Сущность и функции денег

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 23:35, контрольная работа

Краткое описание

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы. Деньгами в обширном смысле слова могут быть названы всякие знаки ценности, служащие для размена, приобретения других предметов, покупки или найма человеческого труда.

Содержание

Введение 3
1.Определение денег в различных теориях 4
1.1. Марксистская теория денег 7
2. Деньги, как особый товар и всеобщий эквивалент 10
2.1. Потребительная стоимость и стоимость 12
3. Деньги как экономическая категория 14
3.1. Функции денег 15
3.2. Законы денежного обращения 26
3.3. Деньги в неоклассической теории 29
3.4. Виды денег 31
4. Денежная масса, ее структура 35
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика тема 13.docx

— 82.79 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Деньги, как особый товар и всеобщий эквивалент

Деньги являются неотъемлемым составным  элементом товарного производства и развиваются вместе с ним. Эволюция денег, их история являются составной  частью эволюции и истории товарного  производства, или рыночной экономики.

Деньги существуют и действуют  там, где хозяйственная жизнь  осуществляется посредством движения товаров.

Экономическое понятие “товар” подразумевает  любой продукт, участие которого в хозяйственной жизни совершается посредством купли-продажи. В условиях господства натурального хозяйства, когда продукты производились в основном для собственного потребления, они еще не являлись товарами. Развитие разделения труда, которое сопровождалось возникновением регулярного обмена продуктами труда, привело к становлению товарного хозяйства, при котором продукты стали производиться специально для продажи и таким образом становились товарами.

Для того чтобы какой-либо продукт  стал товаром, он должен отвечать следующим  условиям:

  • он должен производиться не для собственного потребления, а для продажи;
  • он должен удовлетворять определенным потребностям, то есть обладать полезностью; причем товар должен быть полезным для покупателя, что находит свое подтверждение в факте купли-продажи;
  • он должен обладать стоимостью. Стоимость товара – это некие затраты, связанные с ним, причем не индивидуальные затраты производителя (себестоимость), а затраты, признанные обществом, что также должно быть подтверждено посредством купли.

Отсутствие  любого из них означает, что данные продукт товаром не является. Например, когда какой-либо продукт производится для личного потребления или его невозможно купить или продать – тогда этот продукт товаром не является.

Общая тенденция  экономического прогресса общество сопряжена с последовательным превращением на протяжении определенных исторических периодов всех продуктов в товары, обращающихся на соответствующих рынках.

С точки зрения полезности невозможно найти единую меру, с помощью которой можно  было бы сравнить различные товары. Например, сигареты для курильщика обладают определенной ценностью, тогда  как для некурящего человека они  абсолютно бесполезны. Или другой пример: два человека могут по-разному  оценить полезность того или иного  товара. Так, для фотомодели одежда имеет первостепенное значение, большую  ценность, чем калорийные продукты питания, а для спортсмена – наоборот.

Стоимость товаров  делает их соизмеримыми и предопределяет их способность обмениваться друг на друга. С позиции стоимости можно  сравнить одежду, продукты питания, сигареты и все другие товары. На рынке  происходит обмен, совершаются сделки купли-продажи товаров. В обмене участвуют с одной стороны  продавцы – владельцы товаров, а  с другой стороны покупатели, готовые  приобрести эти товары. Товары обмениваются друг на друга в определенных пропорциях. Мерой стоимости одного товара становится какое-то количество другого товара. Этот товар постепенно превращается в деньги.

Тот факт, что покупатель как представитель  общества купил какой-либо товар, означает, что общество в его лице одобрило производственную деятельность личности, являющейся владельцем и продавцом  данного товара. До момента продажи  товары являлись продуктами хозяйственной  частной деятельности, целесообразность которой оставалась под вопросом. Пройдя сделку купли-продажи, товар  становится составной частью общественного  богатства.

Появление товаров  и развитие товарного обращения  повлекло за собой появление и  развитие денег. Движущей силой развития денег служит прогресс товарных отношений. Каждая новая ступень развития денег  порождается потребностями соответствующей  ступени зрелости товарных отношений. В современных условиях товаром  являются не только продукты материального  производства и услуги, но и факторы  производства, а также сами предприятия  как хозяйственные ячейки. Новым  условиям соответствуют развитие новых  форм денег.

