Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2014 в 17:06, статья

Краткое описание

В условиях быстрого развития сферы услуг и увеличения ее удельного веса в экономике обострилась проблема статистической оценки деятельности в этой области. Количественно описать сферу услуг как сектор экономики, отдельные входящие в него сегменты, а также определить ее место и роль в национальном хозяйстве позволяет подход, основанный на расчете интегрального показателя – коэффициента макроэкономической трансформации сферы услуг.

Вложенные файлы: 1 файл

Сфера услуг.doc

— 213.50 Кб (Скачать файл)

В то же время  в тяжелом кризисном состоянии  оказались отрасли сферы услуг, определяющие переход к постиндустриальному  обществу и оказывающие решающее влияние на конкурентоспособность  страны на мировом рынке - наука и научное обслуживание, образование и здравоохранение.

В период реформ  90-х г.г. XX в. Россия потеряла свои передовые позиции по показателям интеллектуального потенциала среди развитых стран и оказалась на уровне развивающихся стран.

Более быстрый рост сферы услуг реален, тем более, что появляются новые виды деятельности и новые инвестиционные возможности. Особенно ускоренно сейчас развиваются рынки информационных и телекоммуникационных, медицинских, интеллектуальных услуг, связи, Интернет, рынки продажи автомобилей, особенно иномарок. Стремительно развивается индустрия развлечений.

Рост информационно-телекоммуникационного  рынка в России в последние  годы превышал 20%. Наиболее динамично  развивающимися сегментами этого рынка  сейчас являются информационные технологии, а также разработка и продажа программного обеспечения. С 2003 года наблюдается  резкий рост спроса на ноутбуки. Кроме того, Россия стала способной самостоятельно собирать ноутбуки. Они выходят у нас уже под шестью торговыми марками.

В сфере услуг  Российской Федерации уже к началу 2006 г. производилось более двух пятых валового выпуска всех отраслей хозяйственной деятельности. При этом более 80% валового выпуска этой сферы составляли рыночные услуги. Количество регионов, в которых роль сферы услуг в валовом выпуске выше среднероссийского уровня или близка к нему, составляет половину; в большей части другой половины регионов это соотношение составляет 0,6-0,8. По роли сферы услуг в экономическом развитии все субъекты РФ могут быть разделены на 5 групп: I группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, не превышающей 30%; II группа - с долей сферы услуг в валовом выпуске, равной 30-40%; III группа - 40-50%; IV группа - 50-60% и V группа - с долей сферы услуг, превышающей 60% [1,2,5].

В структуре  валового выпуска сферы услуг  в абсолютном большинстве субъектов  РФ превалируют рыночные услуги. При  этом минимальная доля рыночных услуг  в структуре сферы услуг находится  на уровне 60-67%.

Исключение  составляют слабо развитые субъекты РФ, в которых выпуск нерыночных услуг превышает объем рыночных услуг или равен ему - республики Адыгея, Ингушетия, Калмыкия, Алтай, Тыва и АО Сибирского федерального округа. Анализ роли сферы услуг в экономике регионов за последние годы позволил выявить некоторые современные тенденции в ее изменении. С точки зрения тенденций в изменении роли сферы услуг в производстве ВРП, сложившихся за четыре последних  года, можно выделить следующие группы регионов:  с явной тенденцией к увеличению роли сферы услуг в формировании ВРП (31 субъект РФ); с неустойчивой тенденцией роли сферы услуг в ВРП (45 субъектов); с относительно устойчивой долей сферы услуг в ВРП (3 субъекта РФ);  с тенденцией к снижению этой доли (1 субъект РФ).

В составе группы с общей тенденцией к увеличению роли сферы услуг в производстве ВРП находятся: Белгородская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Воронежская, Костромская, Курская, Московская, Рязанская, Смоленская, Тульская области, республики Карелия, Карачаево-Черкесская и Адыгея, Марий-Эл и Удмуртия, Республика Коми, Ленинградская, Мурманская, Волгоградская, Новгородская, Нижегородская, Оренбургская, Пензенская, Пермская, Саратовская, Свердловская, Челябинская, Иркутская области, Приморский край.

В группу с неустойчивым характером динамики роли сферы услуг в ВРП входят: г. Санкт-Петербург, Липецкая, Тамбовская, Тверская, Ярославская, Архангельская, Вологодская, Калининградская, Псковская, Сахалинская области, республики Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Чувашская республика, Саха (Якутия), Краснодарский и Ставропольский края, Астраханская, Ростовская, Амурская, Камчатская, Магаданская области, Самарская, Кировская, Ульяновская, Курганская, Тюменская области, Ямало-Ненецкий АО, республики Алтай и Тыва, Алтайский, Хабаровский края, Красноярский край, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Читинская области, Чукотский АО, Еврейская автономная область.

