Теневая и криминальная экономики как формы хозяйства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2014 в 11:03, реферат
Краткое описание
Целью работы является раскрытие теневой и криминальной экономики как формы хозяйства.
Содержание
Введение 2 Глава 1. Понятие и сущность теневой экономики 4 1.1. Понятие и структура теневой экономики 4 1.2. Причины возникновения теневой экономики 6 1.3. Функции теневой экономики в условиях рыночной и плановой экономики 9 Глава 2. Последствия и методы борьбы с теневой экономикой 15 2.1 Социально-экономические последствия теневой и криминальной экономики 15 2.2 Борьба с теневой экономикой как механизм обеспечения экономической безопасности страны 22 Заключение 29 Список литературы 30
Например, в Италии, согласно
проведенным исследованиям, высокая рентабельность
подпольной экономической деятельности,
которую проводят домохозяйки в домашних
условиях, придает экономике динамизм,
который бы отсутствовал при других обстоятельствах.
Более того, если работник занимается
деятельностью, на которую не нашлось
другого исполнителя, то социум не несет
потерь. В остальных случаях, скрытие экономической
деятельности отрицательно влияет на
экономическое развитие, уменьшая налоговые
поступления и вызывая, тем самым, цепь
описанных выше последствий. Организованная
преступность также не оязательно препятствует
экономическому развитию. Она ограничивает
развитие некоторых легальных форм инвестиций
и открытых рынков.
Особую опасность представляют
организованные формы преступной экономической
деятельности для развивающихся стран.
Организованная преступность подрывает
усилия в области развития, так как скудные
ресурсы приходится переводить от других
проектов и направлять на борьбу с криминальной
деятельностью.
Воздействие преступной экономической
деятельности на рост и развитие определяется
ее влиянием на инвестиционный процесс.
7. Воздействие на
инвестиционный процесс является
одним из особенно важных результатов
воздействия преступной экономической
деятельности на экономическое развитие
и может быть очень разнообразным в зависимости
от вида, формы преступной активности,
а также общественно-экономических условий.9
Скрытие нормальной экономической
деятельности от контроля ведет к ограничению
вероятности привлечения инвестиционных
ресурсов особенно с иностранной стороны.
Возможна и противоположная ситуация.
Так, в настоящее время в России, по словам
некоторых исследователей10, экономический спад в законном
секторе перекрыт подъемом в секторе теневой
деятельности. Данный спад связан с сокрытием
источника происхождения инвестиций,
а это является способом страхования инвестиционных
рисков.
Невозможно однозначно оценить
степень влияния организованной преступности
на инвестиционный процесс. Согласно одной
точке зрения, организованная преступность
является транснациональным событием
в период накопления капитала. Лидеры
криминальных группировок необходимы
для развития экономики. Для развития
экономики в целом это может иметь и положительные
итоги в связи с тем, что, несмотря на криминальное
происхождение средств ускоряется процесс
концентрации капитала и не уменьшается
инвестиционный процесс.
8. Воздействие
на состояние природной среды. Криминальные организации
наносят серьезный экологический ущерб,
в особенности слаборазвитым государствам.
Они не заботятся об окружающей среде.
Деятельность организованной преступности
уже привела к сокращению численности
осетровых рыб в Каспийском море в итоге
браконьерской ловли с целью добычи икры
и оптовым заготовкам леса без мероприятий
по восстановлению.
9. Деформация структуры
потребления – закономерный итог преступных
форм перераспределения доходов и собственности
и увеличения рынков незаконных товаров
и услуг. Перераспределение ВВП происходит
в пользу паразитического потребления.
Деформация структуры потребления порождает
деформацию отраслевой структуры экономики,
стимулируя развитие секторов, обслуживающих
владельцев преступных сверхдоходов.
Итогом преступной экономической деятельности
является возрастание затрат тесного
круга лиц на предметы роскоши в условиях
острой необходимости в больше широком
распределении ресурсов в рамках социума.
Отрасли, обеспечивающие удовлетворение
потребностей большей части населения
не прогрессируют и приходят в упадок.
Важная тенденция в изменении
структуры потребления проявляется в
увеличении объема товаров и услуг, направленных
на удовлетворение и эксплуатацию деструктивных
потребностей и стремлений. К таковым
относится наркорынок, эксплуатация проституции,
незаконный игорный бизнес и другие.
10. Воздействие на
режим конкуренции и эффективность рыночного
механизма. Итоги воздействия
на режим конкуренции незаконной экономики
зависят от взаимодействия незаконных
и законных предприятий, от того, являются
ли они конкурирующими.11
Предприятия конкурирующей
части незаконного сектора экономики
причиняют вред сравнительно более эффективным
предприятиям легального сектора, тем
самым, уменьшая из-за своей относительной
неэффективности производство и потребление
в стране в целом. По этим же причинам деятельность
нелегального сектора ведет к возрастанию
потребительских цен и снижению качества
потребления.
