Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:06, статья

Краткое описание

В условиях быстрого развития сферы услуг и увеличения ее удельного веса в экономике обострилась проблема статистической оценки деятельности в этой области. Количественно описать сферу услуг как сектор экономики, отдельные входящие в него сегменты, а также определить ее место и роль в национальном хозяйстве позволяет подход, основанный на расчете интегрального показателя – коэффициента макроэкономической трансформации сферы услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Сфера услуг.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

Важнейшая характеристика организационно-экономической интеграции — финансовое состояние ее участников и новой формы хозяйствования в целом. Оно определяет конкурентоспособность объединения (партнерства), его потенциал в деловом сотрудничестве, позволяет оценить, в какой степени гарантированы экономические интересы формирования, его участников и партнеров по бизнесу.

Главной задачей оценки финансового состояния объединения  компаний является снижение неопределенности, связанной с принятием стратегических организационных и экономических  решений. При таком подходе финансовый анализ может использоваться как  способ прогнозирования.

В общей теории и практике финансового  прогнозирования обычно выделяют три  группы методов прогнозирования: 1) методы экспертных оценок; 2) стохастические методы; 3) детерминированные методы [4].

Основными критериями при этом должны служить точность прогноза и полнота представления будущего финансового состояния той или иной организационной формы хозяйствования.

С точки зрения обеспечения  полноты наилучшими признаются методы, позволяющие построить прогнозные модели. Точность прогноза — критерий более жесткий и конкретный, требующий  для его достижения учета многих факторов. Главным элементом в  любой модели прогнозирования является тренд или линия основной тенденции изменения ряда. В большинстве моделей предполагается, что тренд является линейным, но такое предположение не всегда закономерно и может отрицательно повлиять на точность прогноза. На точность прогноза также влияет используемый метод отделения от тренда сезонных колебаний (сложения или умножения).

Очевидно, что улучшение  и устойчивость финансового положения  интеграционной структуры выступают  важнейшими критериями того или иного  объединения предприятий.

Повышение уровня конкурентоспособности, финансового состояния, организационно-управленческого взаимодействия и других факторов эффективного функционирования современных интеграционных компаний в сфере услуг во многом обуславливается внутренними отношениями центральной (головной) структуры с другими участниками.

Исходя из этого, частными внутрикорпоративными критериями повышения  эффективности совместной деятельности сервисных компаний могут служить:

1) уменьшение управленческих  расходов;

2) ускорение оборачиваемости материальных и финансовых средств, уменьшающее потребность в кредитах для пополнения оборотных средств и обеспечивающее экономию на выплате банковских процентов;

3) рационализация процессов  специализации, концентрации, кооперирования, комбинирования, диверсификации услуг;

4) оптимизация инвестиционных  ресурсов, обновление основных фондов;

5) рост стимулирования, удовлетворенности и заинтересованности  персонала в труде;

6) повышение творческого  потенциала кадрового состава;

7) привлечение новых  потребителей, расширение клиентской базы [6].

Эффективность интеграционной формы деятельности в сфере услуг  определяется по следующим критериям:

1) рост объемов реализации  услуг (востребованных потребителями,  а значит — достаточно конкурентоспособных);

2) рост объемов экспорта услуг (услуг признанных, достойных, пользующихся спросом на внешнем рынке);

3) улучшение финансовых  результатов деятельности (рентабельности, прибыльности, налоговых платежей, инвестиционных возможностей);

4) формирование современного  квалифицированного менеджмента (предпринимательский настрой, знания, профессионализм, наличие управленческой команды);

5) вклад в социально-экономическое  развитие территорий (регионов, городов,  районов) [6].

Наиболее объективным  критерием роста уровня обслуживания в любой сервисной компании выступает сохранение и расширение круга пользователей услуг. Это, в свою очередь, формирует базу увеличения объемов реализации услуг и прироста прибыли. Последний фактор служит финансовой основой дальнейшего развития как каждой сервисной компании, так и сферы услуг региона в целом.

