Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2015 в 16:31, курсовая работа
Краткое описание
На данный момент транснациональные компании (ТНК) играют ведущую роль в глобализирующейся экономике. Значимость ТНК для мировой экономики возрастает с каждым годом. Данные корпорации представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. Процесс появления транснациональных корпораций и усиления их влияния называется транснационализацией.
Содержание
Введение 3 Сущность и характерные черты ТНК 6 Эволюция развития транснациональных корпораций 6 Состав и функции ТНК 12 Классификация ТНК и правовые аспекты деятельности 18 Организация и практика ТНК в России 28 Деятельность российских ТНК 28 Деятельность зарубежных ТНК в России 30 Заключение 41 Список использованных источников 43
В качестве
другого примера инвестиционного сотрудничества
можно назвать проекты по разработке нефтяных
и газовых месторождений, в реализации
которых участвуют крупнейшие нефтяные
компании мира. В России действует такая
крупная американская корпорация, как
«Эксон Мобайл». Эта корпорация участвует
в реализации проекта «Сахалин-1». В январе
2011 г. «Эксон Мобайл» подписала с российской
компанией «Роснефть» соглашение о совместном
освоении углеводородных запасов на шельфе
Черного моря. Ожидается, что доля российской
компании в совместном предприятии будет
66,7%, американской – 33,3%. «Роснефть» также
заключила с компанией «Эксон Мобайл»
соглашение о стратегическом партнерстве
в освоении нефтегазовых месторождений
Арктики. Объем инвестиций в эти проекты
составляет сотни миллиардов долларов.
Россияне, в свою очередь, получат возможность
войти в проекты «Эксон Мобайл», в том
числе в Мексиканском заливе и Техасе.
Кроме этого, соглашение предусматривает
организацию совместного Арктического
центра исследований в Санкт-Петербурге.
Активно работает
на российском рынке британская корпорация
«Бритиш Петролеум» (ВР). BP реализует геолого-разведочный
проект на шельфе о. Сахалин совместно
с компанией «Роснефть».
Нидерландско-британская
нефтегазовая компания «Роял Датч Шелл»
является одним из крупнейших иностранных
инвесторов в России по объему вложений.
Компания участвует в разработке Сахалинского
шельфа (проект СРП «Сахалин-2») совместно
с ОАО «Газпром» и японскими «Мицуи» и
«Мицубиси» и месторождений Салымской
группы в Ханты-Мансийском автономном
округе (50%-ная доля в «Салым Петролеум
Девелопмент Н.В.» – совместном предприятии
с компанией «Сибирь Энерджи»). Также компания
планирует принять участие в разработке
шельфовых нефтегазовых проектов совместно
с российской корпорацией «Газпром». Компания
«Роял Датч Шелл» владеет в России сетью
АЗС (по состоянию на июль 2010 г. – 70 станций).
В августе 2009 г. в Торжке (Тверская область)
начато строительство завода смазочных
материалов «Шелл» стоимостью 100 млн долл.
Сегодня в аэропорту Домодедово «Шеллл»
заправляет топливом свыше 30 авиакомпаний.
Французская
нефтегазовая компания «Тотал» – четвертая
по объему добычи в мире после «Роял Датч
Шелл», BP и «Эксон Мобайл» – на территории
России участвует в реализации четырех
крупных проектов:
– разработка Харьягинского
месторождения (Ненецкий АО);
– освоение Штокмановского
газоконденсатного месторождения (шельф
Баренцева море);
– разработка Термокарстового
месторождения (Ямало-Ненецкий АО);
– разработка Хвалынского месторождения
(шельф Каспийского моря).
Большое
количество инвестиционных проектов с
привлечением ПИИ реализуется в автомобильной
промышленности России. На российском
рынке французская корпорация «Рено»
представлена компанией «Автофрамос».
ОАО «Автофрамос» – российская автомобилестроительная
компания, совместное предприятие компании
«Рено» и правительства Москвы, основанное
в 1998 г. «Рено» в России – это более 500 тыс.
автомобилей, произведенных на московском
заводе с 2005 г. Число сотрудников завода
составляет более 5 тыс. человек. Завод
получает от правительства Москвы различные
субсидии и налоговые льготы. Финансовая
поддержка идет на надбавки молодым специалистам.
Открыв в 2005 г. в Москве свой завод, компания
«Рено» продолжает завоевывать российский
рынок. В феврале 2008 г. «Рено» приобрела
блокирующий пакет акций ОАО «АвтоВАЗ»
(25%) и в 2009 г. подписала долгосрочный контракт
с российским автогигантом. Согласно новому
контракту, компания «Рено» вложит 240 млн
евро в развитие и модернизацию АвтоВАЗа
[11]. Ожидается, что «Рено» поможет реформировать
российского автопроизводителя.
