Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:10, курсовая работа
Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение.
Введение 3
1. Сущность и структура макроэкономического кругооборота 5
1.1. Производство, обмен и распределение 5
1.2. Потребление, сбережение, инвестиции 7
1.3. Кругооборот товаров и услуг 10
2. Модели кругооборота благ и денежных потоков 16
2.1. Общая характеристика моделей макроэкономического кругооборота 16
2.2. Кругооборот благ и денежных потоков в закрытой экономической системе 19
2.3. Экономическая роль государства в макроэкономическом кругообороте 22
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Таблица 2.1
Виды относительных переменных
Вид относительной переменной (и ее временнòе измерение) |
Конкретный пример |
Величина в период Δt |
1. Отношение двух потоков (временнòе измерение отсутствует) |
Средняя склонность к потреблению ( y = S/y); Предельная склонность к сбережению (Sy = dS/dy); |
y
Sy |
2. Отношение запаса к потоку (временнòе измерение равно t-1) |
Капиталовооруженность ( y = K/N); |
y/D t |
3. Отношение потока к запасу; 4. Степень изменения переменной во времени (временнòе измерение равно t) |
Капиталоотдача (s = y/K)
Инфляция (π ) |
sDt
pD t |
На основании табл. 2.1 можно сделать вывод, что: 1) отношение двух потоков не имеет временного измерения; 2) отношение запаса к потоку имеет измерение t-1; 3) отношение потока к запасу имеет измерение t. Кроме того, следует выделить такой вид параметров, как 4) степень (норма) изменения переменной во времени (например, показатель инфляции или темпов экономического роста).
2.2. Кругооборот благ и денежных потоков в закрытой экономической
системе
Простейшая модель кругооборота закрытой экономики без участия государства и без международной экономики состоит только из двух секторов: (1) частных домашних хозяйств и (2) предпринимательского сектора (рис. 2.1).
YH = С
Домашние хозяйства участвуют в процессе производства и получают факторный доход от своего труда (YH ), где Нижний индекс «Н» символизирует «домашнее хозяйство», который полностью потребляют (YH = C).
Данная модель базируется на трехфакторной производственной функции типа: y = f(N, K, t). Теоретически возможно включать в модель и прочие факторы производства: землю, предпринимательские способности, эффективность государственной политики и т.п. В нашем курсе мы будем исследовать главным образом двухфакторные модели (на основе N и К), а также однофакторные (на основе либо N, или К) [10, с. 314].
Что касается понятия уровня производительности или технического прогресса, принято считать, что оно охватывает все факторы, которые либо увеличивают выпуск при данных объемах использования труда и капитала, либо позволяют произвести данный объем благ с меньшими затратами труда и (или) капитала. В отличие от традиционных «видимых» факторов производства (труда, капитала, земли), технический прогресс является своеобразным «невидимым» фактором.
В свою очередь предприниматели организуют процесс производства, в котором участвует рабочая сила домашних хозяйств (N), применяется капитал (К) при уровне технологии (t), производящие определенный объем продукции, равный совокупному доходу общества (Yt), где Нижний индекс «t» означает, что мы имеем дело с потоком, величина которого изменяется во времени [11, с. 355].
Потребительские закупки C
Домашние хозяйства Предпринимательский
YH = C сектор Yt = f(Nt ,Kt ,t)
Yt = YH.
YH = Yt
Рис. 2.1. Модель закрытой экономики без участия государства
(простое воспроизводство)
В этой закрытой модели потоки, соединяющие домашние хозяйства и предпринимательский сектор обязательно равны между собой: YH = C; YH = Yt. Это означает, что произведенный продукт полностью потребляется домашними хозяйствами: Yt = C. Данная модель не предусматривает развития и расширения объемов деятельности. В ней отсутствуют источники увеличения масштабов производства посредством инвестиций. Воспроизводство (то есть постоянно повторяемое производство) осуществляется здесь в неизменных масштабах. Это есть, так называемое, простое воспроизводство (Впервые модель простого и расширенного воспроизводства была предложена К. Марксом во втором томе «Капитала») [4, с. 346].