С экономической  точки зрения деньги можно определить как средство выражения стоимости  товаров, меру стоимости, всеобщий эквивалент множества стоимостей товаров. Используя  деньги в качестве всеобщего эквивалента, мы можем измерить стоимости всех товаров, присутствующих на рынке, и  сравнить их между собой.

 

2.1. Потребительская стоимость товаров

Потребительская стоимость, это способность товара удовлетворять ту или другую потребность  – это качественная сторона товара. Ее характеризует определенная отличительная  черта. Потребительская стоимость  товара должна быть продуктом труда, человеческой деятельности. Если какая-то полезная вещь не является результатом  такой деятельности (например, вода в естественном источнике), то эта  вещь не имеет потребительской стоимости  товара.

Потребительская стоимость товара всегда имеет общественный характер, ведь удовлетворяет потребность  рынка, а следовательно, общества. 
Потребительская стоимость товара поступает в потребление только с помощью обмена, покупки-продажи. Продукты натуральной феодальной ренты, невзирая на свою полезность, присваивались феодалом бесплатно, без эквивалентного обмена, следовательно, не имели потребительской стоимости товара.

Дальше, потребительская стоимость  товара всегда имеет исторический характер, то есть возникает, развивается и  исчезает во время возникновения  и развития товарного производства и каждого отдельного товара. 
Два товаров обмениваются на рынке из-за того, что пересеклась потребность их владельцев. Следовательно, потребительская стоимость товара как экономическая категория выражает рыночные отношения между товаровладельцами из удовлетворения их потребности.

 

 

3. Деньги как экономическая категория

Деньги - экономическая  категория, в которой проявляются  и при участии которой строятся общественные отношения; деньги выступают  в качестве самостоятельной формы  меновой стоимости, средства обращения, платежа и накопления.

Деньги возникают  при определенных условиях осуществления  производства и экономических отношений  в обществе и способствуют дальнейшему  их развитию.

Под влиянием меняющихся условий развития экономических  отношений изменяются и особенности  функционирования денег.

К непосредственным предпосылкам появления денег относятся:

• переход  от натурального хозяйства к производству товаров и обмену товарами;

• имущественное  обособление производителей товаров - собственников изготовляемой продукции.

Экономические свойства денег заключаются в  том, что они служат:

1) мерой стоимости  всех товаров. Все товары, как  результат труда, являются соизмеримыми, и это их свойство дает возможность  измерять стоимость различных  товаров по отношению к одному  и тому же товару - деньгам.  Тем самым последние превращаются  в общую меру стоимости, во  всеобщий эквивалент. Деньги в  качестве меры стоимости однородны,  что позволяет легко сопоставить  стоимость товаров путем их  определения и сравнения в  деньгах. В этом своем качестве  они выступают идеально: нет необходимости  иметь их в наличии. Меновая  стоимость товара, выраженная в  деньгах, представляет собой его  цену;

2) всеобщим  орудием обращения, средством  обмена. При осуществлении этой  функции деньги воплощаются в  материальные знаки стоимости  и, являясь всеобщим эквивалентом, позволяют производить обмен  товаров, поскольку принимаются  каждым продавцом;

3) средством  сохранения ценности, накопления. В  этом случае они сохраняются  у субъекта после продажи товаров.  Возможность держать ценности  в виде денег возникает вследствие  их абсолютной ликвидности, т.е.  предельно легкой реализуемости  и способности обмениваться на  любой иной товар;

4) средством  платежа. С развитием товарного  обмена возникает такое положение,  когда отчуждение товаров отделяется  во времени от передачи встречного  эквивалента, т.е. товары продаются  в кредит. Несовпадение во времени  покупок и продаж порождает  функцию денег как средства  платежа, которую они выполняют  в момент погашения долга.

 

3.1.Функции  денег

Функция  меры  стоимости.