Синергический эффект интеграционных форм хозяйствования в сфере ycлyr складывается посредством слияния и наложения  сложной совокупности факторов, действий и усилий. Этот эффект можно оценивать  при помощи нескольких групп критериев, характеризующих различные стороны, явственных изменений в практической деятельности современных образований. Наиболее важное значение имеют следующие группы критериев:

  • организационно-управленческие: прочность и надежность внутренних и внешних связей организационной формы; гибкость и адаптивность организационной структуры управления; масштабы деятельности; наличие квалифицированного менеджмента и системы стратегического управления; формирование системы управления знаниями и инновационной деятельностью; разработка стратегии диверсификации услуг и форм обслуживания, повышения качества сервиса; компетентность и оперативность принятия решений;
  • экономические: динамика объемов реализации по видам услуг; рост доли на рынке; снижение затрат; показатели себестоимости, рентабельности, прибыли;
  • финансовые: платежеспособность; кредиторская и дебиторская задолженности; уровень налоговых платежей; коэффициенты финансовой устойчивости, ликвидности, обеспеченности собственными средствами, оборачиваемости средств; рост рыночной стоимости (капитализации) компании; финансовые риски;
  • социальные: активность, творчество, удовлетворенность и заинтересованность персонала; рост квалификации персонала; социальная обеспеченность и защита работников; стимулирование и развитие мотивации коллектива и др.

Вместе с тем общая  оценка повышения уровня развития современной  формы хозяйствования в сфере  услуг может быть дана на основе следующих критериев:

1) устойчивый рост  числа потребителей (клиентов, заказчиков, покупателей);

2) оптимизация прибыли;

3) высокая мотивация  и стабильность коллектива;

4) динамичное увеличение  инноваций.

Все это является результатом  повышения конкурентоспособности  сервисной компании и в то же время  ее причиной и следствием.

Литература

1. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития: в 4 т. / Под редакцией Ю.П. Свириденко. — М., 2000 –2001.

2. Соколин В.Л. Российский  статистический ежегодник. —  М.: СТАТ, 2004. — 722 с.

3. Радина О.И. Методы  оценки эффективности объектов  бытовой инфраструктуры региона / О.И. Радина. — Ростов н/Д: Терра, 2003. — 120 с.

4. Виноградова М.В.  Организация и планирование деятельности  предприятия сферы сервиса / М.В.  Виноградова, З.И. Панина. — М.: Издательство «Торговая корпорация  «Дашков и К0»», 2006. — 464 с.

5 Адамов В.Е. Экономика и статистика фирм. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 288 с.

6 Зайнашева З.Г., Шкабарня  Г.В. Новые организационные формы  хозяйствования и развития сферы  услуг. — Уфа: Уфимск. гос. ин-т  сервиса, 2004. — 191 с.

7. Словарь русского  языка / Сост. С.И. Ожегов. — М., Гос. изд-во словарей, 1953. — 776 с.

8. Алаев А.Б. Социально-экономическая  география: понятийно-терминологический  словарь. — М., 1983. с. 50

Теоретические аспекты оценки влияния сферы  услуг на развитие экономики страны 

Боташев Аслан Юсуфович, аспирант  

ФГОУ ВПО  «Ставропольский

государственный аграрный университет» 

 

Ключевые  слова: экономика, сфера услуг, социально-экономический потенциал, валовой региональный продукт, объем услуг в регионе, оценка влияния сферы услуг, система показателей эффективности услуг.

Краткая аннотация: Развитие рыночных отношений в нашей стране во многом зависит от формирования сервисной экономики, в рамках которой основным фактором, определяющим эффект, является способность максимально удовлетворять требования потребителя. В наши дни роль сферы услуг возрастает вследствие создания определенных социально-экономических условий. Они возникли в результате научно-технического прогресса, значительного роста производительности труда в производстве материальных благ, а также изменений значения и степени неотложности удовлетворения различных потребностей современного общества. В связи с этим вопросы влияния сферы услуг на развитие экономики страны или региона, а также  методы оценки и повышения социально-экономического потенциала сервисной экономики являются весьма актуальными направлениями научных исследований.

Keywords: economy, area of services, social and economic potential, a total regional product, volume of services in region, an assessment of influence of area of services, system of parameters of efficiency of services.

The brief summary: Progress of market attitudes in our country in many respects depends on formation of service economy within the limits of which a major factor defining effect, capacity at the most is to satisfy the requirement of the consumer.

Today the role of area of services increases owing to creation of the certain social and economic conditions.

They have resulted from scientific and technical progress, significant growth of labor productivity in manufacture of material benefits, as well as variations of value and a degree of urgency of satisfaction of various demands of a modern society.

