Сущность и элементы рыночного механизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2014 в 16:44, курсовая работа

Краткое описание

Переход от административно-командной системы управления экономикой к экономическим методам управления чрезвычайно сложен и противоречив. Для разрешения этой проблемы необходимо сформировать цивилизованный рынок как важнейший элемент системы воспроизводственных отношений. Именно рынок позволяет оценить необходимость производства тех или иных товаров, целесообразность издержек на них и возможность удовлетворения тех или иных потребностей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….…….3
ГЛАВА 1. Сущность, функции и виды рынка. Понятие рыночной экономики…………………………………………………………….…….….….5
1.1 Сущность рынка………………………………………………………..….….5
1.2 Функции рынка…………………………………………………………..……6
1.3 Виды рынка……………………………………………………………………8
ГЛАВА 2. Понятие рыночной экономики……………………………………..11
2.1 Функции рынка и его структура…………………………………...……….13
2.2 Принципы функционирования рыночной экономики…………….………15
ГЛАВА 3. Сущность и элементы рыночного механизма……………………..23
3.1 Сущность рынка……………………………………………………...…..…..23
3.2 Элементы рыночного механизма ……….……………………………….26
3.3 Спрос и предложение ………………..……………………………………...29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….35
Список используемой литературы ………

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая рынок .docx

— 64.27 Кб (Скачать файл)

Рынок рабочей силы — это совокупность экономических отношений между наемными работниками (занятыми и незанятыми), с одной стороны, и предпринимателями, а также биржами труда (как посредниками государственными, муниципальными и корпоративными) — с другой, по поводу купли-продажи и использования рабочей силы.

Наряду с рынком рабочей силы существует рынок трудовых ресурсов, где объект купли-продажи — рабочая сила экономически активного населения и выпускников высших, средних специальных и других учебных заведений, а также часть населения, занятого в домашнем хозяйстве.

Основные элементы (рычаги) рынка рабочей силы — спрос, предложение и заработная плата. Спрос на рабочую силу со стороны индивидуального, коллективного (предприятия акционерного типа) работодателя или государства зависит от спроса на товары и услуги, которые изготавливаются на предприятиях соответствующего типа, уровня технической оснащенности данных предприятий, интенсивности и производительности труда, форм и методов организации производства, экономической конъюнктуры, степени либерализации внешнеэкономической деятельности страны (в частности, возможности проникновения на национальный рынок продукции иностранных компаний), качества рабочей силы и труда, величины инвестиций, технического строения капитала и др. Предложение рабочей силы зависит от уровня рождаемости населения, продолжительности обучения и приобретения квалификации, демографической политики государства, состояния рынка жилья, престижности труда и других факторов.

В зависимости от соотношения спроса и предложения формируются дефицитный, равновесный и избыточный рынки рабочей силы. Типичной ситуацией на рынке рабочей силы в развитых странах мира является превышение предложения рабочей силы над ее спросом при наличии дефицита на отдельные профессии. При этом заработная плата отклоняется вниз от стоимости товара рабочая сила, и наоборот.

В пределах общенационального рынка рабочей силы выделяют его отдельные сегментные рынки или субрынки: например, рынок рабочей силы в передовых наукоемких отраслях промышленности и в старых, традиционных отраслях; рынок рабочей силы в сферах материального и нематериального производства и др. Каждый из них, в свою очередь, делится на рынок рабочей силы квалифицированных, малоквалифицированных и неквалифицированных работников с соответствующей дифференциацией работ и специальностей. Различают также рынки преимущественно физического (рабочие), умственного (служащие) и творческого труда (интеллигенция). В условиях НТР наблюдается сокращение первого и расширение двух последних видов рынков.

Основными условиями формирования рынка рабочей силы является создание стабильных и эффективных стимулов к труду, действенной системы профессиональной переориентации, подготовки и переподготовки кадров, формирование рынка жилья, интенсивное развитие малого предпринимательства и т. д.

Спрос на рынке капитала зависит, прежде всего, от величины процента, или эффективности вложения денег в ценные бумаги. С ростом процента спрос на средства производства и инвестиции в расширение производства, уменьшаются, и наоборот. В рынке средств производства выделяют рынки средств и предметов труда. Первый — делится на рынки нового и бывшего в употреблении оборудования, а также специфического оборудования, которое изготавливается по индивидуальным заказам, В западной экономической литературе утверждается, что производительным является не только труд, но и производственные фонды (капитальные блага), поскольку с их помощью можно получить большее количество продукции, или увеличить доход. Рынок предметов потребления. Составляющими элементами данного рынка являются производство товаров длительного пользования (телевизоров, холодильников, автомобилей, видеотехники, стиральных машин и т. д.) и текущего потребления.