Ситуация изменится, если ввести в модель так называемый «сектор имущества». Это может иметь место в том случае, если предпринимательский сектор произведет продукт по величине больший, чем его смогут потребить домашние хозяйства. В результате предприниматели получают предпринимательский факторный доход (Yu = Yt – YH), где нижний индекс «U» означает «предприниматель». При этом предполагается, во-первых, что весь факторный доход предпринимателей сберегается (Yu = Su). Во-вторых, что домашние хозяйства потребляют не весь свой доход, а часть его сберегают (SH = YH – C). В итоге в обществе возникает фонд сбережений:
S = SH + YU = (YH – C) + (Yt – YH) = Yt – C
или S = Yt – C
«Сектор имущества» является чисто воображаемой категорией: своеобразной «копилкой общества», где аккумулируются сбережения, а также амортизационные отчисления (D).
Модель расширенного воспроизводства (закрытая модель без участия государства и сектора заграницы) изображена на рис. 2.2.
Потребление С
Домашние хозяйства Предпринимательский
YH = C + SH сектор: Yt = f(Nt , Kt , t)
Y = YH + YU + D
Выплаченный доход YH
Сбережения домашних хозяйств SH
Сектор Сбережения предпринимателей (SU = YU)
Имущества
SH + SU + D º In + Ir Амортизационные отчисления D
(S=I)
Фактические брутто инвестиции In + Ir º S + D
Рис. 2.2. Модель закрытой экономики без участия государства
(расширенное воспроизводство)
Если фонд сбережений направить на инвестирование, то общество получает возможность осуществлять расширенное воспроизводство (т.е. производство в постоянно увеличивающихся масштабах). При этом общие инвестиции (или инвестиции брутто Ib) распадаются на чистые инвестиции (инвестиции нетто In, направляемые на расширение производства) и инвестиции замещения (Ir), где Верхний индекс «b», «n» и «r» означают соотвественно: «брутто», «нетто» и «замещение» , предназначаемые для замены снашиваемого оборудования за счет амортизационных отчислений (D = Ir). Таким образом, Ib = In + Ir. При этом система находится в равновесии, если:
S º Ib = I
или SU + SH + D = In + Ir.
Условие равновесия в закрытой экономике без участия государства можно изобразить и так:
Y = C + S или Y = C + I.
Равенство инвестиций и сбережений (S = I) представляет собой основное условие макроэкономического равновесия [5, с. 115].
2.3. Экономическая роль государства в макроэкономическом
кругообороте
Главный механизм распределения и использования ограниченных ресурсов в рыночной экономике - это механизм рынка, где центральное место занимают конкуренция и цены. Вместе с тем, во всех странах с рыночной экономикой значительную роль в экономике играет государство.
Государство не только перераспределяет ресурсы, обеспечивает правовую базу для принятия решений экономическими агентами, осуществляет экономическую политику, но и в некоторых случаях организует производство на государственных предприятиях. Все это означает, что современная рыночная экономика - это смешанная экономика, где, наряду с частным сектором, функционирует и государственный сектор экономики, рыночный организационно-хозяйственный механизм дополняется механизмом государственного регулирования экономики.
В широком смысле государственный сектор экономики включает в себя все экономические ресурсы, которыми владеет государство, все организации, с помощью которых осуществляется государственное регулирование экономики. Это и государственный бюджет, государственные производственные предприятия, государственные организации в сфере управления, здравоохранения, образования, обороны, государственные земли [16, с. 205].
Схематически в общем виде экономическую роль государства можно представить с помощью известной нам модели экономического кругооборота, которая дополняется третьим экономическим агентом, государством.
Модель экономического кругооборота с участием государства. Поставим государство в центр модели кругооборота. Потоки между государством и рынком ресурсов, обозначенные стрелками, отражают закупки государством ресурсов, например наем государственных служащих и выплату им жалованья, строительство школы.
Потоки между государством и рынком товаров и услуг показывают государственные закупки товаров и услуг, например бумаги, компьютеров, вооружений. Слева и справа расположены потоки между государством и домохозяйствами, между государством и предприятиями. Государство предоставляет домашним хозяйствам и предприятиям общественные товары и услуги, производство которых финансируется налогами, поступающими от домашних хозяйств и предприятий. Модель кругооборота показывает, как государство вмешивается в экономику и перераспределяет ресурсы и продукты через систему государственных финансов, то есть через государственные расходы и доходы [11, с. 357].
Почему необходимо государственное вмешательство в рыночной экономике? Как экономическая теория объясняет существование государственного сектора в рыночной экономике? На эти вопросы мы ответим в следующих разделах учебника.