In this connection questions of influence of area of services on progress of a national economy or region, as well as methods of an assessment and increase of social and economic potential of service economy are very actual.

Потребительский комплекс национальной экономики  представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворению социально-экономических потребностей, складывающихся под прямым воздействием объективных закономерностей определенного этапа развития общества [3].

Удовлетворение  этих потребностей материально-вещественными   продуктами труда и услугами обеспечивает жизненный процесс людей в его постоянном течении и возобновлении.

В составе потребительского комплекса можно выделить следующие  две основные группы отраслей:

  • отрасли, производящие материально-вещественные виды продукции: товары народного потребления (продовольственные и непродовольственные) и жилье;
  • отрасли, производящие услуги потребительского характера.

Группа отраслей, ориентированных на производство услуг для населения, является важнейшей частью сферы.

Сфера услуг  — это совокупность отраслей национальной экономики,  труд работников которых непосредственно направлен на создание особого вида продукта, потребляемого непосредственно в процессе его производства.

В отличие от товаров услуги невозможно хранить  и накапливать.

Соотношение нематериальных и материальных свойств может  находиться  в разном диапазоне для различных услуг. Существуют услуги чисто нематериального характера, как правило, обладающие высокой социальной направленностью, например, услуги образования. Наряду с этим имеются отрасли услуг, характеризующиеся высокой степенью материальности, например, услуги ЖКХ, транспортные услуги. В народнохозяйственной практике применяются различные критерии выделения сферы услуг и классификации ее отраслей.

С 1994 года г. Россия перешла на международную хозяйственную  классификацию видов экономической  деятельности, в соответствии с которой  к материальному производству отнесены промышленность, сельское и лесное хозяйство, строительство и производственные виды бытового обслуживания.

Остальные отрасли  национальной экономики, в том числе  транспорт, связь, информационно-вычислительное обслуживание, торговля и общественное питание, материально-техническое снабжение и сбыт, заготовки, ЖКХ отнесены к сфере услуг.

Сфера услуг  включает также отрасли, которые  были порождены развитием рыночных отношений - операции с недвижимым имуществом, общая коммерческая деятельность по обеспечению функции рынка и  т.д.

Поскольку различные отрасли сферы услуг неодинаково отражают динамику становления постиндустриального общества, в аналитических целях сферу услуг подразделяют на три подсектора: собственно третичный (услуги по обслуживанию материального производства), четвертичный сектор (торговля, финансы, страхование, операции по обслуживанию недвижимости) и пятиричный сектор, куда относят информационно-научные, образовательные, деловые и управленческие услуги, т.е. отрасли, прогрессивное развитие которых определяет модель будущего постиндустриального общества  [3].

Наряду с  чисто рыночным сектором в современной  смешанной экономике выделяют так  называемый общественный сектор, где  производятся общественные блага, финансируемые  преимущественно за счет

государственного  бюджета. Это гарантирует доступность общественных благ всем слоям общества независимо от их платежеспособности и имущественного положения. Общественный сектор включает услуги органов

государственного  управления, обороны и внутренней безопасности, услуги учреждений фундаментальной науки, санитарно-экологические и противоэпидемиологические услуги. Многие блага и услуги занимают промежуточное положение между чистыми общественными благами, нерыночными услугами, с одной стороны, и частными благами, чисто рыночными услугами — с другой. Речь идет о, так называемых, смешанных благах. К ним относятся услуги сетевых производств - транспортных, газовых, электрических, тепловых, трубопроводных и т.д., где по технико-экономическим соображениям невозможно реализовать принципы конкурентности, а также социально значимые услуги, обладающие крупномасштабным внешним эффектом - образование, здравоохранение и неразвлекательные виды культуры, в частности, библиотечное, музейное обслуживание, услуги парков культуры и отдыха, национальных заповедников [2].

В процессе реформирования российской экономики доля сектора  услуг выросла. В настоящее время  на него приходится 57% ВВП и 56% общей  численности занятых. Это создает  видимость приближения структуры  российской экономики к соответствующей  структуре постиндустриальных стран. Однако, во-первых, рост доли услуг в российской экономике связан с резким сокращением производства в промышленности и сельском хозяйстве; во-вторых  -за счет роста услуг, связанных с товарно-денежным обращением, финансированием и посредническими операциями, в том числе со спекулятивными сделками.

Информация о работе Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны