Теневая экономика: основные аспекты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 18:32, реферат

Краткое описание

Задачи данной работы определяют общее влияние теневой экономики на социально-экономические явления и последствия. Оценивая положение дел по данной проблеме, нужно осветить масштаб теневого сектора, возможности его влияния на экономику в целом и нормативно-правовые аспекты борьбы с криминализацией хозяйственной деятельности. А также изучить факторы возникновения и процветания теневой экономики.

Содержание

1.1 Определение теневой экономики и её структура
1.2 Факторы развития теневой экономики
1.3 Методы статистической оценки теневой экономики
2. Последствия теневой экономики
2.1 Социально-экономические последствия теневой экономической деятельности
2.1.1 Налоговая и бюджетные сферы
2.1.2 Эффективность макроэкономической политики
2.1.3 Денежно-кредитная сфера
2.1.4 Экономический рост и инвестиционный процесс
2.1.5 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда
2.2 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики
3. Пути сокращения теневой экономической деятельности на примере Российской экономики
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Теневая экономика.docx

— 44.66 Кб (Скачать файл)

2.1.3 Денежно-кредитная сфера

Влияние на денежно-кредитную сферу проявляется  в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в  целом.

Манипуляции с валютой, которые осуществляют организованные преступные группировки  для отмывания денег или получения  незаконных доходов, могут оказывать  пагубное влияние на обменные курсы  и банковские системы во многих странах. Кроме того, наличие крупных полученных незаконным путем средств в отдельной  стране создает зависимость, которую  преступные элементы охотно готовы использовать. Часто результатом описанного выше положения может стать инфляция. Неожиданный перевод средств  может нарушить деятельность национальных финансовых институтов.

Криминальная  экономическая деятельность оказала  негативное воздействие и на валютный рынок из-за массовой конвертации  преступных доходов в иностранную  валюту и вывоза ее за рубеж. Криминальные структуры при посредничестве некоторых  коммерческих банков скупали валюту по самому высокому курсу на похищенные деньги.

Преступные  организации также представляют собой серьёзную угрозу существованию  финансовых и коммерческих учреждений как на национальном, так и на международном уровне. Внедрение  в учреждения, занимающиеся законной деятельностью, запугивание их владельцев, извращение целей их функционирования до такой степени, что они уже  не могут служить ни интересам  обществ, ни интересам акционеров, и  ослабление управления такими учреждениями могут привести к злоупотреблению  общественными средствами.

2.1.4 Экономический рост и инвестиционный  процесс

В целом  сокрытие экономической деятельности негативно отражается на экономическом  развитии, снижая налоговые поступления  и вызывая цепь описанных выше последствий. Однако в условиях необоснованной жесткости государственного регулирования, консервативности и неэффективности  официальных институтов сокрытие разрешенной  законом хозяйственной деятельности от государственного контроля, несмотря на сокращение налоговых поступлений, в ряде случаев оказывает положительное  воздействие на экономический рост. Поскольку любая подпольная работа порождает легальную экономическую  деятельность (путем использования  доходов от нелегальной экономической  деятельности на приобретение товаров  и услуг, созданных легально), ВВП  увеличивается.

Однако  сокрытие нормальной экономической  деятельности от контроля, как правило, ограничивает возможности привлечения  инвестиционных ресурсов со стороны, особенно иностранных. Возможна и противоположная  ситуация.

Инвестиционный  климат в значительной степени ухудшает незаконный вывоз капитала. Являясь  следствием высокой криминальной активности, несовершенной экономической политики, недоверия населения и бизнеса  к финансовым институтам, а также общей нестабильности, нелегальный вывоз капиталов оказывает обратное негативное воздействие на экономику, лишая её и без того дефицитных инвестиционных ресурсов и ограничивая возможности выбора государством оптимального экономического курса. Ежегодная утечка части ВНП за рубеж негативно сказывается на экономическом развитии страны, поскольку является прямым вычетом из ресурсной базы внутренних инвестиций.

