Теневая экономика: основные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

Задачи данной работы определяют общее влияние теневой экономики на социально-экономические явления и последствия. Оценивая положение дел по данной проблеме, нужно осветить масштаб теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить факторы возникновения и процветания теневой экономики.

Содержание

1.1 Определение теневой экономики и её структура
1.2 Факторы развития теневой экономики
1.3 Методы статистической оценки теневой экономики
2. Последствия теневой экономики
2.1 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
2.1.1 Налоговая и бюджетные сферы
2.1.2 Эффективность макроэкономической политики
2.1.3 Денежно-кредитная сфера
2.1.4 Экономический рост и инвестиционный процесс
2.1.5 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
2.2 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики
3. Пути сокращения теневой экономической деятельности на примере Российской экономики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

Как известно, налоговое изъятие свыше 50 % прибыли  лишает предприятие стимула для  дальнейшей активной деятельности. По оценке западных экспертов, из-за прямых и косвенных налогов 55 % всех предприятий  переходят в теневой сектор.

Завышенная регламентация экономики. Этот фактор проявляется, в основном, в следующих действиях государства: запрет на обращение каких-либо товаров или услуг; административное вмешательство в процесс ценообразования; чрезмерная власть бюрократии, слабая контролируемость бюрократических решений. Результатом этого является рост теневой экономики. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные ограничения. В частности, изыскиваются возможности игнорировать или, по крайней мере, обходить трудовое законодательство, которое устанавливает минимальные ставки заработной платы, предельную продолжительность сверхурочных работ, условия использования труда подростков, пенсионеров, женщин, иностранных рабочих.

Значительные масштабы госсектора в экономике. Значительные масштабы государственного сектора в экономике порождают отношения, связанные с распределением бюджетных ресурсов в форме и прямых и косвенных дотаций, субсидий, льготных кредитов среди государственных предприятий. Это является питательной основой для формирования сектора неформальных, и часто криминальных отношений, связанных с распределением ресурсов. На основе безвозмездного или льготного распределения бюджетных ресурсов формируются контролируемые предпринимательские структуры, создаваемые с целью незаконного присвоения этих ресурсов, прокручивания их (присвоения инфляционного дохода), легализации, инвестирования, перевода за рубеж. Таким образом, эффективность деятельности государства является важнейшим фактором, определяющим масштабы теневой экономики.

Экономическая нестабильность, кризисное  состояние экономики. Уход экономики в "тень" является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ.

С другой стороны, кризисное состояние экономики  вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для  своей деятельности. Одной из них  и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что если права собственности могут быть рано или поздно нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантируют их надёжную защиту, надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплаты налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон. Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения и т. д.

Для работодателей  такие отношения более чем  выгодны: работники оказываются  весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что  никаких налогов на фонд оплаты труда  платить не надо и т. д.

Политическая нестабильность. Этот фактор так же, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала.

Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика  развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причём ее объём уменьшается не только за счёт "затенения", но и по причине  элементарного свертывания деятельности "до лучших времён".

В зависимости  от развития рыночных отношений, состояния  экономики в целом причин существования  теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться. Также  на развитие теневой экономики влияют экономическая свобода, граничащая со вседозволенностью деформация морально этических требований.

Экономическая безопасность. Фактор, наиболее существенный. Теневая экономика, проникшая во все поры экономического организма, усиленно разлагает и подрывает его. От этого экономика становится рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает следующий фактор.

Национальная безопасность. При слабой экономической безопасности не может быть сильной национальной безопасности.

1.3 Методы статистической оценки  теневой экономики

Одной из наиболее сложных проблем в  исследовании теневой экономики  является разработка методологического  аппарата по оценке её основных количественных параметров, что обусловлено самим  характером этого явления, предполагающего  сокрытие от учёта, контроля и регистрации.

Многогранность  теневой экономики подразумевает  и многообразие методов её измерения. Само разнообразие, применяемых в  мировой практике методов свидетельствует  об отсутствии единой методики количественной оценки размеров теневых экономических  структур и критериев достоверности  результатов.

В последние  годы многими учёными предпринимались  попытки систематизации методов  измерения теневой экономики. Однако до настоящего времени чёткой системы  признаков, позволяющих классифицировать методы оценки теневой экономики, так  и не выработано. Но при этом, подавляющее  число исследователей разделяют  все методы измерения теневой  экономики на прямые и косвенные [6, 96].

Прямые  методы - это методы, основанные на информации, полученной при специальных опросах  или наблюдениях за участвующими в теневой экономике (хотя бы на правах потребителя).

Косвенные методы - это методы, основанные на анализе  имеющихся сводных экономических  показателей официальной статистики, финансовых органов, налоговых служб.

Таким образом, данная классификация методов  измерения теневой экономики  основана на типе источника получения  необходимой информации.

Некоторые учёные ассоциируют прямые методы с  микрометодами, а косвенные - с макрометодами. Сопоставив различные подходы к  методам определения составляющей теневой экономики, можно предложить следующую классификацию методов  оценки теневой экономики (рис. 2) [6, 97], в которой одни и те же методы могут входить в ту или иную классификационную группу в зависимости  от необходимости их применения.

При оценке масштабов нерегистрируемой экономики  задачи, стоящие перед статистиками, отличаются от задач представителей налоговых и правоохранительных органов. Задача последних - оценить  объёмы недополученных в виде налогов  доходов государства и попытаться их возвратить. Статистики оценивают  масштабы нерегистрируемой экономики  для осуществления в конечном итоге корректировки макроэкономических показателей и сведения к минимуму ошибок при их исчислении. В случае отсутствия необходимой статистической информации предпочтительнее сделать  оценку, основанную на определённых допущениях, чем игнорировать вообще факт наличия  теневой экономической деятельности в определённом секторе экономики.