Для
компании «Тойота» российский автомобильный
рынок является одним из наиболее приоритетных
рынков. Крупнейшая японская корпорация
построила автомобильный завод в Шушарах
под Санкт-Петербургом. В настоящее время
производственная мощность предприятия
составляет 20 тыс. автомобилей «Tойота
Камри» в год, однако компания планирует
довести этот уровень до 50 тыс. Объем инвестиций
в проект расценивается на уровне около
150 млн долл. По состоянию на апрель 2012
г. штат работников завода составляет
1 тыс. 450 человек. В феврале 2012 г. было объявлено,
что «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия»
вложит в расширение производства в Санкт-Петербурге
2,7 млрд руб. Это решение было принято с
целью дальнейшего развития уровня локализации
производства в России и с учетом ожидаемого
устойчивого роста российского рынка
[7].
Российская дочерняя компания «Форда»
(ЗАО «Форд Мотор Компани») владеет автомобильным
заводом в Ленинградской области (г. Всеволжск).
Завод был официально открыт 9 июля 2002
г. и стал одним из первых автосборочных
предприятий зарубежной марки в России.
Объем инвестиций оценивается в 330 млн
долл. [9]. В феврале 2011 г. было объявлено
о создании совместного автомобилестроительного
предприятия «Форд» и российского автопроизводителя
«Соллерс» – «Форд Соллерс».
Интерес к автомобильной промышленности
проявляет южнокорейская компания «Хюндай
Мотор Компани» – крупнейший автопроизводитель
в стране и четвертый – в мире. «Хюндай
Мотор Компани» считает Россию одним из
ключевых рынков для своего настоящего
и будущего развития бизнеса. В июне 2008
г. компания начала строительство завода
в Санкт-Петербурге, в промзоне Каменка.
Завод компании «Хюндай Мотор» стал первым
производством полного цикла среди иностранных
автопроизводителей на территории России.
Объем инвестиций оценивается в 500 млн
долл. На заводе создано около 2 тыс. рабочих
мест. Проектная мощность предприятия
составляет 100 тыс. легковых автомобилей
в год. По состоянию на 2011 г. на предприятии
осуществлялось производство автомобиля
«Хюндай Солярис», разработанного специально
для российского рынка. Вместе с автозаводом
в Петербурге был запущен завод по производству
автокомплектующих «Хюндай Мобис», а позднее,
в декабре 2010 г., – еще семь предприятий,
традиционных поставщиков комплектующих
«Хюндай». Завод «Хюндай Мотор» в СанктПетербурге
– это предприятие полного цикла: от штамповки
до сборочного производства. Это означает,
что в Россию будут переноситься новейшие
технологии, будут создаваться новые высокотехнологичные,
престижные и хорошо оплачиваемые рабочие
места [5].
Большой интерес к автомобильной промышленности
проявляет французская компания «Пежо
Ситроен», которая в мае 2008 г. договорилась
с японской компанией «Мицубиси Моторс»
о совместном строительстве в Калуге автозавода
мощностью 160 тыс. автомобилей в год. Немецкая
компания «Фольксваген» в 2006 г. подписала
инвестиционное соглашение с администрацией
Калужской области и Минэкономразвития
России о строительстве автомобильного
завода в технопарке Грабцево. Объем инвестиций
в проект оценивается в 1,042 млрд евро. В
2007 г. запущено производство по сборке
автомобилей.
Японская
компания «Ниссан» построила завод полного
цикла с объемом инвестиций в 200 млн долл.
и мощностью до 50 тыс. автомобилей в промзоне
Каменка, под Санкт-Петербургом. Штат сотрудников
завода составляет 750 человек.
Присутствие
на российском рынке иностранных сборочных
автомобильных заводов способствует уменьшению
импорта данной продукции и побуждает
национальные компании совершенствовать
свою ценовую и производственную политику,
для того чтобы улучшить свои конкурентные
позиции. В то же время западные автомобильные
корпорации находятся в условиях жесткой
конкуренции на мировом рынке и при благоприятных
условиях будут увеличивать свое присутствие
на российском рынке.
Иностранные компании активно действуют
и на рынке табачных изделий. Крупнейшая
международная табачная корпорация «Филип
Моррис Интернэшнл» в России владеет тремя
аффилированными компаниями: двумя фабриками
– «Филип Моррис Ижора» в Ленинградской
области и «Филип Моррис Кубань» в Краснодаре,
а также ООО «Филип Моррис Сэйлз энд Маркетинг»,
занимающиеся маркетингом и продажами,
с филиалами в более чем 100 городах страны.
В современных корпусах обеих фабрик установлено
высокотехнологичное оборудование. Здесь
используются новейшие разработки в области
выпуска табачных изделий. Большинство
производственных и складских систем
автоматизированы, что позволяет наиболее
эффективным образом организовать процесс
производства, обеспечить контроль качества
продукции и возможность внедрения новых
технологий.
