Для
управления пенсионными потоками
и резервами обязательного пенсионного
страхования создаются специализированные
финансово-кредитные учреждения. Они
осуществляют аккумулирование средств,
размещают резервы и управляют
финансами.
Основой
существовавшей в течение последних
лет пенсионной системы являлся
Закон РФ «О государственных
пенсиях в Российской Федерации»
от 20 ноября 1990 г. №340-1. Социальная
сущность данного закона заключалась
в солидарности всех застрахованных
и всех страхователей, в солидарности
поколений. Эта пенсионная система
называется распределительной (нефондируемой).
В
течение последних десяти лет
в Закон 1990г. был внесён целый
ряд изменений и дополнений, принято
несколько новых законов в
пенсионной сфере, на правительственном
уровне были разработаны Концепция
и Программа пенсионной реформы
в России. Основная цель этих
изменений – усиление в пенсионном
обеспечении страховых начал.
Важную
роль в развитии пенсионной
системы играет принятый в
1996г. Федеральный закон «Об
индивидуальном (персонифицированном)
учёте в системе государственного
пенсионного страхования». Он явился
основой создания новой инфраструктуры
пенсионной системы, безусловно
необходимой для материализации
страхового аспекта а построении
пенсионного обеспечения.
Для
упорядочения деятельности негосударственных
пенсионных фондов большое значение
имеет Федеральный закон «О
негосударственных пенсионных фондах»
от 7 мая 1998г. №75-ФЗ. Он создал
основу регулирования деятельности
негосударственных пенсионных фондов
(НПФ) и установил основные
принципы государственного контроля
за их деятельностью.
Существовавшая
нормативно-правовая база пенсионной
системы позволяла Правительства
РФ проводить работу по частичному
улучшению пенсионного обеспечения
в стране. Однако коренного прорыва
в этом вопросе не могло
быть в силу ограничений, диктуемых
распределительной сущностью действующей
системы и рядом объективных
внешних факторов. Внесение в
Государственную Думу пакета
законопроектов, направленных на
создание новых принципов функционирования
пенсионной системы, стало следующим
этапом проведения пенсионной
реформы. Среди них стоит выделить
следующие законы:
- «Об обязательном страховании в Российской Федерации», который устанавливает общие основы обязательного пенсионного страхования;
- «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который регулирует права граждан на трудовую пенсию по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца;
- «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», который устанавливает порядок предоставления пенсий государственным служащим, военным, а также гражданам, которые не приобрели права на трудовую пенсию;
- «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», который затрагивает платежи на обязательное пенсионное страхование;
- «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», который устанавливает принципы управления направляемой на накопление частью пенсионных взносов.
Устойчиво функционирующая
пенсионная система – залог социальной
стабильности в обществе и, наоборот, неудовлетворительно
работающая пенсионная система порождает
опасную социальную напряжённость.
Соотношение
между населением трудоспособного
и пенсионного возрастов, от
которого зависит финансовая
устойчивость пенсионной системы
в нашей стране, является менее
благоприятным, чем в подавляющем
большинстве развитых стран (за
исключением Франции и Италии).
Это происходит, несмотря на то,
что Россия в настоящее время
существенно отстаёт от развитых
стран по средней продолжительности
жизни.
Столь
низкое соотношение между лицами
трудоспособного возраста и пенсионерами
вызвано не только демографическими
факторами и уровнем занятости
в экономике, но и широким
распространением в России практики
досрочного выхода на пенсию,
по существу снижающим фактический
возраст выхода на пенсию по
сравнению с общеустановленным
на 1,5-2 года. До 25 % общей численности
пенсионеров получили пенсию
досрочно. В частности, в целях
привлечения работников на должности,
связанные с неблагоприятными
условиями труда, а также в
районы Крайнего Севера, принят
целый ряд нормативных правовых
актов, предусматривающих снижение
общеустановленного пенсионного
возраста на 5, 10 или даже 15 лет.
Также существенную роль играет
более низкий в России возраст
выхода на пенсию по сравнению
с некоторыми другими странами.
За границей этот показатель
в основном равен 65 годам для
мужчин и для женщин.
Значительные
преимущества установлены для
назначения пенсии за выслугу
лет. Такие пенсии нередко назначаются
трудоспособным лицам в возрасте
около 45 лет (педагогическим работникам,
работникам учреждений здравоохранения,
творческим работникам театров
и других театрально-зрелищных предприятий
и коллективов и т. д.), причём многие из
них продолжают трудовую деятельность,
получая и пенсию, и зарплату.
