств. Отсутствие планирования закупок ведет к несоблюдению сроков конкурсных процедур, отказам  заказчиков от проведения открытых конкурсов, проведению внеконкурсных процедур размещения заказов, которые не дают экономии бюджетных средств. Чем тщательнее будет разработан план, чем точнее он будет сбалансирован с бюджетом, и чем точнее он будет в последствии выполнен, тем более эффективной будет закупочная деятельность в целом.

Исследования показывают, что экономическая категория  «план» — это одна из категорий  научного предвидения. План базируется на прогнозе. Исходным материалом для  планирования являются социальные и экономические прогнозы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сущность  и классификация прогнозов

 

Примерная классификация  основных видов прогнозов приведена  на рис. 1.

Рисунок 1. Основные виды прогнозов

В организациях, как правило, разрабатывают экономические прогнозы. На практике экономический прогноз — это документ, фиксирующий возможную степень достижения тех или иных целей субъекта хозяйствования в зависимости от способа будущих действий.

Прогноз в переводе с  греческого означает «вперед, узнавание». Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем и об альтернативных путях и сроках их осуществления.

Особенности прогноза:

1. Прогноз является  следствием действительности как  единого целого, а будущее, отраженное в прогнозе, - это результат сложного комплекса причин и условий. Прогноз – итог выводов и обоснованных предположений, аргументированное заключение о направлениях развития в будущем.

2. Для составления прогноза необходимы научные исследования количественного и качественного характера, включая количественную оценку на будущее.

3. Прогноз является  ориентиром для планирования, основой  для подготовки плана.

4. Временные и пространственные  горизонты прогноза зависят от  сущности рассматриваемого явления.

5. Точность прогноза проверяется временем.

В прогнозировании выделяют понятия "объект" и "прогнозный фон". К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, на которые направлена познавательная и практическая деятельность человека. Прогнозным фоном называется совокупность внешних по отношению к объекту условий, существенных для обоснованности прогноза.

Прогноз позволяет достичь  поставленные цели хозяйствования в  рамках экономических отношений. Он не является самоцелью, а служит задачам  достижения эффективного хозяйствования, которое осуществляется по законам рыночной экономики. Поэтому по отношению к экономической теории экономическое прогнозирование носит вспомогательный характер.

Сложилась определенная классификация экономических прогнозов, т.е. система их деления на виды согласно определенным признакам (критериям) (табл. 1).

Таблица 1.

Типовая классификация экономических прогнозов

 

Признаки классификации

Виды прогнозов

Горизонт прогнозирования

Долгосрочный (5-15 лет)

Среднесрочный (1-5 лет)

Краткосрочный (1 месяц – 1 год)

Оперативные (до 1 месяца)

Время осуществления  прогнозов

В реальном масштабе времени

Этапный

Неограниченный по времени  принятия решений

Цель прогнозирования

На основе творческого  видения будущего

Поисковый

Нормативный

Комбинированный

Способ предоставления информации

Точечный

Интервальный

Характер прогнозирования

Активный

Пассивный

Вариантный

Инвариантный

Оптимистический

Пессимистический

Степень детерминированности  объекта

Детерминированный

Стохастический

Смешанный


 

Глобальные прогнозы рассматривают наиболее общие тенденции и закономерности экономики в мировом масштабе; макро прогнозы служат для прогнозирования общих тенденций на уровне страны в целом; структурные — для предсказания развития комплексов народного хозяйства в разрезе республик, регионов, их отдельных социальных и производственных сфер; региональные — предсказывают развитие отдельных регионов страны; отраслевые прогнозы определяют тенденции развития отдельных отраслей народного хозяйства; микропрогнозы разрабатывают для организаций по видам продукции.

Прогнозирование в реальном масштабе времени проводят относительно объектов, которые быстро меняют свои характеристики, вследствие чего необходимо не допустить выхода объекта из области управляемых или допустимых состояний с вероятностью не менее заданной. Этапный прогноз предполагает принятие прогнозных решений в течение одного этапа жизненного цикла, а реализацию—в течение другого этапа. Прогнозы, не ограниченные по времени принятия решения, составляются без указания конкретного срока.

Прогнозирование на основе творческого видения будущего базируется на «утопическом» или «антиутопическом» описании будущего; это, как правило, качественный прогноз, основанный на прогрессивных научных теориях. Поисковые прогнозы имеют в своей основе объективный анализ исторических закономерностей; в них закладывается принцип развития от настоящего к будущему. Нормативные прогнозы предполагают проведение исследований от будущего (нормативного, желаемого) состояния к настоящему. Комбинированные прогнозы используют поисковые и нормативные приемы.

Точечный прогноз предполагает единственное наиболее вероятное значение прогнозируемого показателя. Интервальный прогноз предсказывает величину показателя в определенном интервале.

Пассивный прогноз предполагает, что регион, предприятие не могут активно воздействовать на свое будущее, т.е. у предприятий, регионов нет возможностей воздействовать на внешнюю среду. Активный прогноз, наоборот, предполагает самые активные воздействия предприятия, региона на внешнюю среду.

