Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:32, реферат
Задачи данной работы определяют общее влияние теневой экономики на социально-экономические явления и последствия. Оценивая положение дел по данной проблеме, нужно осветить масштаб теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить факторы возникновения и процветания теневой экономики.
1.1 Определение теневой экономики и её структура
1.2 Факторы развития теневой экономики
1.3 Методы статистической оценки теневой экономики
2. Последствия теневой экономики
2.1 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
2.1.1 Налоговая и бюджетные сферы
2.1.2 Эффективность макроэкономической политики
2.1.3 Денежно-кредитная сфера
2.1.4 Экономический рост и инвестиционный процесс
2.1.5 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
2.2 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики
3. Пути сокращения теневой экономической деятельности на примере Российской экономики
Заключение
Список литературы
2.1.3 Денежно-кредитная сфера
Влияние
на денежно-кредитную сферу
Манипуляции
с валютой, которые осуществляют
организованные преступные группировки
для отмывания денег или
Криминальная экономическая деятельность оказала негативное воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации преступных доходов в иностранную валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.
Преступные организации также представляют собой серьёзную угрозу существованию финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровне. Внедрение в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже не могут служить ни интересам обществ, ни интересам акционеров, и ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению общественными средствами.
2.1.4 Экономический рост и
В целом
сокрытие экономической деятельности
негативно отражается на экономическом
развитии, снижая налоговые поступления
и вызывая цепь описанных выше
последствий. Однако в условиях необоснованной
жесткости государственного регулирования,
консервативности и неэффективности
официальных институтов сокрытие разрешенной
законом хозяйственной
Однако сокрытие нормальной экономической деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная ситуация.
Инвестиционный
климат в значительной степени ухудшает
незаконный вывоз капитала. Являясь
следствием высокой криминальной активности,
несовершенной экономической
Отток
капиталов ограничивает свободу
действий правительства в проведении
оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя
систему макроэкономического
В целом
негативное воздействие на инвестиционный
процесс оказывает
2.1.5 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
Кроме предпринимателей в теневую экономику вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть теневой деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников.
Сокрытие нормальной экономической деятельности деформирует cистему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В нелегальном секторе опасность разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то что могли бы получить большую выгоду при организации совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий и использованию преимуществ крупного производства и современной технологи. Нелегальный сектор не может пользоваться рекламой в газетах или другими легальными каналами маркетинга.
2.2 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики
Проводить
анализ сравнительной эффективности
теневой и легальной экономик
следует с двух позиций. С одной
стороны выступают интересы частных
лиц, для которых на первый план выдвигается
личная выгода. Приходится согласиться,
что с этой точки зрения, пребывание
в теневом секторе имеет
Размер
теневого сектора не всегда становится
препятствием для экономического роста.
У этого феномена есть объяснение.
Само существование теневого сектора
создаёт потенциал роста
Исследователи выделяют три позитивные функции теневой экономики в рыночном хозяйстве: во-первых, она выступает как своего рода "экономическая смазка", сглаживающая перепады экономической конъюнктуры при помощи перелива ресурсов между легальным и теневым секторами, во-вторых - "социальным амортизатором" нежелательных социальных издержек, и, в-третьих, - "встроенным стабилизатором", поскольку теневой сектор подпитывает легальный.
Соотношение положительных и отрицательных сторон воздействия теневого сектора на легальную экономику может быть представлено в виде сравнительной табл. 2 [4, 81].
