Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа
Предметом данного исследования является изучение причин развития, масштабы, последствия теневой экономики. Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России и всего мира. В том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству на протяжении веков. Более того, корректнее, на мой взгляд, говорить о симбиозе теневой экономики и теневой политики, поскольку они тесно взаимосвязаны и «поддерживают» друг друга. Различия между странами касаются лишь масштабов распространения и степени влияния этих явлений на власть, общество, политическую систему и государство.
Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Сущность, формы и последствия деятельности теневой экономики.
1.1. Сущность теневой экономики: теоретические подходы.................................4-6
1.2. Формы теневой экономики...............................................................................7-11
1.3. Структура теневой экономики.......................................................................11-12
Глава 2. Развитие теневого сектора в экономике России.
2.1. История формирования теневой экономики России...................................13-15
2.2. Методы измерения и масштабы....................................................................16-23
2.3. Влияние теневой экономики на общество.....................................................23-36
Глава 3. Методы борьбы с проблемой существования теневого сектора в экономике России
3.1. Законодательные методы борьбы с теневой экономикой......................................37-39
3.2. Возможные подходы к решению проблем теневой экономики..............................39-42
Заключение.......................................................................................................................43-44
Используемая литература...............................................................................................45-46
Причина |
Ранг | |
НАСЕЛЕНИЕ |
РУКОВОДИТЕЛИ ПРЕДПРИЯТИЙ | |
Отсутствие средств |
1 |
1 |
Дефицит квалифицированных кадров |
5 |
2 |
Правовая экономическая нормативная база |
2 |
3 |
Большие налоги |
3 |
4 |
Недостаточная поддержка со стороны государства |
4 |
5 |
Вымогательство чиновников |
7 |
7 |
Рэкет |
6 |
10 |
Трудности оформления предприятий |
8 |
6 |
Трудности, связанные с бух. и другой отчетностью перед разными органами |
9 |
8 |
Личная некомпетентность |
10-11 |
9 |
Недостаток опыта |
10-11 |
11 |
Таблица 4 – Ранжирование причин, мешающих деятельности малых предприятий (по значимости проблемы).
Также необходимо учитывать, что стремление заработать больше, в том числе неправовыми способами, базируется на низком уровне культуры, духовности и ценностей как самого человека, так и общества в целом.
Теневые доходы, получаемые представителями малого и среднего предпринимательства, расходуется в нескольких направлениях:
Точно определить уровень таких платежей очень сложно. Это связано не только с видом деятельности, но и с территорией, где она осуществляется. Также необходимо учитывать тот факт, что единый статистики учета деятельности малых предприятий и предпринимателей без образования юридического лица в России на сегодняшний день нет.Оценка денежных потоков на среднем предприятии представлена на рис.4.
Рис.4. Оценка денежных потоков на среднем предприятии8
Наблюдается огромный разброс показателей “теневой” деятельности малого и среднего бизнеса. Обследование по вышеперечисленным направлениям теневых доходов необходимо проводить не только по среднестатистическим показателям, но по их нижним и верхним пределам. Так, в частности, зарплата в “конвертах” по отдельным структурам колеблется в пределах 40-90 % от общей суммы. Одна из основных причин этой проблемы – высокий уровень единого социального налога.
Уровень выплат представителям власти и “крыше” очень сильно зависит от уровня развития экономики региона и вида деятельности и в среднем составляет от 0 до 60 % всех расходов. Наиболее активно организованные преступные формирования в России действуют в топливно-энергетическом комплексе, далее следует производство и незаконный оборот этилового спирта, алкогольной, табачной и иной продукции. На третьем месте по степени активности организованных преступных групп находятся такие отрасли и сферы, как предприятия и организации потребительского рынка; внешнеэкономическая деятельность; добыча, производство и использование драгоценных металлов и драгоценных камней; бюджетная и внебюджетная сфера. Четвертое место занимают сфера интеллектуального пиратства; бан ковская сфера; банкротство предприятий различных отраслей и сфер экономики(рис.5)
Рис. 5. Степень проникновения теневой экономики по сферам деятельности.
Распределение
занятых в неформальном
Диаграмма 4.Доля занятых в неформальном секторе экономики России по видам экономической деятельности, %
Таким образом, можно сделать вывод, что теневая экономика в России в настоящее время в той или иной форме проникла во все сферы хозяйственной деятельности экономических субъектов.
В качестве доказательства можно предложить схему увеличения степени распространения теневой экономики в зависимости от сферы деятельности (рис.6)
Данная схема позволяет увидеть, что степень проникновения теневой экономики по видам деятельности, достаточно высокая она в сфере предоставления услуг населению и во внешнеэкономической деятельности. Оба эти вида экономической деятельности достаточно сильно подвержены влиянию теневой экономики.
В сфере услуг имеет место практика оказания услуг без официального оформления. Кроме того, большой спектр услуг оказывается физическими лицами, незарегистрированными в налоговых органах в качестве индивидуальных предпринимателей и не подающими сведения о доходах в налоговые органы.