Вариантный прогноз связан с неопределенностью внешней среды и предполагает разработку нескольких вариантов развития предприятия. Инвариантный прогноз разрабатывается в одном варианте.

Детерминированный прогноз осуществляется без существенных потерь информации в описании условий, стохастический - требует учет случайных величин, смешанный - включает характеристики двух вышеуказанных прогнозов.

Прогнозы могут быть построены на информации, полученной из официальных источников, на основе экономических исследований и информации, полученной их случайных источников. В рыночных условиях присутствуют все три вида информации. Задача прогнозиста – объективно оценить ее.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методологические основы прогнозирования

 

Методология научного экономического предвидения включает совокупность принципов и методов, применяемых в процессе прогнозирования и планирования. Рассмотрим подробнее методологию прогнозирования.

Принцип прогнозирования характеризует основное исходное положение или идею теории.

Основные принципы прогнозирования:

1. Системность - требование взаимоувязанности и соподчиненности объекта, фона и элементов прогнозирования.

2. Согласованность - необходимость согласования поисковых и нормативных прогнозов различной природы (признаков) и различного срока упреждения времени.

3. Вариантность - требование разработки вариантов прогнозов, исходя из вариантов прогнозного фона.

4. Непрерывность - необходимость производить корректировку прогноза по мере поступления новой информации об объекте прогнозирования.

5. Верифицируемость - потребность в достоверности, точности и обоснованности прогноза.

6. Эффективность - определяет необходимость превышения экономического эффекта от использования прогноза над затратами по его разработке.

В прогнозировании большое  значение имеет выбранный метод. Метод прогнозирования — это способ исследования объекта прогнозирования, направленный на разработку прогноза.

Все методы прогнозирования  условно можно подразделить на две большие группы: интуитивные (экспертные) и формализованные. В основу такой классификации положен принцип действия и способ получения информации. Экспертные методы прогнозирования включают индивидуальные и коллективные экспертные оценки. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и моделирования (рис. 2).

 

Рисунок 2.  Классификация методов прогнозирования

 

Сущность экспертных методов заключается в том, что  в основу прогноза закладывается  мнение специалиста или коллектива специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте.

Эти методы применяют при следующих  условиях:

  1. Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации.
  2. Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сделать выводы.
  3. Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Индивидуальные  оценки, или метод согласования оценок, что предполагает, что каждый эксперт дает свою (личную) оценку вероятности события. Такие оценки используются, как правило, при  решении узких научных или практических проблем. Их дают эксперты независимо друг от друга.

    Интервью предполагает частную беседу организатора прогнозной деятельности с экспертом. Организатор заранее разрабатывает программу в виде вопросов по перспективному развитию прогнозируемого объекта. Эксперт экспромтом должен дать заключение по самым разным вопросам.

Аналитические записки, или аналитические экспертные оценки. При использовании этого метода эксперт индивидуально проводит все необходимые на его взгляд разработки по анализу и прогнозированию объекта. Он может иметь доступ к необходимой информации, справочной литературе, результатам различных исследований и т.д. Свои результаты в виде основных доказательных выводов эксперт направляет организатору разработки прогнозов.

Построение  сценариев. В экономическом прогнозировании под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, которые связывают настоящее и будущее. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным, или ожидаемым.

При экспертном прогнозировании  достаточно широко используется анкетирование. Сложным является разработка анкеты и формирование вопросов в виде системы. К последней предъявляют следующие требования: применение стандартизированной технологии; отсутствие смысловой неопределенности в формулировке вопроса; целевое соответствие объекту прогнозирования.

 

Коллективные  экспертные оценки предполагают определение согласованности мнений экспертов по перспективным направлениям развития объекта прогнозирования, сформулированным отдельными специалистами.

Метод «мозговой атаки» («мозгового штурма») имеет целью получить коллективную генерацию идей и творческое решение поставленной проблемы и определить возможные варианты развития событий. Для этого формируется сеть (группа) экспертов во главе с ведущим. Оптимальным составом считается группа из 6—12 человек. Продолжительность работы экспертов от 20 мин > 1 час.

Метод «комиссий» («круглого стола»). В этом случае назначается либо выбирается комиссия, которая наделяется правом предварительного или окончательного заключения, т.е. комиссия организует «круглый стол», в рамках которого будут согласовываться мнения экспертов с целью выработки единого мнения.

Суть метода «Дельфы» состоит в проведении анкетных опросов. Имеет три особенности: полная анонимность экспертов; использование результатов предыдущего тура опроса; полная статистическая характеристика группового ответа.

Метод «дерева целей» может оперировать с качественной и количественной информацией. Это иерархическая соподчиненная структура целей. В результате в организации складывается определенная система целей, а также механизм ее постоянного обновления. В рамках этой системы цели обычно находятся в определенных отношениях друг к другу.

Информация о работе Сущность и классификация прогнозов