Первой  функции  денег  является  функция  меры  стоимости,  т.е.   их

 способность   измерять  стоимости  всех  товаров,  служит  посредником   при определении цены.  Необходимо  понимать,  что не  деньги  делают   товары  соизмеримыми,  а товары  соизмеримы   с   помощью   денег,   потому,   что они,  как и деньги,  являются   продуктами   человеческого   труда.   Цену может иметь только  тот   товар,   который   находится   в   относительной форме стоимости.  Сами  деньги  цены   не   имеют.   Вместо   цены   деньги  обладают  покупательной способностью,  которая выражается   в   количестве товаров,  которые можно на  них купить.

Придавая  форму цены другим товарам,  сами деньги в условиях  обращения  полноценных металлических денег  не имеют цены. Стоимость  золота  как  денег выражается в потребительной  стоимости  других  товаров.   Поскольку  золото обменивается на  любые   товары,   его   относительная   стоимость  получает бесконечный ряд выражений, в  разнообразных товарах.

Стоимость золота,   как  и  вся  кого  другого  товара,   определяется количеством   общественно   необходимого   труда,   затраченного   на    его производство.  С   ростом   производительности   труда   количество   труда,

затрачиваемого  на   производство  золота,   изменяется.   Поэтому  стоимость

золота не  может  быть  величиной  постоянной.   Цены  товаров  при  золотом  обращении и  свободном  рыночном ценообразовании зависят от  их  собственной стоимости и от стоимости  золота. При данной стоимости золота   цены  товаров изменяются  прямо  пропорционально их собственной  стоимости;  с  увеличением стоимости  данного товара повышается и его  цена,   с  уменьшением  стоимости  она понижается.  Если  стоимость  товаров  остается  прежней,   а  стоимость золота  изменится,  цены   товаров   изменяются    обратно   пропорционально стоимости  денег:  с повышением стоимости  золота цены товаров понижаются,   а с  понижением  они  возрастают  в   условиях   полноценного   металлического обращения.

История  знает  немало  примеров,   когда  удешевление    производства

золота вызывало  "революцию  цен".  Так,  в  17-ом и первой половине   18-го

в.  открытия богатых  месторождений  золота  и  относительная  легкость  его

добычи привели  к общему снижению стоимости желтого  металла,  что   вызвало  в  европейских  странах  значительный  рост  цен  всех  товаров,  выраженных  в золоте.

Особенность функции денег как меры стоимости  заключается в  том,    что

ее  выполняют  действительные   деньги   (золото,   серебро   –   обладающие

самостоятельной стоимостью), которые выражают  стоимость товаров идеально, т.е. в виде мысленно представленных денег.

Как  мера  стоимости   они   служат   для   того,   чтобы   превращать

стоимость   бесконечно   разнообразных   товаров   в   цены,   в    мысленно

представляемые  количества  золота  и  т.п.   Мерой   стоимости   измеряются

товары   как   стоимости;   напротив,   масштаб   цен   измеряет   различные

количества   золота   его   количеством,    а    не    стоимостью    данного

количества  золота  весом  других  его  количеств.

Получившая  денежное выражение стоимость товаров  проявляется   в   виде цены.  Но  так как различные товары обладают  неодинаковой  стоимостью,  для сравнения  цен  в  ходе  развития   меновых   отношений   государства  стали устанавливать  фиксированные  масштабы  цен,  т.е.  определенное  количество золота и серебра  принятые  за  денежную  единицу.

Функция  меры  стоимости   отражает   отношения   товара   к   деньгам

как   всеобщему   эквиваленту.   Однако   для   определения   цены   товаров

этого   недостаточно.   Необходим   масштаб   для   сравнивания,   то   есть

масштаб  стоимости  других  товаров  или  масштаб  цен.

Масштаб  цен  определяется  государством  и  служит  для  измерения  и

выражения  цен  всех  товаров.   Масштаб  цен  тем  лучше   выполняет   свое

назначение, чем реже изменяется его основа, т.е. единица масштаба.

Специфика  функции  денег  как   меры   стоимости   состоит   в   том, что  эту  функцию  они  выполняют  как  мысленно  представляемые   идеальные  деньги.  Для  того  чтобы  измерить  стоимость  товара   в   деньгах,   нет необходимости  иметь  при  себе  единицу  измеряемого   товара   и   единицу

измерителя,  в  отличии,  например,  от  гирь  в  измерении  веса.

Информация о работе Сущность и функции денег