Отток капиталов ограничивает свободу  действий правительства в проведении оптимального хозяйственного курса, дестабилизируя систему макроэкономического регулирования  и подрывая фискальную дисциплину, поскольку вывоз активов неизбежно  порождает уклонения от налогов, взимаемых с дохода на эти активы. Сокрытые денежные средства, как правило, идут на потребление либо вывозятся  за рубеж, где тоже в основном идут на потребление.

В целом  негативное воздействие на инвестиционный процесс оказывает организованная преступность, которая стремится  к получению прибыли в максимально короткие сроки, а не к её стабильному росту. При этом большая часть прибыли вывозится, лишая страну инвестиционных ресурсов.

2.1.5 Занятость, воспроизводство рабочей силы и производительность труда

Кроме предпринимателей в теневую экономику  вовлечены и рядовые работники, специалисты и инженеры. Это касается практически всех регионов страны, всех отраслей экономики. Причем значительная (если не основная) часть теневой  деятельности осуществляется непосредственно на рабочем месте. В условиях массовых задержек заработной платы и невысокого ее официального уровня понятны причины подобной деятельности работников.

Сокрытие  нормальной экономической деятельности деформирует cистему разделения труда, повышает издержки производства и осуществления  рыночных сделок, негативно отражается на качестве товаров и услуг. В  нелегальном секторе опасность  разоблачения играет решающую роль. Во многих случаях работающие нелегально предпочитают работать в одиночку, несмотря на то что могли бы получить большую выгоду при организации  совместного труда. Опасность разоблачения также мешает росту предприятий  и использованию преимуществ  крупного производства и современной  технологи. Нелегальный сектор не может  пользоваться рекламой в газетах  или другими легальными каналами маркетинга.

2.2 Сравнение положительных и отрицательных сторон теневой экономики

Проводить анализ сравнительной эффективности  теневой и легальной экономик следует с двух позиций. С одной  стороны выступают интересы частных  лиц, для которых на первый план выдвигается  личная выгода. Приходится согласиться, что с этой точки зрения, пребывание в теневом секторе имеет рациональное начало. С точки зрения же общественных интересов теневой сектор не только неэффективен и нерационален, но, можно  сказать, губителен, поскольку происходит увеличение бремени налоговых платежей честных фирм [4, 80].

Размер  теневого сектора не всегда становится препятствием для экономического роста. У этого феномена есть объяснение. Само существование теневого сектора  создаёт потенциал роста официальной  экономики, поскольку загоняющие бизнес в тень бюрократы утрачивают возможность  влияния на него. Впоследствии теневая  экономика становится резервом официальной  и, проявляясь на легальном рынке, подпитывает  экономический рост.

Исследователи выделяют три позитивные функции  теневой экономики в рыночном хозяйстве: во-первых, она выступает  как своего рода "экономическая  смазка", сглаживающая перепады экономической  конъюнктуры при помощи перелива ресурсов между легальным и теневым  секторами, во-вторых - "социальным амортизатором" нежелательных социальных издержек, и, в-третьих, - "встроенным стабилизатором", поскольку теневой сектор подпитывает  легальный.

Соотношение положительных и отрицательных  сторон воздействия теневого сектора  на легальную экономику может  быть представлено в виде сравнительной  табл. 2 [4, 81].

