Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:06, статья
В условиях быстрого развития сферы услуг и увеличения ее удельного веса в экономике обострилась проблема статистической оценки деятельности в этой области. Количественно описать сферу услуг как сектор экономики, отдельные входящие в него сегменты, а также определить ее место и роль в национальном хозяйстве позволяет подход, основанный на расчете интегрального показателя – коэффициента макроэкономической трансформации сферы услуг.
В то же время в тяжелом кризисном состоянии оказались отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность страны на мировом рынке - наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение.
В период реформ 90-х г.г. XX в. Россия потеряла свои передовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.
Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.
Рост информационно-
В сфере услуг Российской Федерации уже к началу 2006 г. производилось более двух пятых валового выпуска всех отраслей хозяйственной деятельности. При этом более 80% валового выпуска этой сферы составляли рыночные услуги. Количество регионов, в которых роль сферы услуг в валовом выпуске выше среднероссийского уровня или близка к нему, составляет половину; в большей части другой половины регионов это соотношение составляет 0,6-0,8. По роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп: I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%; II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%; III группа - 40-50%; IV группа - 50-60% и V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60% [1,2,5].
В структуре
валового выпуска сферы услуг
в абсолютном большинстве субъектов
РФ превалируют рыночные услуги. При
этом минимальная доля рыночных услуг
в структуре сферы услуг
Исключение составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему - республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа. Анализ роли сферы услуг в экономике регионов за последние годы позволил выявить некоторые современные тенденции в ее изменении. С точки зрения тенденций в изменении роли сферы услуг в производстве ВРП, сложившихся за четыре последних года, можно выделить следующие группы регионов: с явной тенденцией к увеличению роли сферы услуг в формировании ВРП (31 субъект РФ); с неустойчивой тенденцией роли сферы услуг в ВРП (45 субъектов); с относительно устойчивой долей сферы услуг в ВРП (3 субъекта РФ); с тенденцией к снижению этой доли (1 субъект РФ).
В составе группы с общей тенденцией к увеличению роли сферы услуг в производстве ВРП находятся: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Воронежская, Костромская, Курская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тульская области, республики Карелия, Карачаево-Черкесская и Адыгея, Марий-Эл и Удмуртия, Республика Коми, Ленинградская, Мурманская, Волгоградская, Новгородская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Иркутская области, Приморский край.
В группу с неустойчивым характером динамики роли сферы услуг в ВРП входят: г. Санкт-Петербург, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Псковская, Сахалинская области, республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашская республика, Саха (Якутия), Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Ростовская, Амурская, Камчатская, Магаданская области, Самарская, Кировская, Ульяновская, Курганская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО, республики Алтай и Тыва, Алтайский, Хабаровский края, Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Чукотский АО, Еврейская автономная область.
В таблице 1 приведены результаты анализа динамики объемов и структурных коэффициентов, показывающих долю услуг в общем объеме валового регионального продукта по субъектам РФ, Северо-Кавказского федерального округа и Карачаево-Черкесской Республики.
Таблица 1 - Анализ динамики объемов и доли сферы услуг в валововой добавленной стоимости в целом по РФ, Северо-Кавказскому
федеральному округу и Карачаево-Черкесской Республике за 2004-2010 г.г.
* - цепные темпы роста, в %.
Ист.: авт. расчеты по материалам Госкомстата РФ, а также с использованием [4].
По данным таблицы можно сказать, что доля объемов продукции сферы услуг, как в целом по РФ, так и по Северо-Кавказскому федеральному округу в течение анализируемого периода постоянно возрастает (от 49,0%; 56.3% в 2004 г. до 53,3%; 63,5 в 2010 году, соответственно). Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то в этом регионе имеет место неравномерная динамика указанных структурных показателей, однако, по прогнозам к концу 2010 года наблюдается увеличение доли объемов услуг в общем объеме регионального продукта до 52%.
Роль сферы услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и в производстве валового регионального продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной стоимостью (ВДС) сферы услуг в расчете на душу населения регионов. Сравнение уровней валового выпуска и ВДС сферы услуг по субъектам РФ дает представление о характере динамики структуры валового выпуска сферы услуг. Опережение или отставание темпов роста составляющих валового выпуска (промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости) от динамики аналогичных показателей на российском уровне можно считать показателем сравнительной эффективности развития сферы услуг в том или ином регионе страны.
Объем реализации
услуг населению - важный комплексный
социально-экономический показатель удовлетворения
потребностей в услугах разного назначения,
а, следовательно, показатель уровня жизни
населения и одновременно результатов
функционирования рынка услуг и развития
сферы услуг. Этот показатель целесообразно
использовать в качестве специфического
показателя эффекта функционирования
рынка. Показатель уровня реализации услуг
на одного жителя - важный индикатор развития
регионального рынка и региональных сопоставлений.
Следующая подсистема показателей включает
показатели цен на услуги. Цена - главная
категория рынка, инструмент его регулирования,
балансировки спроса и предложения, инструмент
конкуренции и конкурентоспособности.
Показатели уровня и динамики цен исследуются
во взаимосвязи с показателями покупательной
способности рубля, денежных доходов населения.
Исследование цен и их динамики на рынке
услуг увязывается с проблемами инфляции
и стоимости жизни.
Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг. Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.). Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.
К числу важнейших показателей потребительского рынка услуг относятся: объем предлагаемых услуг и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.
Эффективность
рынка услуг как социально-
Один из принципиальных методологических вопросов - какой показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка услуг. С позиций экономики в целом эффектом функционирования рынка услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.
С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.
Эти три показателя эффекта образуют систему показателей результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала. Мы считаем, что наиболее объективной и обобщающей оценкой эффективности сферы услуг в регионе (или в экономике страны) является анализ динамики приростов валового регионального продукта за какой-то период за счет прироста объемов услуг в данном регионе за этот же период. Выявленный тренд этого прироста, как нельзя лучше, будет характеризовать социально-экономический потенциал сферы услуг, т.е. совокупную способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечить достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка услуг.
Все вышеизложенное показывает, что совершенствование методов оценки и системы показателей, характеризующих потенциальные возможности развития рынка сферы услуг, является весьма актуальной задачей.
Литература
1.Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Изд-во «Проспект», 2011.
2. Голубицкая
М.В. Сфера услуг в экономике р
3. Национальная экономика/под ред. д.э.н., проф. Савченко П.В.-М.: Экономистъ, 2005.
4. Цушба А.С.
Теоретико-методическое
5. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008.
|
УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ | |
| ||
| ||
|
По вопросам публикации статей и сотрудничества обращайтесь:
|
ICQ: 555-3-1111 |
|
SKYPE: vak-uecs |
|
MAIL: info@uecs.ru |
|
+7 928 340 99 00 |
Ключевой составляющей постиндустриальной
экономики можно считать
Этот тезис может быть легко подкреплен фактическими данными об изменении соотношения доли «услуг» и «традиционных товаров» в ВВП в наиболее развитых странах, которые первыми вступили на путь постиндустриального развития. В настоящее время доля услуг в экономическом балансе растет во всем мире. Сфера услуг - и деловых, и персональных - начинает развиваться ускоренными темпами, значительно опережая по доле в национальном продукте первичный и вторичный сектора экономики. В среднем доля услуг в ВВП в наиболее развитых странах (США, Великобритания, Германия, Япония и др.) колеблется от 86 % до 66 %.
Информация о работе Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны