Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:10, курсовая работа
Модель макроэкономического кругооборота показывает, что между субъектами экономики существуют различные хозяйственные взаимосвязи. Например, фирмы производят и продают товары и услуги, домашние хозяйства потребляют и накапливают, государство взимает налоги и создает общественные блага. В макроэкономическом кругообороте представлены агрегированные сектора и рынки. Аналогичные хозяйственные операции объединены в величины потока (поток товаров и услуг или товарное обращение) и денежный (монетарный) поток или денежное обращение.
Введение 3
1. Сущность и структура макроэкономического кругооборота 5
1.1. Производство, обмен и распределение 5
1.2. Потребление, сбережение, инвестиции 7
1.3. Кругооборот товаров и услуг 10
2. Модели кругооборота благ и денежных потоков 16
2.1. Общая характеристика моделей макроэкономического кругооборота 16
2.2. Кругооборот благ и денежных потоков в закрытой экономической системе 19
2.3. Экономическая роль государства в макроэкономическом кругообороте 22
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Более подробно недостатки рынка анализируются в теории экономического цикла, в теории монополии, теории внешних эффектов, теории общественных благ и общественного выбора, теории асимметричной информации, теории благосостояния.
Осуществление государственной экономической политики - это также важная экономическая функция государства в рыночной экономике. Экономическая политика - это совокупность различных мер, предпринимаемых правительством с целью достижения конкретных целей экономического развития. Экономическая политика представляет собой сложный общественный механизм.
В самом общем плане в механизме экономической политики можно выделить следующие важнейшие этапы и элементы:
-процесс ее формирования,
-механизм реализации,
-оценка и обратная связь, предполагающая корректировку политики в зависимости от ее результатов [13, с. 103].
Процесс формирования экономической политики в рыночной экономике основан на относительно развитой системе политической демократии. Это система многопартийной и представительной демократии. Многопартийность является ключевым моментом в процессе формирования динамичной экономической политики. Она - естественный результат существования различных экономических интересов в обществе. В то же время многопартийность создает заслоны для монополизации власти и застоя, позволяет контролировать деятельность государственных органов различными общественными организациями. Все это предполагает формирование экономической политики, отвечающей интересам большинства членов общества.
Основные звенья механизма формирования экономической политики состоят из многочисленных общественных сил, в том числе:
-электората,
-политических партий,
-научно-исследовательских организаций,
-различных объединений по социальным и профессиональным признакам,
-общественных движений,
-системы лоббизма,
-средств массовой информации,
-законодательных и исполнительных органов государственной власти.
Важнейшим элементом в этом процессе выступают органы государственной власти. Это правительство, специальные органы управления в сфере экономики (Министерство финансов, Центральный банк, Министерство экономического развития и торговли, Министерства промышленности и сельского хозяйства, Министерство внешней торговли), особые государственные структуры, типа президентского совета и совета экономических консультантов, парламент, постоянные комиссии и комитеты парламента. Все они обеспечивают как прямую, так и обратную связь между интересами различных слоев общества и экономической политикой правительства [7, с. 315].
В самом общем виде процесс формирования экономической политики может быть представлен схематично как взаимодействие между избирателями, законодательными органами власти и правительством. Избиратели отдают предпочтения тем или иным кандидатам в законодательные органы власти. Кандидаты предлагают своим избирателям программы, включающие позицию кандидатов по вопросам экономической политики.
Таким образом, путем голосования избиратели выражают свои предпочтения по экономической политике в целом, а не по каждому ее направлению. Законодатели принимают основополагающие решения по государственным расходам и доходам, принимают новые законы и экономические программы, утверждают основные направления экономической политики. В процессе принятия и исполнения решений по вопросам экономической политики заинтересованные избиратели и организации объединяются в группы, которые пытаются убедить законодателей и правительство принять нужное им решение. Действия этих заинтересованных групп называют лоббированием. Правительственные органы на основе решений законодательных органов власти проводят в жизнь законы, контролируют их исполнение, предлагают конкретные меры по регулированию и реализуют экономическую политику [18, с. 147].
В процессе формирования экономической политики определяются ее важнейшие цели и направления. Среди целей экономической политики выделяются общие и особенные. Общие цели экономической политики в рыночной экономике мало меняются с течением времени или со сменой правительств.
Этими целями являются:
-формирование благоприятных условий для социально-экономического развития общества,
-рост уровня жизни всех слоев населения страны;
-повышение эффективности национальной экономики;
-повышение конкурентоспособности национальной экономики в мировом хозяйстве [13, с. 105].
Реализация всех направлений экономической политики предполагает достижение этих общих целей. Вместе с тем существуют и более конкретные специальные цели экономической политики, определяемые особенностями данного этапа экономического развития, особенностями развития данной страны.
В частности, к ним относятся:
-поддержание высоких и стабильных темпов экономического роста,
-снижение безработицы и достижение полной занятости,
-снижение инфляции и достижение стабильности цен,
-снижение уровня незагруженных производственных мощностей, полное использование производственного аппарата,
-модернизация производственного аппарата в соответствии с требованиями современной научно-технической революции (НТР),
-стимулирование научно-технического прогресса, развития науки и техники,
-реформирование рыночной инфраструктуры,
-поддержка конкуренции и предпринимательства,
-справедливое распределение и перераспределение доходов,
-сокращение дефицита внешнеторгового и платежного балансов.
Конкретные цели экономической политики меняются с течением времени, со сменой правительств, меняются приоритеты и в экономической политике, как, например, во второй половине ХХ в. изменились приоритеты в экономической политике развитых стран Запада. В частности, приоритеты 50-60-х гг. отличались от приоритетов 70-80-х гг. Если на первом этапе главной целью экономической политики было поддержание полной занятости (борьба с безработицей), то на втором этапе - поддержание стабильных темпов роста денежной массы (борьба с инфляцией) [19, с. 77].