Таблица
2 Сравнение положительных и
Отрицательные стороны |
Обеспечение занятости и средств к существованию людей |
|
Деформация налоговой и |
Предотвращение банкротства |
|
Продолжение таблицы 2 |
||
Искажение мер макроэкономической политики |
Увеличение ВВП |
|
Деформация структуры экономики |
Создание стимулов форсирования НИОКР в легальном секторе |
|
Деформация структуры |
||
Снижение эффективности |
||
Ущерб в сфере воспроизводства рабочей силы |
||
Повышение транзакционных издержек |
||
Ограничение процесса инвестирования |
||
В целом,
влияние теневой экономики на
общество обычно является скорее негативным,
чем позитивным. С одной стороны
происходит антисоциальное перераспределение
доходов общества в пользу относительно
малочисленных
3. Пути сокращения теневой экономической деятельности на примере Российской экономики
Формирование
национальной хозяйственной модели,
в которой масштабы теневой экономики
могли бы, насколько это возможно,
минимальными, требует разработки и
реализации стратегии социально-
В настоящее
время, по сравнению с 90-ми горами XX
в., существенные изменения претерпевают
формы теневой экономики. Всё
реже встречаются её явные криминальные
проявления, постепенно сдаёт свои
позиции бартер, уменьшается количество
взаимозачётов и теневых
Трудно спорить с тем, что главный фактор вытеснения теневых операций из экономики - создание здоровой конкурентной среды. Ведь теневая экономика является одной из форм недобросовестной конкуренции. Но вопрос заключается в том, каково должно быть поведение государства: либо оно выступает в качестве стороннего наблюдателя, либо становится фактором прямого воздействия для любого хозяйствующего субъекта рыночной экономики.
Экономическая
история формирования зрелого рыночного
хозяйства убедительно
Таким, образом, неблагоприятные условия для развития криминального бизнеса должны формироваться прежде всего государством. Эта важнейшая стратегическая задача, решение которой является одной из управленческих функций современного государства. При этом в своём воздействии на теневую экономику государство должно опираться на институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, политические партии и т. д.). Государство должно не только осознавать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь политическую волю, быть способным к решительным действиям по оздоровлению рыночных отношений.
В государственной стратегии борьбы с теневой экономикой должна быть сформулирована главная задача: до какого уровня возможно минимизировать теневую экономику, как определить этот уровень. Прежде всего, эта задача должна быть реалистичной. Ведь необходимо сознавать, что полностью ликвидировать теневую экономику просто невозможно. Ориентировочным параметром может быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП, этот ориентир может быть подкреплён и другими доводами.
В целом, определив основные объекты государственного воздействия на теневую экономику, можно сформулировать ряд конкретных стратегических задач:
· минимизация коррупции и взяточничества;
· борьба с теневыми операциями олигархических структур;
· устранение главных причин, порождающих вынужденную теневую экономику.
Борьба с теневой экономикой должна быть связана с решением и других стратегических задач:
· укрепление властной вертикали, без чего нельзя с успехом бороться с теневой экономикой в регионах;
· формирование здоровой конкурентной среды. В первую очередь речь идёт о равной "удалённости" предпринимательства от власти, продуманной налоговой политике, защите собственности и т.д.;
· государственной поддержкой малого и среднего бизнеса;
· социально ориентированным бюджетом, который способствовал бы снижению уровню вынужденной нелегальной экономики;
· жёстким государственным регулированием внешнеэкономической деятельности и особенно экспорта российских товаров услуг, имеющих стратегическое значение.
Основные
меры по снижению масштабов теневой
экономики и теневых отношений
представлены в табл. 3 [9, 117]. Реализация
предлагаемых мер требует разумного
сбалансирования интересов
Сферы нейтрализации теневой |
Меры по снижению масштабов теневой экономики |
|
Национальное хозяйство |
Создать комплексную систему контроля за экономическими процессами, построив её по принципу сбора и анализа информации, за финансово-хозяйственной деятельностью всех юридических и физических лиц. |
|
Правовая сфера |
Поставить непреодолимый законодательный барьер на пути переплетения органов публичной власти и бизнеса, ибо подобное спрашивание неизбежно приводит к коррупционной деятельности, развитию теневой экономики. В связи с отсутствием |
|
Финансовая сфера |
Ужесточить учёт и контроль за эффективностью
использования бюджетных Проанализировать факты Либерализация налогообложения должна сочетаться с жёстким комплексным контролем за соблюдением налогового законодательства и использованием схем ухода от налоговых платежей. Это обусловлено тем, что надежды на сокращение объёма теневой экономики путём лишь уменьшения налогового бремени нереальны в условиях национальной традиции, ориентированной на занижение налогооблагаемой базы. Противодействие теневому бизнесу
в банковской сфере должно включать
следующие меры: возложить на ЦБ
РФ ответственность за устойчивость
и качество денежного обращения,
усилить его аналитическую |
|
Внешне-экономическая сфера |
Гармонизация в международном масштабе налогообложения наиболее мобильных товаров, капиталов и факторов производства с учётом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах. С этой целью необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с акцентом на многосторонние договоры. |
|