Валютный рынок — это важная сфера экономических отношений по поводу купли-продажи иностранных валют и платежных документов (чеков, векселей, аккредитивов) в иностранной валюте. Существует два вида операций: спот — немедленная поставка валюты и форвард — поставка валюты черед определенное время, как правило, через месяц по согласованному в момент договоренности курсу. В некоторых странах наряду с официальным валютным рынком существует параллельный, на котором курсы валют отклоняются от официальных курсов. Есть также «теневые» валютные рынки, где валютный курс определяется в зависимости от спроса и предложения валют.

Рынок информации — это совокупность экономических отношений по поводу оказания информационных услуг; сбора, обработки, систематизации информации и ее купли-продажи конечному потребителю. Он тесно связан с развертыванием НТР, в частности, ее второго этапа, когда сформировался новый элемент производительных сил — информация. От качества, объема и современности информации зависит правильность принятого решения. Адресная информация — редкое благо, для получения которого нужны определенные затраты. Между производителем и потребителем на рынке информации действуют посредники, основное задание которых — сбор и продажа информации. За этот вид услуг они берут комиссионную плату. Важный элемент рынка информации — информация о конкурентах. Сбор, обработку и передачу такой информации в отдельных странах Запада называют информационно-статистической базой повышения конкурентоспособности.

Рынок золота — это совокупность экономических отношений по поводу организации купли-продажи золота. Осуществляют ее региональные консорциумы местных банков (банкирские дома) и специализированные фирмы, которые занимаются очисткой металла, изготавливают слитки, ставят клеймо и хранят их. Продавцы золота — золотодобывающие страны, владельцы частных и государственных запасов золота. Покупатели этого товара — промышленные компании, которые используют золото в промышленных целях, ювелиры, инвесторы, спекулянты. Наибольшее количество золота продается для использования его в промышленных целях.

 

ГЛАВА 3. Сущность и элементы рыночного механизма

3.1. Сущность рынка

Рынок многолик и столь же разнообразно его определение. В учебнике политэкономии под редакцией В. Медведева и Л. Абалкина дается такое определение рынку: "Рынок - это обмен, организованный по законам товарного производства и обращения, совокупность отношений товарного и денежного обращения". Здесь возникает ряд других вопросов:

1. Что это за  законы товарного производства  и обращения?

2. Как понимать  совокупность отношений товарного  и денежного обращения?

Есть упрощенное толкование рынка как места продажи, где встречаются продавцы и покупатели.

 

 Рынок - есть тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования, это общественная форма функционирования экономики. Рынок - это форма движения общественного продукта и услуг.

Рынки принимают самые разные формы. Он связывает потенциальных покупателей с потенциальными продавцами рабочей силы. Одни рынки являются локальными, другие носят национальный, международный характер. Рынок возник еще на стадии варварства и на протяжении всей истории выполнял созидательную функцию. Он открывал простор для предпринимательской деятельности, активно воздействовал на формирование производственных и личных потребностей населения. Конкуренция между продавцами вела к тому, что нежизнеспособный предприниматель выбывал из рыночных отношений, разорялся. Преуспевающий становился еще сильнее, еще богаче. Выбрасывался из трудового процесса и опускался на "дно" неумелый, мало знающий или нерадивый работник. Механизм рынка - это механизм прогресса. Его оборотная сторона заключается в его жестокости.

 

 На экономическом рынке постоянно совершаются революции. Выросли цены на мясо и другую продукцию животноводства, - покупатель переключился на картофель и хлеб; выросли цены на картофель, - и теперь уже, не находя подходящей замены, потенциальный покупатель сам добывает себе пропитание на неудобных землях.

У потенциального продавца в связи с этим изменяется структура производства. По мере того как изменяются человеческие потребности и желания, технология производства, запасы природных богатств и другие производственные факторы, рынок регистрирует изменение цен, количества реализуемых товаров и производимых услуг.