 

Таблица 2 Сравнение положительных и отрицательных  сторон теневой экономики

 

Отрицательные стороны

Обеспечение занятости и средств  к существованию людей

 

Деформация налоговой и бюджетной  сфер

Предотвращение банкротства фирм

 

Продолжение таблицы 2

   

Искажение мер макроэкономической политики

Увеличение ВВП

 

Деформация структуры экономики

Создание стимулов форсирования НИОКР  в легальном секторе

 

Деформация структуры потребления

   

Снижение эффективности рыночного  механизма, влияние на режим конкуренции

   

Ущерб в сфере воспроизводства  рабочей силы

   

Повышение транзакционных издержек

   

Ограничение процесса инвестирования

   
     

В целом, влияние теневой экономики на общество обычно является скорее негативным, чем позитивным. С одной стороны  происходит антисоциальное перераспределение  доходов общества в пользу относительно малочисленных привилегированных  групп. С другой стороны, разрушается  система централизованного управления экономикой. Наконец, развитие любых  форм теневой экономики означает подрыв хозяйственной этики и  рост правого нигилизма. Если эти  тенденции заходят слишком далеко, то легальные "правила игры" вытесняются  криминальными "понятиями". Когда  люди начинают жить по принципу "всё  дозволено", общество проваливается  в пучину хаоса, нестабильности и "беспредела".

3. Пути сокращения теневой экономической деятельности на примере Российской экономики

Формирование  национальной хозяйственной модели, в которой масштабы теневой экономики  могли бы, насколько это возможно, минимальными, требует разработки и  реализации стратегии социально-экономического развития страны.

В настоящее  время, по сравнению с 90-ми горами XX в., существенные изменения претерпевают формы теневой экономики. Всё  реже встречаются её явные криминальные проявления, постепенно сдаёт свои позиции бартер, уменьшается количество взаимозачётов и теневых операций с долговыми обязательствами. Государство  вступило на путь укрепления властной вертикали и объявило войну олигархам. И всё же о значимом снижении масштабов  теневой экономики пока говорить не приходится. Скорее, теневая экономика  реструктурируется, одни её сегменты сокращаются, другие растут [9, 114].

Трудно  спорить с тем, что главный  фактор вытеснения теневых операций из экономики - создание здоровой конкурентной среды. Ведь теневая экономика является одной из форм недобросовестной конкуренции. Но вопрос заключается в том, каково должно быть поведение государства: либо оно выступает в качестве стороннего наблюдателя, либо становится фактором прямого воздействия для  любого хозяйствующего субъекта рыночной экономики.

Экономическая история формирования зрелого рыночного  хозяйства убедительно свидетельствует  о том, что государство становится основным регулятором рыночных отношений. Его регулирующая роль приобретает  решающее значение, когда речь заходит  о теневой экономике.

Таким, образом, неблагоприятные условия  для развития криминального бизнеса  должны формироваться прежде всего  государством. Эта важнейшая стратегическая задача, решение которой является одной из управленческих функций  современного государства. При этом в своём воздействии на теневую  экономику государство должно опираться  на институты гражданского общества (СМИ, общественные организации, политические партии и т. д.). Государство должно не только осознавать значимость проблемы теневой экономики, но и иметь  политическую волю, быть способным  к решительным действиям по оздоровлению рыночных отношений.

В государственной  стратегии борьбы с теневой экономикой должна быть сформулирована главная  задача: до какого уровня возможно минимизировать теневую экономику, как определить этот уровень. Прежде всего, эта задача должна быть реалистичной. Ведь необходимо сознавать, что полностью ликвидировать  теневую экономику просто невозможно. Ориентировочным параметром может  быть удельный вес теневой экономики, не превышающий 10% ВВП, этот ориентир может  быть подкреплён и другими доводами.

В целом, определив основные объекты государственного воздействия на теневую экономику, можно сформулировать ряд конкретных стратегических задач:

· минимизация  коррупции и взяточничества;

· борьба с теневыми операциями олигархических структур;

· устранение главных причин, порождающих вынужденную  теневую экономику.

Борьба  с теневой экономикой должна быть связана с решением и других стратегических задач:

· укрепление властной вертикали, без чего нельзя с успехом бороться с теневой  экономикой в регионах;

· формирование здоровой конкурентной среды. В первую очередь речь идёт о равной "удалённости" предпринимательства от власти, продуманной  налоговой политике, защите собственности  и т.д.;

· государственной  поддержкой малого и среднего бизнеса;

· социально  ориентированным бюджетом, который  способствовал бы снижению уровню вынужденной  нелегальной экономики;

· жёстким  государственным регулированием внешнеэкономической  деятельности и особенно экспорта российских товаров услуг, имеющих стратегическое значение.