В истории рыночной экономики ХIХ-ХХ вв. в целом наблюдается усиление экономической роли государства. О масштабах экономической деятельности государства свидетельствует колоссальный рост государственных расходов и доходов, увеличение доли государства в перераспределении национального дохода. В частности, в среднем доля совокупных государственных расходов в валовом внутреннем продукте (ВВП) экономически наиболее развитых стран в ХХ веке выросла с 10% в 1913 г. до 49% в 2000 г. При этом надо отметить, что эти расходы увеличивались и в 80-90-е гг. ХХ в., когда в этих странах интенсивно развивался процесс разгосударствления и приватизации. Отмеченная тенденция в целом относится и к экономике таких стран, как США и Великобритания. Если в 20-е гг. ХХ века доля государственных расходов в ВВП этих стран составляла около 20%, то в 2000 г. в США она выросла до 29%, а в Великобритании - до 40 %. Для сравнения интересно привести данные по России. В 2000 г. государственные расходы в России составляли 28 % валового внутреннего продукта [5, с. 118].
По сравнению с ростом доли государственных расходов в ВВП несколько иначе выглядит тенденция развития государственного сектора в сфере производства товаров и услуг. Государственный сектор в этой сфере - это одно из направлений государственного вмешательства в экономику. Государственный сектор в сфере производства представлен государственными предприятиями, то есть представляет собой деятельность государства как производителя продуктов и услуг. Наиболее высокими темпами государственный сектор в развитых странах Запада рос в 50-е - 70-е гг. ХХ в. В 80-е - 90-е гг. под воздействием разгосударствления и приватизации масштабы государственного сектора сокращались [17, с. 64].
Например, в Великобритании в послевоенный период значение государственного сектора в производственной сфере возрастало. Государственные предприятия в значительной степени самостоятельно действовали на рынке, но в целом их деятельность контролировалась органами исполнительной власти и парламентом. Государственный сектор развивался в таких отраслях экономики, как каменноугольная промышленность, судостроение, металлургия, электро- и газоснабжение, атомная энергетика, железнодорожный и авиатранспорт, аэрокосмическая промышленность, телекоммуникации. Пик в развитии государственного сектора был достигнут в конце 70-х гг. В 1979 г., перед приходом к власти правительства М. Тэтчер, продукция, производимая на государственных предприятиях, составляла 11,5% ВВП, объем инвестиций государственного сектора составлял 14% общих инвестиций в экономике Великобритании, на государственных предприятиях было занято 1,5 млн. чел., что составляло 7,3% всех занятых. Начиная с 1979 г. и на протяжении 80-х - 90-х гг., в Великобритании начинаются процессы разгосударствления и приватизации, которые привели к сокращению числа государственных предприятий и отраслей, где государственный сектор занимал господствующие позиции. Доля государственного сектора в экономике за этот период сократилась в несколько раз, в частности в середине 90-х гг. доля государственных предприятий в ВВП, в общих инвестициях и занятости составляла около 3% [11, с. 359].
В российской экономике в настоящее время государственные и муниципальные предприятия составляют 11,2% общего числа предприятий, на государственных предприятиях работают 38% всех занятых в народном хозяйстве, государственный сектор производит около 35% всей продукции. Это существенное сокращение по сравнению с началом 90-х гг., когда в государственном секторе производилось более 90% валового внутреннего продукта страны.
Необходимо отметить, что в рамках общей тенденции увеличения экономической роли государства и доли государственных расходов действовали контртенденции, ведущие к снижению этих расходов под воздействием, а также различных экономических, политических и идеологических факторов. Это проявлялось в уменьшении экономической роли государства в некоторые периоды экономической истории развитых стран.
Во второй половине ХХ столетия отношение правительств и общественности к государственному вмешательству в экономику капиталистических стран менялось. Эти изменения наиболее ярко воплотились в теоретических трактовках экономической роли государства. Если в 50-е - 70-е гг. господствовали концепции «доминирующего государства», то в 80-е - первой половине 90-х гг. наиболее распространенным был подход с позиций «минималистского государства». Начиная с середины 90-х гг., все большее распространение получает идея «эффективного государства» [5, с. 121].
Информация о работе Схема кругооборота благ и денежных потоков в закрытой экономической системе