Нельзя  не отметить, что идеальных методов  расчёта теневой экономики нет. Каждый имеет свои преимущества и  недостатки.

2. Последствия теневой экономики

2.1 Социально экономические последствия  теневой экономической деятельности

Основной  ущерб от теневой деятельности наблюдается  в таких сферах, как бюджетная  и социальная (рис. 3). Остальная доля ущерба распределяется среди прочих сфер с долей каждой не более 10%.

Такая ситуация объясняется имеющим место  масштабным уклонением от налогов, недофинансированием  социальной сферы. Расчёты показывают, что ущерб, наносимый бюджетной  сфере, составляет более 16% налогов, собираемых на территории [1, 78].

Рис. 3. Структура ущерба по сфере жизнедеятельности (Россия, 2006 г)

По  сравнению с ситуацией 2003 - 2004 гг. в структуре ущерба, наносимого теневой  экономикой, в 2005 - 2006 гг. произошли значительные изменения. Снизилась доля ущерба, наносимого бюджетной и социальной сфере, при  этом выросла доля ущерба, наносимого финансовой сфере, экологии, промышленной и торговой сферам.

Основная  доля ущерба приходится на налог на добавленную стоимость - 31%, налог  на прибыль - 25%, единый социальный налог - 13%, налог на доходы физических лиц - 10% и прочие налоги и сборы - 20% (рис. 4) [1, 78].

Рис 4. Структура ущерба, наносимого бюджетной  сфере (Россия, 2006)

Остановимся подробнее на основных сферах жизнедеятельности.

2.1.1 Налоговая и бюджетная сферы

Сокрытие  экономической деятельности от государственного контроля и уклонение от уплаты налогов  приводят к значительному сокращению доходной части бюджета, что является причиной недо-финансирования социальных программ и государственных институтов регулирования экономики (контролирующих, правоохранительных органов). В развивающихся  странах и странах с переходной экономкой сокращение средств, предназначенных  для осуществления социальных программ и инвестиций в целях развития, ставит под угрозу социальную стабильность и прогресс.

Недофинансирование  государственных расходов - одна из важнейших причин -кризиса неплатежей, охватившего российскую экономику. Невыполнение бюджетом обязательств - одна из причин обострения проблемы неплатежей. Оно ухудшает финансовое положение  предприятий реального сектора, лишая их оборотного капитала и побуждая к использованию экстремальных, а порой и противоправных стратегий  выживания. Кроме того, уклонение  от уплаты налогов- одних налогоплательщиков приводит к возрастанию налогообложения  доходов других, законопослушных, налогоплательщиков. Возрастание налоговой нагрузки стимулирует дальнейшее сокрытие доходов  от налогообложения, усиливает неоправданную  дифференциацию доходов и собственности.

Значительные  масштабы имеют неэффективное распределение  бюджетных ресурсов в результате коррупции и незаконной лоббистской  деятельности, перераспределение экономических  возможностей из-за незаконного предоставления льгот, лицензий, квот, иных привилегий.

2.1.2 Эффективность макроэкономической политики

Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего  в возрастании цены ошибок макроэкономического  регулирования. Они связаны, как  правило, с отсутствием достоверных  данных о масштабах, структуре и  динамике скрытой части производительной деятельности в легальном и нелегальном  секторах. Можно выделить следующие  типичные ситуации.

Если  нелегальная экономика растет более  быстрыми темпами, чем легальная, и  этот факт не отражается в статистике, то правительство может продолжать политику стимулирования экономического роста посредством расширения денежной массы и воздействия на спрос (рост государственных расходов, смягчение  кредитно-финансовой политики), в то время как в этом нет -необходимости. Результатом подобной политики может стать "перегрев" экономики, сопровождающийся повышением темпов инфляции. Если при более динамичном развитии нелегальной экономики товары и услуг, прелагаемые в ней, оказываются дешевле, возникает риск завышенной оценки темпов инфляции.

Возможен  также вариант, когда темпы инфляции занижаются, так в расчет не берутся  цены нелегального рынка, масштабы которого могут увеличиватъся при дефиците товаров на официальном рынке.

Отсутствие  адекватного учёта масштабов  нелегальной экономики может  негативно отразиться на политике занятости. Если занятые в нелегальной экономике  учитываются как безработные, то оценка уровня безработицы окажется выше реальной. Это может подтолкнуть  правительство проводить экспансионистскую  политику в условиях, когда в этом нет необходимости. Иными словами, политика будет направлена на повышение  совокупного спроса, подъем уровня производства и занятости путём  смягчения денежноно-кредитной политики, а также увеличения государственных  расходов. Результат же нехватка рабочей  силы и рост инфляции.

Ошибки  при разработке экономического курса  могут возникать и по другим причинам, связанным с недооценкой последствий  нелегальной экономики [7, 148]:

? искажение  реального состояния платежного  баланса, вызываемое неконтролируемым  движением через границу товаров  и капиталов;

? завышение удельных показателей налогового давления и государственных расходов в силу того, что они определяются по отношению к заниженному ВВП, без учёта товаров и услуг в нелегальном секторе;

? погрешности  в оценке распределения доходов.

Сопоставление размеров денежной массы с заниженным официальным -ВВП может внести искажение  в денежную политику государства. Если доходы, получаемые от нелегальной  экономической деятельности, растут быстрее, чем ВВП, темпы роста  денежной массы, рассчитываемые на основе официальных экономических показателей, окажутся меньше тех, которые определяются реальными потребностями экономики.Эффективность  макроэкономической политики снижается  также вследствие коррупции, незаконных форм лоббистской деятельности, влияющие на формирование и распределение  бюджетных ресурсов.

Информация о работе Теневая экономика: основные аспекты