Основные  меры по снижению масштабов теневой  экономики и теневых отношений  представлены в табл. 3 [9, 117]. Реализация предлагаемых мер требует разумного  сбалансирования интересов государства  и других субъектов рыночной экономики  в целях защиты национальной безопасности России.

 

Сферы нейтрализации теневой экономики

Меры по снижению масштабов теневой  экономики

 

Национальное хозяйство

Создать комплексную систему контроля за экономическими процессами, построив её по принципу сбора и анализа  информации, за финансово-хозяйственной  деятельностью всех юридических  и физических лиц.

 

Правовая сфера

Поставить непреодолимый законодательный  барьер на пути переплетения органов  публичной власти и бизнеса, ибо  подобное спрашивание неизбежно  приводит к коррупционной деятельности, развитию теневой экономики.

В связи с отсутствием общепринятых взглядов на цели, содержание, способы  реализации, формы государственного финансового контроля необходимо научно-практическое исследование этой проблемы, в частности, связанной с разграничением сфер деятельности разных органов этого  контроля, а так же их взаимодействия и информатизации.

 

Финансовая сфера

Ужесточить учёт и контроль за эффективностью использования бюджетных средств, прекратить практику несвоевременного принятия нормативных актов, регламентирующих и регулирующих расходование бюджетных  средств, их "разбазаривание" и  возможность отвлечения в теневую  экономику.

Проанализировать факты нецелевого использования бюджетных средств  и разработать контрмеры, препятствующие возможному уводу государственных  ресурсов в теневую экономику. В  частности: полностью реализовать  принцип единства кассы по рублёвым и валютным бюджетным средствам; на стадии разработки проекта бюджета  осуществлять тщательный контроль обоснованности и эффективности расходования бюджетных  средств, получателям которых выступают  внебюджетные учреждения; обеспечить соблюдение сроков внесения изменений  в бюджетную роспись, совершенствовать внутриведомственный финансовый контроль в финансовых органах и отраслевых министерствах и ведомствах.

Либерализация налогообложения должна сочетаться с жёстким комплексным  контролем за соблюдением налогового законодательства и использованием схем ухода от налоговых платежей. Это обусловлено тем, что надежды  на сокращение объёма теневой экономики  путём лишь уменьшения налогового бремени  нереальны в условиях национальной традиции, ориентированной на занижение  налогооблагаемой базы.

Противодействие теневому бизнесу  в банковской сфере должно включать следующие меры: возложить на ЦБ РФ ответственность за устойчивость и качество денежного обращения, усилить его аналитическую функцию; совершенствовать структуру денежного  оборота по линии увеличения безналичного оборота: ввести особый режим контроля со стороны ЦБ РФ за лицензированием  банковской деятельности и отдельными банковскими операциями, в том  числе - кредитными - для стандартизации кредитного процесса, недопущения неправильного  использования кредитных инструментов и уменьшения возможности выдачи банками необоснованных и/или необеспеченных ссуд; кассовыми - в целях повышения  эффективности банковского контроля за целевым использованием предприятиями  и организациями денежной наличности; пресечь возможности искажения  финансовой отчётности коммерческими  банками при переходе на МСФО

 

Внешне-экономическая сфера

Гармонизация в международном  масштабе налогообложения наиболее мобильных товаров, капиталов и  факторов производства с учётом широкого распространения офшорных территорий и необходимости получения в бюджет налогов с прибыли российских предприятий, функционирующих в данных зонах. С этой целью необходимо усилить роль международных налоговых соглашений с акцентом на многосторонние договоры.

 
     

Информация о работе Теневая экономика: основные аспекты