Предприятия, приобретенные
лицами, входящими в организованные криминальные
группировки превосходят законопослушных
конкурентов, которые обязаны заботиться
о размере получаемых прибылей, издержках
производства и выплате займов банкам.
Появление организованной преступности
в легальной экономике всегда приводит
к нарушению естественного действия рыночных
сил. В результате это сказывается на расходах
покупателей, которые прямо либо косвенно
обязаны оплачивать более высокие цены.
Для эффективной конкуренции очень опасна
недобросовестная лоббистская деятельность
и коррупция государственных институтов.
Распространение организованной преступности
приводит к политическому клиентелизму
и контролируемому рынку.
Иногда преступная экономическая
деятельность может оказать положительное
влияние на развитие конкуренции, развиваясь
в тех отраслях, которые имеют тенденцию
к монополизации.
11. Воздействие на
систему международных экономических
отношений. Крупные нелегальные суммы,
проникая в мировую экономику, дестабилизируют
финансово-кредитную систему, деформируют
структуру платежного баланса стран, деформируют
цены и отрицательно воздействуют на доходы
частных фирм. Специалисты ООН высказывают
мнение, что нельзя недооценивать влияние
«отмытого» капитала на международную
экономику.
Организованной преступности
по своей природе свойственно нарушать
национальные границы. В итоге ее деятельности
страны сохраняют свою независимость
только в формальном смысле этого слова.
В случае, если они не находят методов
контроля ввоза оружия, людей и наркотиков
на свою территорию, то независимость
утрачивает многое из своего реального
значения.12
Положительные стороны теневой
экономики. Иногда теневая экономика оказывает
и положительное влияние на экономические
процессы. Это свойственно скорее некриминализованной
ее части. Это может относиться к положительной
экономической деятельности, скрываемой
от учета и налогообложения и вносящей
вклад в производство ВВП.13
К числу позитивных сторон скрытой
экономической деятельности возможно
отнести вероятность предотвращения банкротства
частного лица либо предприятия и обеспечение
занятости части населения.
Некоторые социологи считают,
что незаконный сектор является реакцией
на безразличие и враждебность к человеку
в современном социуме. Этому сектору,
в различие от законного, свойственна
меньшая отчужденность, а сделки носят
больше личностный характер. Продавец
и покупатель сами ищут контакты, так как
опасность разоблачения не позволяет
продавцу предложить свои услуги обыкновенным
способом. Более того, деловые отношения
требуют личного доверия. Работающий незаконно
всегда должен быть уверен, что работодатель
не сообщит контрольные сведения властям.
А тот, кто платит без подтверждающих документов,
не сможет обратиться в суд, если товар
либо качество труда не окажутся должного
качества.14
Однако большинство исследователей
считают подпольную работу в основном
отрицательным феноменом. Незаконная
деятельность может дать некоторые превосходства
использующим ее организациям (увеличение
прибыли), сотрудникам (получение возможности
работать) либо потребителям (возможность
приобрести товары и услуги по более низким
ценам). Незаконная деятельность не вносит
усовершенствований в систему регулирования
экономики, а только приводит к усилению
борьбы за передел существующих рынков.
Развитие незаконного сектора
наносит ущерб государственному бюджету
напрямую и косвенно - другим экономическим
агентам, работающим в рамках действующего
законодательства. Среди всех форм преступной
экономической деятельности наибольшую
угрозу представляет деятельность организованной
преступности. Результаты ее деятельности
не ограничиваются общественно-экономической
сферой и затрагивают фактически все стороны
социальной жизни.
2.2
Борьба с теневой экономикой
как механизм обеспечения экономической
безопасности страны
Экономическая безопасность
государств обычно рассматривается как
основная качественная характеристика
экономической системы, определяющая
ее способность поддерживать нормальные
условия жизнедеятельности населения,
постоянное обеспечение ресурсами народного
хозяйства, а также последовательную реализацию
национально-государственных интересов.
Необходимость обеспечения экономической
безопасности как основной части национальной
безопасности значительно возрастает
в условиях кризисной фазы развития. Неизбежные
экономические и социальные издержки
этой фазы во многом деформируют факторы
и условия безопасности и кроме того отягощают
все механизмы поддержания стабильности
в обществе, уменьшают его возможности
разрабатывать и реализовывать программы
экономической компенсации и стабилизации.
Необходимость макроэкономических аспектов
экономической безопасности существенно
возрастает также в условиях значительных
национально-государственных преобразований
и винить государство в существовании
теневой экономики как таковой безрезультатно.
