Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 09:22, реферат
Цель данной курсовой работы – рассмотреть теневую экономику. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
1. Рассмотреть причины теневой экономики.
2. Рассмотреть формы проявления теневой экономики.
3. Рассмотреть методы борьбы с теневой экономикой.
Введение 3
1. Причины появления теневой экономики 5
1. 1. Факторы, способствующие развитию теневой экономики 5
1. 2. Основные причины коррумпированности экономики 5
1. 3. Структура теневой экономики 7
2. Формы проявления теневой экономики 9
2. 1. Определение теневой экономики и формы ее проявления 9
2. 2. Сферы теневой экономики 10
2. 3. Стабилизирующее влияние теневой экономики 11
2. 4. Дестабилизирующее влияние теневой экономики 12
2. 5. Теневая экономика и налоговая преступность 14
2. 6. Теневая экономика в современной России 14
3. Борьба с теневой экономикой 16
3. 1. Пути воздействия государства на теневую экономику 16
3. 2. Создание правовых экономических условий по сокращению
теневой экономики 19
3. 3. Направление борьбы с теневой экономикой 22
3. 4. Проблемы теневой экономики в России 23
Заключение 28
Литература 30
Несомненно, нельзя признать эффективной деятельность государственных институтов допустивших разрастание масштабов коррупции в российской экономике до величин порядка 16% ВВП и 53-54% от доходной части бюджета РФ. Фактически в России ежегодно создается свой теневой бюджет рынка коррупции, являющегося верхушкой «айсберга» теневой экономики. Не секрет, что по величине выплат в виде взяток, даваемых чиновникам высокого и низкого ранга, составляющим порядка 10% от суммы сделки или делового оборота, можно судить, что размер теневой российской экономики может вполне составлять 300-330 млрд. долларов. Это вполне коррелируется с данными правоохранительных органов о нахождении в теневом обороте не менее 40% денежной наличности и величине «серого оборота» в расчетах россиян из рук в руки - в 40,4 млрд. долларов.
Итак, из всего вышесказанного следует, что теневая экономика позволяет решать кое-какие сиюминутные проблемы, но, разрастаясь и переплетаясь с легальной экономикой, препятствует дальнейшему развитию рыночной экономики в России.
Сегодня теневые процессы в экономике захлестнули Россию. И естественно, что « ни отдельным специальным «постановлением», ни репрессивными методами излечить нашу страну от этой болезни невозможно. Необходим комплексный подход к борьбе с данным негативным явлением, основанный на сочетании экономических, юридических и административных мер, направленных на преодоление причин криминальных и теневых процессов.
Россия переживает довольно
непростой период своей истории,
который связан большим по масштабам
процессом коренного
Но наиболее уродливое порождение России - теневая экономика. В общемировом масштабе удельный вес теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. По поводу объема российской теневой экономики ходят легенды. По некоторым оценкам, от 40 до 60% производства товаров и услуг давно ушли "в тень".
Основными причинами
ухода малых предприятий в "теневую экономику" являются:
жесткий налоговый прессинг, возможность
альтернативных расчетов (наличные, бартер
и др.), административный характер арендных
отношений (неразвитость рынка недвижимости),
административно-
Основой возникновения теневой экономики является также и резкое имущественное расслоение населения при утрате основной его частью, прежде всего молодежью, социально значимых ориентиров, подмена их "идеалами" потребительства, наживы, криминала. В России большая часть населения относится к категории "бедных", велика доля безработных и фиктивно занятых, наличие "социального дна" из числа вышедших из тюрем людей, нищих, бомжей, беспризорных детей и подростков, возросло число беженцев из "горячих точек" бывшего СССР, увеличивается доля неустроенных профессионалов, демобилизованных из армии и всех силовых структур. Из-за невыплат заработной платы и пенсий сложился гигантский слой "новых бедных".
Еще некоторые причины
возникновения теневой
Теневая экономика повлияла на многие процессы развития демократического общества: весьма сильно криминализированным оказался процесс приватизации - по некоторым данным большинство экономических преступлений в этой области совершается с участием коррумпированных должностных лиц органов государственной власти и управления.
Серьезный ущерб национальной
экономике наносят также
Вывод:
В ближайшее время результаты, достигнутые государством в борьбе с теневым сектором экономики, будут определяющими для выбора пути дальнейшего развития отечественной экономики и общества: либо российская экономика твердо встанет на путь закона, что позволит реализовать огромный потенциал роста, стать эффективной, как в развитых странах, с сильными демократическими традициями и значительными социальными гарантиями, либо ее дальнейшее формирование пойдет по латиноамериканскому образцу с преобладанием узкогрупповых интересов, недоступных силе закона, обрекающему основные массы населения на нищету.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Итак, какую же политику и действия проводить государству? Следует учесть, что основа теневого оборота и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми. Примерная программа действий следующая:
Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС (налог на добавленную стоимость). Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут “отсасывать” деньги из теневого оборота;
Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;
Важно децентрализовать, укрепить судебную и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов;
Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.
Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов - это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.
Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.
В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.
Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это - функция правоохранительных органов. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты -5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
15. http://baltavia.ru/life/
1 Аслаханов А,А. Преступность в сфере экономики ( криминологические и уголовно-правовые проблемы), 2009. С. 77.
2 Ружелович Т. М., Бейсенов С., Мухамбетов Т. Инфраструктура рынка. – М.: ЮНИТИ, 2008. С. 194
3 Мясников С. Н., Кураков Л. П. Основы экономической теории. - М.: Наука, 2007. С. 127
4 Кураков Л. П. Экономическая теория. - М.: ИНФРА- М, 2008. С. 216.
5 Базылев Н.И., Бондарь А.В. Экономическая теория. – М.: ИП «Экоперспектива», 2009. С. 215
6 Козырев В. М. Основы современной экономики. - М.: Финансы и статистика, 2010. С. 56
7 Базылев Н.И., Бондарь А.В. Экономическая теория. – М.: ИП «Экоперспектива», 2009. С. 146
8 Тельцов А.П. Преступление в сфере экономики: квалификация, криминальналистическая диагностика, предупреждение: Учеб. Пособие. Иркутск, 2007. С.42.