Наличие
многочисленных льгот по возрасту
ставит в неравные условия
трудящихся и создаёт ситуацию,
когда лица, меньше платившие
взносы, получают более высокий
размер пенсии.
Нагрузка
пенсионной системы на экономически
активную часть населения с
каждым годом возрастает. Уровень
пенсионного обеспечения падает,
число пенсионеров растёт, число
же занятых в различных сферах
налогоплательщиков, наоборот, снижается.
Современный
уровень пенсионного обеспечения
большинства населения Российской
Федерации не может считаться
приемлемым с точки зрения
поддержания необходимого уровня
жизни пенсионеров. Углубившейся
в августе – сентябре 1998 года
финансовый кризис и последовавший
за ним резкий скачок цен
на потребительские товары привёл
к существенному ухудшению финансового
положения самого уязвимого социального
слоя – получателей государственных
пенсий, для которых пенсия является
единственным источником существования.
Сложившаяся
в Российской Федерации пенсионная
система имеет государственный
и всеобщий характер.
Пенсионное
обеспечение основывается на обширной
законодательной базе, насчитывающей
свыше 50 основных федеральных нормативных
правовых актов. Подавляющее большинство
лиц, достигших пенсионного возраста
обеспечивается пенсиями в соответствии
с Законом Российской Федерации
«О государственных пенсиях в
Российской Федерации». Кроме того,
военнослужащие, государственные служащие,
лица, пострадавшие в результате аварии
на Чернобыльской АЭС и некоторые
другие категории пенсионеров получают
пенсии на основании других законодательных
актов.
Российское
пенсионное законодательство характеризуется
крайней нестабильностью. После
принятия в 1990г. Закона «О государственных
пенсиях в Российской Федерации»
в него более 30 раз вносились изменения
и дополнения, а в последующие годы был
принят ряд других крупных законов, регламентирующих
особый порядок пенсионного обеспечения
различных категорий граждан. Пенсионное
законодательство становится всё более
громоздким и сложным, особенно в вопросах
исчисления трудового стажа и размеров
пенсии на основе введённого с 1 февраля
1998 года так называемого индивидуального
коэффициента пенсионера, хотя по сути
своей должно быть простым и понятным
каждому. Многие положения по-прежнему
регулируются подзаконными нормативными
актами, что усложняет ознакомление с
ними широкого круга граждан.
Федеральным
законом РФ от 21.07.1997г. №113-ФЗ «О порядке
исчисления и увеличения государственных
пенсий» дана новая редакция статьи
7 Закона «О государственных пенсиях
в РФ», регулирующая исчисление и
увеличение пенсий в связи с ростом
заработной платы в стране, коренным
образом изменившая ранее существовавший
и, безусловно, несовершенный порядок
исчисления размеров пенсии. Этим законом
с 01.02.1998г. введён порядок исчисления
государственных пенсий путём применения
так называемого индивидуального
коэффициента пенсионера вместо ранее
зафиксированного в статье 7 положения,
согласно которому не реже одного раза
в три месяца подлежали индексации
или компенсации в связи с
повышением стоимости жизни.
К Закону
«О государственных пенсиях в
РФ» непосредственно примыкают
законы общего плана: Закон Российской
Федерации от 02.07.1993г. № 5318-1 «О выплате
пенсий гражданам, выезжающим на постоянное
жительство за пределы Российской Федерации»,
Закон РСФСР от 19.04.1991г. № 1032-1 (с
последующими изменениями и дополнениями)
«О занятости населения в Российской
Федерации», предусматривающий возможность
досрочного пенсионного обеспечения
работников, высвобождаемых в предпенсионном
возрасте, Закон РФ от 14.07.1992г. № 3297-1
«О закрытом административно-территориальном
образовании», также предусматривающий
возможность досрочного пенсионного обеспечения
высвобождаемых работников.
Ряд законов
регулирует вопросы пенсионного
обеспечения граждан, подвергшихся
воздействию радиации.
Прежде
всего, это Закон РФ от 18.06.1992г. №
3061-1 «О внесении изменении и дополнений
в Закон РСФСР «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС», регламентирующий особый порядок
пенсионного обеспечения данной
категории граждан с учётом степени
радиационного воздействия.