Исторический опыт показывает, что теневая
экономика является составляющей частью
хозяйственного механизма. Однако именно
государство несет ответственность за
масштабность теневой экономики.
Непродуманная
социально-экономическая политика загоняет
в тень часть хозяйствующих субъектов.
При улучшении экономической обстановки
они зачастую ее покидают.
Степень ответственности
страны за масштабы теневой экономики
и наносимый ею вред может быть оценена
по нижеперечисленным направлениям15:
- нарушение самим государством
законодательных норм, морально-нравственных
принципов социума (правовой и этический
произвол);
- теневые сговоры страны и ее
представителей с олигархами, противоречащие
интересам социума;
- коррупция государственных
чиновников, превращение государственных
институтов в систему, которую возможно
охарактеризовать как коррумпированное
государство;
- непрофессионализм государственных
политиков и их субъективные ошибки, и
просчеты в экономической политике, в
результате чего происходит развитие
вынужденной внелегальной экономики.
Существует несколько основных
направлений государственного воздействия
на теневую экономику:
1. Государственная стратегия
социально-экономического развития государства
определяет основные параметры национальной
хозяйственной модели. Эта модель является
системой, в границах которой будет существовать
теневая экономика. Особенность той или
другой национальной хозяйственной модели
накладывает значительный отпечаток на
масштабы и формы теневой экономики. Основными элементами
государственной стратегии социально-экономического
развития относительно теневой экономики
являются16:
- Минимизация теневой
экономики - одна из главных целей;
- Формирование основных
макроэкономических параметров
национальной экономики на основе
добросовестной конуренции;
2. Хозяйственное
право очеркивает поле законной предпринимательской
деятельности. Оно создает определенную
мотивацию для развития добросовестной
хозяйственной практики и подразумевает
штрафные санкции за нарушения существующих
норм. Главными элементами
хозяйственного права являются:
- Приемлемый уровень налогов
и таможенных пошлин;
- Прозрачность финансовой деятельности
хозяйствующих субъектов;
- Упрощенные формы регистрации
и отчетности;
- Ответственность банков перед
вкладчиками.
3. Социальная политика
направлена на улучшение уровня
жизни и поддержку малоимущих
граждан. Это позволит уменьшить
в объемах питательную среду
для теневой экономики. Начиная
со 2-й половины XX столетия многие
страны зафиксировали в своих конституциях,
что они являются социальными государствами. Основными элементами
социальной политики государства являются:
- Формирование социального
государства;
- Установление достойного прожиточного
минимума;
- Недопущение глубокой общественной
дифференциации социума;
- Минимизация теневых операций
в системе трудовых отношений;
- Особое внимание к проблеме
занятости молодежи.
4. Отношения с бизнесом
представляют собой соблюдение основополагающих
принципов взаимодействия государственной
власти и частного бизнеса. С помощью этих
принципов возможно создание одинаковых
условий конкуренции для всех участников
рынка и поддержку наиболее уязвимых хозяйствующих
субъектов. Самыми главными
принципами отношений с бизнесом являются17:
- Равноудаленность бизнеса
и власти;
- Государственная помощь малого
и среднего бизнеса.
5. Карательная функция
государства связана с борьбой с преступной
экономикой, особенно опасной для социума. Реализация карательной
функции представляет собой ужесточение
карательных мер в отношении:
- Традиционного криминала;
- Коррумпированной части чиновничества;
- Теневых операций олигархических
структур.
6. Воспитательная функция
государства связана с крупными
культурными изменениями, препятствующими
распространению теневой экономики. Она
реализуется через систему образования
и средства массовой информации. Главными элементами
являются:
- Формирование национальной
идеи на основе морально-нравственных
принципов социума.
7. Благодаря сотрудничеству
с институтами гражданского общества
возможно привлечение наиболее активных
общественных сил к воздействию на теневую
экономику. Элементы гражданского общества
начали формироваться уже давно, но только
в настоящее время существует возможность
говорить о его определенной зрелости
и существенном возрастании его роли.
Гражданское общество состоит из совокупности
объединений, ассоциаций, союзов по интересам,
связанных не вертикальными иерархическими
связями, а в основном горизонтально-сетевыми
взаимоотношениями. Например, сюда входят
такие общественные институты, как семья,
церковь, община, органы самоуправления,
кооперативы, мелкие предприятия, землячества,
трудовые коллективы, политические партии,
социальные организации и движения, средства
массовой информации, творческие союзы.
Главными методами
сотрудничества с ними являются:
- Координация деятельности
органов местного самоуправления и правоохранительных
органов;
- Использование материалов
самостоятельных расследований в сфере
экономической преступности, проводимых
средствами массовой информации;