Во внешнеэкономической деятельности на протяжении всего периода экономических преобразований наблюдается рост экономических преступлений, из них самые популярные в настоящее время - незаконное возмещение НДС по экспорту, невозвращение экспортной выручки, неуплата таможенных платежей, коррупция, ввоз и вывоз товаров по нелегальным каналам.
Предприятия распределяются по секторам экономики на государственные, частные и смешанного типа. Частный сектор гораздо менее контролируем государством и, следовательно, гораздо более подвержен влиянию теневой экономики.
Структурирование рынков по типу конкуренции включает монопольный рынок, олигопольный рынок и рынок свободной конкуренции. Конкурентный рынок с большим количеством независимых участников контролировать гораздо тяжелее, а значит, и возможностей для распространения теневой экономики здесь намного больше.
Рынки также можно разделить на рынок рабочей силы, рынок товарных потоков и рынок финансовых потоков. На рынке рабочей силы - это теневая занятость и скрытая оплата труда, на рынке товарных потоков - неофициальное производство и неучтенный сбыт товаров, на рынке финансовых потоков - неучтенный оборот наличных денежных средств.
Таким образом, приведённые классификации говорят о том, что теневой сектор экономики может различаться в зависимости от его участников и сферы деятельности.
Рис.6. Увеличения степени
распространения теневой
Роль теневой экономики значительно возрастает в современном глобализирующемся мире. Оценки объема российской теневой экономики, представленные в октябре 2010 года Всемирным банком, впечатляют – 43,8% ВВП (среднее значение за девять лет). Причем нелегальные виды деятельности, такие как продажа наркотиков или оружия, в данном исследовании не учитывались. Эти цифры подчеркивают важность и актуальность этой проблемы для современного российского общества. Основные черты «отечественной» теневой экономики следующие: уход от налогов, вывоз капитала за рубеж, двойная бухгалтерия, челночная и бартерная торговля, скрытая безработица, коррупция. Она существует и в командной, и в рыночной системе, хотя ее масштабы и сферы могут существенно различаться. Основным фактором, влияющим на образование теневой экономики, выступает несбалансированность спроса и предложения. Экономическими и социальными последствиями такой деятельности является изъятие из легальной экономики значительной доли средств и вытекающее отсюда снижение объема инвестиций. А это влечет за собой неплатежи, падение производства, а также сокращение налоговых и иных обязательных взносов в бюджет, в свою очередь вызывающей задержки выплаты заработной платы и пенсий, как источника существования основной части населения.
Теневая экономика представляет собой реальную угрозу экономической безопасности Российской Федерации, поскольку выводит значительную часть экономики страны из-под контроля государства, способствует криминализации отечественной экономики и выступает как один из основных источников финансовой подпитки организованных преступных групп и сообществ, террористических и экстремистских формирований и организаций.
Глава 3. Методы борьбы с
проблемой существования
3.1. Законодательные методы борьбы с теневой экономикой.
К 2005 г. в России сложилась система правового обеспечения деятельности по предотвращению, выявлению и пресечению экономических преступлений.
Уголовный кодекс РФ 1996 г. определил ответственность за преступления в сфере экономики в разделе VIII, состоящем из трех глав: 21 - 23.
Глава 21 «Преступления против собственности» обеспечивает равную уголовно-правовую охрану всех форм собственности, существующих в РФ. Она отражает реальную криминогенную ситуацию в стране, сложившуюся в связи с посягательствами на собственность. В этой праве законодатель указал на 11 составов преступления (ст. 158-168) против собственности. Такие преступления, как мошенничество (ст. 159 УК РФ), присвоение или растрата (ст.160), вымогательство (ст. 163) и причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165), как показывает практика, по способу совершения и иным признакам имеют большое сходство с другой группой экономических преступлений, указанных в гл. 22 УК РФ.
Глава 22 УК РФ имеет особое значение для охраны складывающихся экономических отношений и описывает преступления в сфере экономической деятельности. Она заменила главу «Хозяйственные преступления» ранее действовавшего УК РСФСР. Всего гл. 22 предусматривает 34 состава преступления, многие из которых ранее были неизвестны российскому законодательству.
Новые экономические отношения потребовали по-новому регламентировать уголовную ответственность лиц, занимающих управленческие должности в коммерческих организациях, поскольку они не являются должностными лицами государственных учреждений и общественных организаций. В УК РФ проблемам ответственности такого рода посвящена гл. 23 «Преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях» раздела VIII. В этой главе содержится 4 состава таких преступлений в сфере экономики:
• злоупотребление полномочиями (ст. 201);
• злоупотребление полномочиями частными нотариусами и аудиторами (ст. 202);
• превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб (ст. 203);
• коммерческий подкуп (ст. 204).
И для повышения эффективности борьбы с организованной преступностью в сфере экономики нужен порядок в проведении хозяйственных операций и большая эффективность работы правоохранительных органов.
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:
- ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);
- выявление и нейтрализация
лидеров (руководителей)
- привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).
Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:
- ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;
- предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования).
Наряду с перечисленным было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:
- возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов";
- возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании;
- возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных;
- институт "главного свидетеля";
- проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.
Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.
Информация о работе Теневая экономика: структура, масштабы и последствия в России