Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:20, реферат
Целью деятельности любого коммерческого предприятия является выпуск определенной продукции (выполнение работ, оказание услуг) установленного объема и качества, в определенные сроки. Но при установлении масштабов деятельности следует исходить не только из народнохозяйственных и индивидуальных потребностей в данной продукции (услугах), но и в необходимости учитывать достижение максимального уровня ее эффективности.
Введение ……………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Эффективность деятельности предприятия: понятие, сущность ……… 4
Понятие эффективности ………………………………………………………. 4
Основные показатели эффективности деятельности
предприятия………………………………………………………………… 9
Глава 2. Сущность и структура стратегии предприятия ………………………… 21
Заключение …………………………………………………………………………… 33
Список использованной литературы ……………………………………………… 34
Во-первых, к стратегическим следует относить те виды ресурсов, объемы и структура которых могут быть существенно изменены лишь путем принятия и реализации соответствующих стратегических решений. Во-вторых, для более детальной формулировки определения потенциала необходимо специфицировать условия, в которых будет протекать деятельность предприятия. Если речь идет, скажем, о работе в условиях кризиса платежей, то в качестве стратегических выступают такие ресурсы, как финансовые или другие ликвидные активы, налаженные надежные кредитные линии и т.п. Если рассматривается деятельность предприятия в условиях энергетического кризиса, в качестве стратегических ресурсов фигурируют другие виды ценностей. В нормальных условиях в качестве составляющих потенциала следует рассматривать ресурсы, обеспечивающие достижение предприятием конкурентных преимуществ: отработанная технология, прогрессивное оборудование, интеллектуальные ресурсы, патенты и т.д. По существу именно такая ситуация описывается в теории «пяти сил конкуренции» М. Портера (Porter, 1985).
Потенциал предприятия не является
постоянной величиной. Так же, как
и другие элементы производства, он
подвержен изменениям. Однако по сравнению
с другими характеристиками предприятия
в нормальных условиях он проявляет
более высокую степень
Конечно, потенциал предприятия (как,
впрочем, и любой другой сложной
системы, например реального человека)
представляется несколько абстрактной
категорией. Его границы расплывчаты,
факторы не вполне определены, влияние
на текущие процессы опосредовано.
Но вместе с тем эта категория
весьма конкретна, поскольку практически
каждое решение может оказать
на него (и через его посредство
на всю последующую историю
Система управления предприятием, основанная на стратегическом планировании, дополненном механизмом согласования текущих решений – тактических и оперативных – со стратегическими, а также механизмом корректировки и контроля за реализацией стратегии, называется системой стратегического управления.
Стратегическое планирование отличается
от хорошо известного в бывшем СССР
долгосрочного планирования двумя
основными чертами (исключаем из
рассмотрения различие в характере
функционирования предприятия в
централизованной и в рыночной экономике)
– различиями в «горизонте» и
предмете планирования. «Горизонт» долгосрочного
плана однозначно задается до его
формирования (5, 7, 10, 15, 20 лет и т.п.),
в то время как стратегия
По содержанию (предмету) стратегическое
планирование обращается лишь к базисным
процессам на предприятии и за
его пределами, уделяя внимание не только
и не столько внешним результатам
деятельности предприятия, сколько
наращиванию его социально-
Наконец, стратегию предприятия следует отличать от политики предприятия. Политика предприятия определяет провозглашаемые намерения организации. Она призвана ориентировать процесс принятия решений в нужном для стратегии направлении. Поэтому понятие «стратегия» носит более широкий и фундаментальный характер, чем понятие «политика».
По содержанию стратегия предприятия
должна охватывать решения в области
структуры и объемов
1. Товарно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих номенклатуру, объем и качество выпускаемой продукции и способы поведения предприятия на товарном рынке.
2. Ресурсно-рыночная стратегия – совокупность стратегических решений, определяющих поведение предприятия на рынке производственно-финансовых и иных факторов и ресурсов производства.
3. Технологическая стратегия – стратегические решения, определяющие динамику технологии предприятия и влияние на нее рыночных факторов.
4. Интеграционная стратегия – совокупность решений, определяющих интеграционные функционально-управленческие взаимодействия предприятия с другими предприятиями.
5. Финансово-инвестиционная стратегия – совокупность решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.