В таблице 1 приведены  результаты анализа динамики объемов  и структурных коэффициентов, показывающих долю услуг в общем объеме валового регионального продукта  по субъектам РФ, Северо-Кавказского федерального округа и Карачаево-Черкесской Республики.

Таблица 1 - Анализ динамики объемов и доли сферы  услуг в валововой добавленной стоимости  в целом по РФ, Северо-Кавказскому

федеральному  округу и  Карачаево-Черкесской Республике за 2004-2010 г.г.

* - цепные темпы  роста, в %.

Ист.: авт. расчеты  по материалам Госкомстата РФ, а  также  с использованием [4].

По данным таблицы можно сказать, что доля объемов продукции сферы услуг, как в целом по РФ, так и по Северо-Кавказскому федеральному округу  в течение анализируемого периода постоянно возрастает (от 49,0%; 56.3% в 2004 г. до 53,3%; 63,5 в 2010 году, соответственно). Что касается Карачаево-Черкесской Республики, то в этом регионе имеет место неравномерная динамика указанных структурных показателей, однако, по прогнозам к  концу 2010 года наблюдается  увеличение доли объемов услуг в общем объеме регионального продукта до 52%.

Роль сферы  услуг в экономике регионов определяется двумя основными показателями - участием в общем валовом выпуске и  в производстве валового регионального  продукта (ВРП), а уровень ее развития - валовым выпуском и валовой добавленной  стоимостью (ВДС) сферы услуг в расчете на душу населения регионов. Сравнение уровней валового выпуска и ВДС сферы услуг по субъектам РФ дает представление о характере динамики структуры валового выпуска сферы услуг. Опережение или отставание темпов роста составляющих валового выпуска (промежуточного потребления и валовой добавленной стоимости) от динамики аналогичных показателей на российском уровне можно считать показателем сравнительной эффективности развития сферы услуг в том или ином регионе страны.

Объем реализации услуг населению - важный комплексный социально-экономический показатель удовлетворения потребностей в услугах разного назначения, а, следовательно, показатель уровня жизни населения и одновременно результатов функционирования рынка услуг и развития сферы услуг. Этот показатель целесообразно использовать в качестве специфического показателя эффекта функционирования рынка. Показатель уровня реализации услуг на одного жителя - важный индикатор развития регионального рынка и региональных сопоставлений. 
Следующая подсистема показателей включает показатели цен на услуги. Цена - главная категория рынка, инструмент его регулирования, балансировки спроса и предложения, инструмент конкуренции и конкурентоспособности. Показатели уровня и динамики цен исследуются во взаимосвязи с показателями покупательной способности рубля, денежных доходов населения. Исследование цен и их динамики на рынке услуг увязывается с проблемами инфляции и стоимости жизни.

Отдельная подсистема показателей призвана охарактеризовать инфраструктуру рынка услуг, которая недостаточно исследована и развита и от состояния которой зависит эффективность функционирования рынка услуг. Эта система показателей призвана отразить развитие подотраслей рынка услуг, обеспечивающих его нормальное функционирование и носящих вспомогательный по отношению к данному рынку характер. Этими подотраслями могут выступать и самостоятельные отрасли сферы услуг, развитие которых в свою очередь определяется их собственной инфраструктурой (транспорт, связь, информационные услуги и др.). Эти показатели обеспечивают обслуживание процесса купли-продажи. К ним относятся показатели развития инфраструктуры (численность, размер, мощность, техническая оснащенность рекламных и информационных предприятий) и другие показатели, связанные с системой менеджмента.

К числу важнейших  показателей потребительского рынка  услуг относятся: объем предлагаемых услуг  и покупательский спрос, а также степень их сбалансированности.

Эффективность рынка услуг как социально-экономическая  категория определяется достижением максимального результата (эффекта) на единицу затрат, связанных с его получением, или ресурсов его социально-экономического потенциала. В системе показателей эффективности услуг прежде всего выделяют обобщающие показатели эффективности затрат и эффективности ресурсов. Это показатели эффективности использования совокупных ресурсов социально-экономического потенциала рынка услуг, а также эффективности затрат живого и овеществленного труда, рассчитываемые как отношение показателя результатов к сводному показателю объема текущих затрат.