Рынок выполняет определенные функции:

- выдает сигналы производству по выработке определенных товаров и услуг, их увеличению или сокращению;

-  уравновешивает спрос и предложение;

-  обеспечивает сбалансированность экономики;

- на основе дифференциации товаропроизводителей ведет к утверждению нового, прогрессивного в жизни общества;

-  это своеобразный двигатель научно-технического прогресса;

-объективно формирует корпус умелых предпринимателей, дисциплинирует субъектов рыночных отношений. 

Свободный рынок характеризуется следующими чертами:

- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;

- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;

-  неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;

-  наличием у каждого участника полной информации о рынке;

-  стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;

- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.

В известной мере можно говорить, что свободный рынок представляет саморегулирующийся механизм. Однако, любая система наряду с достоинствами имеет и свои недостатки. Применительно к свободному рынку эти недостатки заключаются в следующем:

- Рынок ведет к дифференциации доходов, а следовательно, и уровней жизни населения;

-  Не создает условий для реализации права на труд;

-  Не гарантирует полную занятость населения;

-  Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования;

-  Не создает мотиваций для фундаментальных научных исследований;

-  Не защищает среду обитания человека от загрязнения;

-  Рынок готов удовлетворить любую потребность.

 

 В чистом виде капитализм и свободный рынок никогда не существовали и, вероятно, никогда не будут существовать. Свобода рынка всегда была относительной. 

 

 В силу этих обстоятельств, - утверждает выдающейся американский экономист и социолог П. Гэлбрейт, сегодня не может быть свободного рынка времен А. Смита - и кто призывает к этому - человек с психическим заболеванием клинического характера.       

 

                        

3.2 Элементы рыночного механизма

 

         

Рыночный механизм - это механизм взаимодействия продавцов и покупателей по поводу установления цен, объемов производства, его структуры и качества продукции, это механизм распределения ресурсов и доходов на основе объективных экономических законов рынка.

Рыночный механизм как механизм регулирования, представляет собой сложную систему, включающую в себя следующие элементы.

1) субъекты (продавцы, покупатели, посредники, государственные  учреждения и т.д.);

2) объекты (различных  видов рынка товаров);

3) экономические  связи между субъектами, которые  могут проявляться в кооперации  или конкуренции;

4) наличие информации  о принимаемых решениях для  установления экономических связей;

5) механизм ценообразования.

Факторами, формирующими рынок, являются потребности людей, наличие частной собственности, разделение и специализация труда. Под воздействием этих факторов продукт труда превращается в товар, то есть в такой продукт труда, который нужен людям для удовлетворения их потребностей, но который можно получить у владельца продукта только путем эквивалентного (равного) обмена на другие продукты труда или их заменители (например, деньги).

Понять сущности рынка возможно, изучив институты рынка. Под институтами в данном случае понимается нормы и принципы поведения, хозяйственные традиции и обычаи. Рыночная экономика охватывает следующие институты:

а) частная собственность;

б) свободу предпринимательства и выбора;

в) личный интерес как главный мотив поведения;

г) конкуренция;

д) ценообразование на основе взаимодействия спроса и предложения;

е) ограниченная роль государства.

Адам Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» описал действие правила «невидимой руки», которое наиболее точно описывает суть рыночных отношений. Несмотря на то, что каждый сам решает о том что, как и для кого производить на рынке отсутствует непонимание между продавцами и покупателями. Интерес к личной выгоде заставляет производителей предлагать товар, пользующийся спросом. При этом ресурсы направляются на производство именно тех благ, которые люди согласны оплачивать.

Рыночный механизм оптимизируется за счет действия конкуренции. Причиной возникновения конкуренции является редкость ресурсов и благ. Можно выделить конкуренцию между продавцами и конкуренцию между покупателями. Продавцы конкурируют за право продать продукцию. Выигрывает тот, кто предлагает наименьшую из цен. Покупатели конкурируют за право купить товары и услуги. Выигрывает тот, кто предложит наибольшую из цен. Справедливости ради надо отметить, что для рыночной экономической системы характерна конкуренция между продавцами, а для плановой - конкуренция между покупателями.

Следует выделить типы конкуренции, основанные на предмете соревнования. Следует различать ценовую и неценовую конкуренцию Ценовая конкуренция возникает за счет различия в ценах у производителей.

Ценовая конкуренция включает маневрирование ценами, систему тайных скидок и уступок по сравнению с объявленными ценами для тех или иных групп покупателей (прежде всего крупных), занижение цен, использование одинаковых цен для товаров разного качества и т.д.

Информация о работе Сущность и элементы рыночного механизма