Анализируя все вышеизложенное, деятельность
транснациональных корпораций в России
нельзя оценить однозначно. С одной стороны,
они приносят в российскую экономику новые
технологии и современные методы управления,
открывают новые рынки, ранее недоступные
в силу невысокой конкурентоспособности
отечественной продукции, содействуют
созданию новых рабочих мест, увеличению
доходов населения, задействованного
в международных компаниях и компаниях
местных субпоставщиков, улучшению поставок
на внутренний рынок, расширению притока
капитала и экспорта. Иностранные инвестиции
поступают в нашу страну в виде новых технологий,
разработок, современного оборудования,
которые отличаются от отечественного
более высоким качеством и производительностью
и поэтому нередко оказывают на развитие
национальной экономики значительное
влияние. Кроме того, иностранные инвестиции
могут содействовать ускорению создания
новых производств. Положительные результаты
иностранного инвестирования прослеживаются
и в других направлениях: иностранный
капитал заставляет «подтянуться» до
мировых стандартов национальных поставщиков
сырья, материалов и комплектующих, а также
местных производителей, пытающихся выдержать
конкуренцию иностранных компаний, способствует
расширению объема и ассортимента продукции
в России и в конечном счете удешевлению
ее стоимости.
С другой
стороны, деятельность иностранных ТНК
в нашей стране нередко приводит к негативным
последствиям: разорению не выдержавших
конкуренцию отечественных производителей
и поставщиков, вытеснению национальных
инвесторов, ухудшению торгового баланса,
нарушению экологических стандартов и
др.
Стимулируя прямое иностранное
инвестирование на приоритетных направлениях
и ограничивая его деятельность в отраслях,
имеющих стратегическое значение, можно
минимизировать отрицательные последствия
ПИИ, сохранить высокий уровень экономической
безопасности, что в конечном итоге окажет
положительное воздействие на различные
аспекты социально-экономического развития
России.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее
время в России создались благоприятные
условия для формирования ТНК мирового
уровня в ряде отраслей, среди основных
предпосылок:
- завершение процесса приватизации
в России и построение национальных корпоративных
структур, соответствующих мировой практике;
- государственный курс на
формирование компаний – «национальных
чемпионов»;
- благоприятная мировая конъюнктура,
позволившая компаниям накопить ресурсы
для дальнейшего расширения;
- исчерпание условий для экстенсивного
развития в ряде отраслей на внутреннем
рынке страны.
По показателям рыночной стоимости, годового
оборота и чистой прибыли крупнейшие компании
нефтегазового сектора («Газпром», «Лукойл»),
металлургического (ГМК «Норильский никель»,
«Русал», «Северсталь», «Евраз»), телекоммуникационного
(«Вымпелком», МТС) заняли заметные места
в рейтингах ведущих мировых компаний.
Вследствие роста покупок зарубежных
активов национальными компаниями за
последние пять лет в России статистикой
регистрируется увеличение официальных
ПЗИ. Такая ситуация резко отличается
от прежнего положения дел.
В дальнейшем
можно ожидать благоприятного воздействия
доходов от ПЗИ на платежный баланс России,
получения российскими компаниями производственного
и технологического опыта от своих зарубежных
подразделений, увеличения торговых трансграничных
потоков между филиалами. Вместе с тем
процесс глобальной экспансии российских
компаний сталкивается и с рядом трудностей.
Следует отметить такие проблемы, как:
- недостаток ресурсов в борьбе
за зарубежные активы с конкурентами;
- высокая стоимость перспективных
приобретений;
- проблемы с интеграцией купленных
активов из-за нехватки управленческого
опыта;
- недостаточная государственная
поддержка российских компаний на мировом
рынке.
Что же
касается проникновения иностранных ТНК
на российский рынок, то можно сделать
вывод, что проникновение иностранных
транснациональных корпораций в Россию
может быть выгодным не только самим ТНК,
но и российской экономике, поскольку
позволяет решить некоторые проблемы,
такие как:
сокращение безработицы;
насыщение рынка товарами в
результате развертывания конкуренции
между транснациональными корпорациями
на рынке нашей страны;
реконструкция действующих
предприятий, увеличение налоговых поступлений;
создание новых рабочих мест;
продвижение российских товаров,
технологий на внешний рынок;
содействие притоку капитала
в регионы с богатыми природными ресурсами
для ускорения их освоения;
содействие развитию новых
производств.
Список использованных
источников:
Булатов А.С. Мировая экономика:
- М., Экономистъ.
Евсеева Ю.В. Инвестиционная
деятельность иностранных ТНК в России
// Экономический вестник. 2013. №5
Промышленный вестник – info. 2012. № 3.
Растущие возможности: исследование
инвестиционной привлекательности России
/ «Эрнст энд Янг», 2011.
Сенчук Н.И. Об иностранном секторе в российской экономике // Финансы и кредит. 2009. № 1.
Сумин А.В. Российские ТНК в
мировой экономике // Пространство и время
в мировой политике и международных отношениях.
2011. №7
Юзвович Л.И. Формирование инвестиционных ресурсов в российской экономике и их распределение между субъектами экономических отношений // Вестник СГСЭУ. 2010. № 2 (31).