2.2. Перспективы
реформирования пенсионного законодательства
Сегодня
на наших глазах происходит формирование
законодательства, которое будет
определять состояние пенсионной системы
государства, как минимум, на ближайшие
десять лет. От того, каким станет это
законодательство зависит будущее
не только ныне работающего населения,
но и тех молодых людей, которые
начинают свою профессиональную трудовую
деятельность. Можно сказать, что
на отношение к государству его
граждан сильно повлияет то, насколько
внимательно и серьёзно власти отнесутся
к сегодняшнему и завтрашнему
дню недееспособной части населения.
Положение
с пенсиями в течение девяностых
годов нельзя было назвать
стабильным. Особенно тяжёлая ситуация
сложилась в 1997-1998 годах, когда
реальный размер пенсии снизился
в два раза, а получить эти
крохи на руки не удавалось
месяцами, из-за многомесячных задолженностей.
В последние три года ситуация
стала выправляться, но, по большому
счёту, долгосрочные проблемы
ещё не решены. По-прежнему, современная
пенсионная система даёт гигантскую
нагрузку на систему оплаты
труда и страховых взносов.
Россия входит в число пятнадцати
стран с самыми высокими ставками
взносов, из-за чего происходит ослабление
налогооблагающей базы.
Второй
причиной пробуксовки пенсионной
системы стала её перегруженность
большим числом обязательств, часто
не оправданных ни экономически,
ни социально. А ведь на сегодня,
по данным Минтруда, из трудоспособного
возраста выбыло 1,5 миллиона человек,
а вошло в него – 2,4 миллиона.
И это ещё без учёта сокращения
продолжительности жизни населения.
При
этом нельзя не учитывать и
долгосрочные демографические тенденции.
Те люди, которые появились на
свет в результате послевоенной
волны рождаемости, условно к
2005 году уйдут на пенсию. На
смену им прийти некому –
в девяностые годы рождаемость
снизилась в два раза.
Полумеры
в сложившейся ситуации не
помогут. Не изменив самих принципов
действия пенсионной системы
можно дождаться повторения печального
опыта 1998 года, и вряд ли страна
выдержит подобное ещё раз.
Начиная с 1997 года и на протяжении
четырёх лет в Правительстве
России шли напряжённые дискуссии
по разработке новой пенсионной
модели. Вариантов было много,
и все они широко освещались
в средствах массовой информации.
Последний
и основной вариант пенсионной
реформы включает в себя несколько
этапов, которые будут регулироваться
шестью федеральными законами.
Уже
принят закон «Об обязательном
пенсионном страховании», который
устанавливает три основных составляющих
пенсионной системы. Первая –
базовая пенсия, которая финансируется
за счёт средств федерального
бюджета и является всеобщей
социальной гарантией. Вторая
– это трудовая пенсия, состоящая
из двух компонентов, одним
из которых является страховая
пенсия, финансируемая за счёт
текущих поступлений в Пенсионный
фонд РФ и напрямую зависящая
от прошлых заработков и персональных
взносов пенсионеров. И, наконец,
накопительная составляющая, которая
будет финансироваться нетрадиционно
для российской пенсионной системы, но
о ней – чуть позже.
Ещё
два принятых федеральных закона
регулируют размер и порядок
выплаты пенсий. Это закон «О
государственном пенсионном обеспечении»,
в котором рассматриваются разного
рода выплаты, связанные с бюджетным
финансированием пенсий. Второй
закон – «О трудовых пенсиях
в РФ», который определяет и
размер, и порядок назначения
страховой и накопительной части
пенсий.
Надо
сказать, что содержание этих
законов вызвало неоднозначную
реакцию, как со стороны специалистов,
так и со стороны средств
массовой информации. К примеру,
в статье 1 пункте 3 закона «О трудовых
пенсиях» говорится о том, что:
«При возникновении неопределённости
в вопросах, связанных с установлением
и выплатой трудовых пенсий, могут
раздаваться разъяснения в порядке,
определённом Правительством РФ».
Таким образом, Правительство
может поручить принимать эти
самые разъяснения одному органу,
к примеру – Пенсионному фонду,
а может – нескольким, т.е. Пенсионному
фонду и Минтруда, и всё это
– лишь в силу собственного
разумения. Однако в правовом
государстве подобные законодательные
коллизии разрешаются законодательным
же образом, а именно – внесением
поправок в закон.