В ходе развития рыночной экономики сформировались различные направления экономической политики. Существуют многочисленные классификации этих направлений, но все они достаточно условны, так как существует тесная взаимосвязь между всеми направлениями. Например, политику занятости, направленную на сокращение безработицы, можно выделить как отдельное направление, а можно включить в состав социальной политики или в состав структурной политики.
В современных условиях выделяются следующие основные направления экономической политики правительства в рыночной экономике:
-бюджетно-финансовая (фискальная),
-денежно-кредитная (монетарная),
-внешнеэкономическая,
-структурная [7, с. 318].
Каждое из основных направлений включает в себя разные виды или формы экономической политики, например внешнеэкономическая политика включает в себя внешнеторговую политику, политику по отношению к иностранному капиталу, валютную политику. Некоторые конкретные виды экономической политики упоминались выше, когда рассматривалась вторая экономическая функция государства, то есть когда речь шла об устранении и компенсации недостатков рыночного хозяйственного механизма.
Характеристика тех или иных направлений экономической политики определяется многими факторами, зависит от того:
1) каков «пакет» методов, или инструментов, для ее реализации,
2) в каком направлении
используются эти инструменты
в зависимости от
3) какова сфера действия тех или иных инструментов,
4) от длительности периода,
на который рассчитана
5) от ее внутри- или
внешнеэкономической
В зависимости от этих критериев могут использоваться, в частности, следующие характеристики экономической политики правительства:
-стимулирующая (экспансионистская), сдерживающая (рестриктивная), стабилизационная;
-макроэкономическая, микроэкономическая;
-краткосрочная, среднесрочная, долгосрочная;
-внутренняя, внешняя.
Из приведенных выше характеристик необходимо остановиться на понятиях макро- и микроэкономической политики. Макроэкономическая теория изучает экономику в целом, взаимодействие между такими общеэкономическими величинами, как темпы экономического роста, норма безработицы, темпы инфляции, масштабы государственных расходов и доходов и др. Поэтому макроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение общеэкономических величин и влияющих на экономику в целом. Традиционно к макроэкономической политике относят бюджетно-финансовую и денежно-кредитную политику [14, с. 443].
Микроэкономическая теория изучает поведение потребителей и отдельных производителей, формирование издержек производства и цен на товары и факторы производства. Таким образом, микроэкономическая политика - это совокупность мер правительства, направленных на изменение поведения отдельных производителей и потребителей на индивидуальных рынках и создающая благоприятные условия для действия механизма конкуренции, например антимонопольная политика, политика дерегулирования, социальная и демографическая политика. Методы микроэкономической политики могут быть общеэкономическими, действовать в рамках всей экономики, но они направлены на отдельные субъекты хозяйственной деятельности. То же антимонопольное законодательство действует в рамках всего государства, но направлено только на те фирмы, которые ограничивают конкуренцию и взвинчивают цены.
С точки зрения результатов, оба вида экономической политики двойственны в том смысле, что обе обладают и макроэкономическим, и микроэкономическим эффектом. Так, меры правительства микроэкономического характера непосредственно влияют на принятие решений фирмами в области цен, капиталовложений, ставок заработной платы, размеров полученных ими кредитов и т.д. (микроэкономический эффект). Но накопленный в течение длительного времени микроэкономический эффект ведет к изменению макроэкономических величин - темпов роста экономики, масштабов потребления и накопления и др. (макроэкономический эффект микроэкономической политики).
Проведение определенной экономической политики предполагает существование в рыночной системе механизма ее осуществления, или реализации. Механизм реализации экономической политики - это механизм государственного регулирования экономики, включающий в себя систему административно-правового регулирования и систему экономических методов регулирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в работе получены следующие результаты:
Экономический кругооборот - это движение расходов и доходов, денег, ресурсов, продукции в сфере экономической деятельности. В экономическом кругообороте различают финансовый (денежный) и реальный секторы. К финансовому сектору относят ту часть экономического кругооборота, которая представлена движением доходов и расходов и денежных фондов (средств) в целом. В реальный сектор включают промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт.
Движение продуктов и денежных потоков охватывает четыре основные сферы: производство, распределение, обмен, потребление.
Производство представляет собой процесс преобразования и приспособления природных материалов для нужд человека. Оно включает сферы: первичную (сельское хозяйство, добычу ископаемых, производство электроэнергии), вторичную (дальнейшую обработку сырья и материалов в отраслях обрабатывающей промышленности), третичную (торговлю, связь, транспорт, услуги).
Обмен - процесс движения материальных благ и услуг от одного участника экономической деятельности к другому. Он соединяет производителей и потребителей, через обмен формируется система экономических отношений в условиях рыночной экономики.
В процессе распределения выявляются количественные параметры ресурсов и результатов хозяйственной деятельности. Распределение определяет размеры доходов, получаемых участниками экономической деятельности. Разница в уровне доходов обусловливается различием выполняемых операций, формами собственности на факторы производства.
Потребление - завершающий акт хозяйственной деятельности. Это конечная цель производства. Домашние хозяйства предъявляют спрос на потребительские товары, предприятия (фирмы) - на инвестиционные товары.
Инвестиционные ресурсы предназначены для обновления и увеличения производства. Инвестиции направляются в финансовые активы, на увеличение основного капитала, пополнение запасов. Принято различать валовые и чистые инвестиции.
Изучение экономического кругооборота, его структуры помогает представить общую картину функционирования экономики, характер взаимосвязи между ее отдельными сферами и секторами, выявить их роль и взаимовлияние.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Схема кругооборота благ и денежных потоков в закрытой экономической системе