Один из принципиальных методологических вопросов - какой  показатель наиболее полно отражает результат (эффект) функционирования рынка  услуг. С позиций экономики в  целом эффектом функционирования рынка  услуг является валовая добавленная стоимость, учитываемая в объеме валового внутреннего продукта страны и отражающая вклад рынка в создание ВВП.

С позиций удовлетворения потребностей населения в услугах  основным показателем эффекта является объем реализации услуг населению. С позиции каждого отдельного поставщика услуг на рынок, а также регионального и российского рынков важным показателем эффекта является полученная на рынке услуг прибыль — финансовый результат.

Эти три показателя эффекта образуют систему показателей  результатов функционирования рынка. Выбор нужного показателя зависит от целей и задач анализа. Уровень эффективности определяется отношением того или другого показателя эффекта либо к затратам на функционирование рынка, либо к ресурсам его социально-экономического потенциала. Мы считаем, что наиболее объективной и обобщающей оценкой эффективности сферы услуг в регионе (или в экономике страны) является анализ динамики приростов валового регионального продукта за какой-то период за счет прироста объемов услуг в данном регионе за этот же период. Выявленный тренд этого прироста, как нельзя лучше, будет характеризовать социально-экономический потенциал сферы услуг, т.е.   совокупную способность трудовых, материально-технических, финансовых и других ресурсов сферы обращения обеспечить достижение наивысших результатов и эффективности функционирования рынка услуг.

Все вышеизложенное  показывает, что совершенствование методов оценки и  системы показателей, характеризующих потенциальные возможности развития рынка сферы услуг, является весьма актуальной задачей.

Литература

1.Борисов Е.Ф.  Экономика. - М.: Изд-во «Проспект», 2011.

2. Голубицкая  М.В. Сфера услуг в экономике регионов России: современное положение и перспективы. - М.: СОПС, 2005.

3. Национальная  экономика/под ред. д.э.н., проф. Савченко П.В.-М.: Экономистъ, 2005.

4. Цушба А.С.  Теоретико-методическое обоснование  условий повышения инвестиционной  привлекательности и эффективности  услуг в курортно-рекреационной  сфере: автореф. канд. дисс. - Кисловодск: КИЭП, 2011.

5. Экономика / под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2008. 

 

УСЛОВИЯ ПУБЛИКАЦИИ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ


 

По вопросам публикации статей и сотрудничества обращайтесь:


ICQ: 555-3-1111 

SKYPE: vak-uecs

MAIL: info@uecs.ru

+7 928 340 99 00


 



РУБРИКАТОР

РУБРИКАТОР

  • Демография
  • Землеустройство
  • Инновации.Инвестиции
  • Математические и инструментальные методы экономики
  • Логистика
  • Макроэкономика
  • Маркетинг
  • Отраслевая экономика
  • Предпринимательство
  • Региональная экономика
  • Рецензии
  • Теория систем
  • Теория управления
  • Управление качеством
  • Финансы и кредит
  • Ценообразование
  • Экономика природопользования
  • Экономика труда
  • Экономическая безопасность
  • Экономический анализ

АРХИВ НОМЕРОВ


 

   Ключевой составляющей постиндустриальной экономики можно считать ускоренное развитие сферы услуг; именно услуги становятся главным продуктом труда, и именно потребление услуг выступает в качестве преобладающего способа удовлетворения потребностей человека. Резкое возрастание роли сервисных отраслей в общей структуре хозяйства знаменует переход от индустриальной стадии развития общества к следующей, отличной от предыдущего этапа развития. «Постиндустриальное общество основано на услугах. Если индустриальное общество определяется через количество товаров, обозначающее уровень жизни, то постиндустриальное общество определяется качеством жизни, измеряемым услугами и различными удобствами - здравоохранением, образованием, отдыхом и культурой, которые становятся желанными для каждого» [1, c. 171].     

Этот тезис может  быть легко подкреплен фактическими данными об изменении соотношения  доли «услуг» и «традиционных  товаров» в ВВП в наиболее развитых странах, которые первыми вступили на путь постиндустриального развития. В настоящее время доля услуг в экономическом балансе растет во всем мире. Сфера услуг - и деловых, и персональных - начинает развиваться ускоренными темпами, значительно опережая по доле в национальном продукте первичный и вторичный сектора экономики. В среднем доля услуг в ВВП в наиболее развитых странах (США, Великобритания, Германия, Япония и др.) колеблется от 86 % до 66 %.     

Информация о работе Сфера услуг: показатели значимости в экономике страны