6. Социальная стратегия – совокупность решений, определяющих тип и структуру коллектива работников предприятия, а также характер взаимодействия с его акционерами.
7. Стратегия управления – совокупность решений, определяющих характер управления предприятием при реализации избранной стратегии.
В последнее время многие предприятия
перестраивают свою внутреннюю производственно-
8. Стратегия реструктуризации
– совокупность решений по приведению
производственно-
Для стратегического планирования характерно использование типовых классификационных группировок отдельных частных вариантов выбора направлений и характера развития. Формирование стратегий предполагает выбор одного из нескольких (обычно не более десяти) заранее разработанных вариантов в той или иной сфере в зависимости от внешних стратегических факторов и сделанного ранее выбора.
В целом комплекс стратегического
планирования включает в себя следующие
элементы:
· определение классификационных признаков
стратегических вариантов;
· классификацию стратегий;
· формирование элементарных (базисных)
стратегических вариантов;
· определение структуры множества базисных
вариантов для их комбинирования при создании
комплексных вариантов;
· формирование комплексных стратегических
вариантов;
· определение критериев сравнения вариантов;
· анализ и сравнение комплексных вариантов
для определения осуществимости и эффективности;
· выбор комплексной стратегии;
· определение критериев для пересмотра
принятой стратегии;
· создание упрощенных версий принятой
стратегии для информирования различных
категорий заинтересованных в деятельности
предприятия лиц;
· разработка механизмов реализации стратегии;
· разработка механизмов контроля соответствия
принимаемых на предприятии решений избранной
стратегии.
На практике разработка стратегии
– это выполнение следующих этапов:
· уточнение границ предприятия, его идентификацию
в хозяйственной, деловой, административной
и иных средах в системе рыночной экономики;
· анализ стратегического потенциала
предприятия;
· определение в соответствии с потенциалом
предприятия возможных зон хозяйствования;
· анализ рынка продукции в сфере, определяемой
стратегическим потенциалом предприятия,
– зоне хозяйствования;
· позиционирование предприятия в зоне
хозяйствования;
· определение технологической стратегии;
· формирование вариантов и выбор товарно-рыночной
стратегии предприятия;
· формирование вариантов и выбор ресурсно-рыночной
стратегии предприятия;
· анализ возможностей создания интеграционной
зоны предприятия, определение интеграционной
стратегии предприятия;
· разработка финансово-инвестиционной
стратегии предприятия;
· разработка вариантов и выбор социальной
стратегии предприятия;
· определение стратегии управления.
Эти этапы могут повторяться
и корректироваться в ходе формирования
стратегии. Однако хотелось бы подчеркнуть
следующий принципиальный момент: в
первоначальной, базовой последовательности
этапов анализ потенциала предприятия
должен предшествовать анализу рынка.
Это связано с тем, что без
знания потенциала невозможно определить,
какая именно часть рынка должна
подвергнуться наиболее детальному
исследованию. Понятно поэтому, как
важен процесс анализа
Как видно из приведенного перечня этапов, создание и внедрение стратегии – достаточно трудоемкая процедура. Однако значимость для предприятия этого процесса намного превосходит затраты на его реализацию. Дело в том, что сам по себе процесс осмысления ситуации, ее коллективное обсуждение, разбор различных вариантов действий в тех или иных сферах деятельности предприятия приносят огромную пользу, повышают степень системности и обоснованности принятия решений и управления предприятием в целом. Немаловажно и то, что в процессе обсуждения стратегии улучшается менеджмент, консолидируется коллектив, снижается уровень противоречий в интересах собственников, менеджеров, работников предприятия.
Заключение
В каждой национальной экономике имеются
неисчерпаемые резервы
В каждой национальной экономике имеются возможности получить дополнительные выигрыши за счет структурных изменений в экономике, используемых ресурсов, внедрения новых технологий, улучшения качества сырья, материалов, новых видов топлива и других факторов. Поэтому для всех стран актуальной является проблема использования имеющихся возможностей (при данном уровне развития) в деле повышения эффективности хозяйствования, распределения и обмена ресурсов и потребления готовой продукции (товаров и услуг).
Таким образом, эффективность является сложной категорией, которая складывается на предприятии (в отрасли и т. п.) под влиянием множества внутренних и внешних факторов.
Информация о работе Сущность и структура стратегии предприятия