Теневая экономика: структура, масштабы и последствия в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:09, курсовая работа

Краткое описание

Предметом данного исследования является изучение причин развития, масштабы, последствия теневой экономики. Теневая экономика - одна из самых сложных проблем современной России и всего мира. В том или ином виде она присутствует во всех странах, сопутствует человечеству на протяжении веков. Более того, корректнее, на мой взгляд, говорить о симбиозе теневой экономики и теневой политики, поскольку они тесно взаимосвязаны и «поддерживают» друг друга. Различия между странами касаются лишь масштабов распространения и степени влияния этих явлений на власть, общество, политическую систему и государство.

Содержание

Введение.................................................................................................................................3
Глава 1. Сущность, формы и последствия деятельности теневой экономики.
1.1. Сущность теневой экономики: теоретические подходы.................................4-6
1.2. Формы теневой экономики...............................................................................7-11
1.3. Структура теневой экономики.......................................................................11-12
Глава 2. Развитие теневого сектора в экономике России.
2.1. История формирования теневой экономики России...................................13-15
2.2. Методы измерения и масштабы....................................................................16-23
2.3. Влияние теневой экономики на общество.....................................................23-36
Глава 3. Методы борьбы с проблемой существования теневого сектора в экономике России
3.1. Законодательные методы борьбы с теневой экономикой......................................37-39
3.2. Возможные подходы к решению проблем теневой экономики..............................39-42
Заключение.......................................................................................................................43-44
Используемая литература...............................................................................................45-46

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа.doc

— 816.50 Кб (Скачать файл)

   При разработке такого комплекса мер, не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов(т.е. возвращение в свою страну капиталов из-за границы).

 

    1. Возможные подходы к решению проблем теневой экономики.

 

   В государственных властных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем теневой экономики.

   Первый — радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 — начала 1992 г. и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Его результаты всем известны: критические масштабы роста «теневой» составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, и подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

   В качестве своеобразной реакции на отмеченные негативы радикально-либерального подхода возник подход преимущественно репрессивный, предполагающий: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов РФ; формирование системы тотального контроля и доносительства; общее ужесточение законодательства, направленного на борьбу с теневой экономикой, усиление мер наказания.

   В качестве яркого примера попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать попытку принятия Государственной думой в первом чтении представленного Министерством финансов РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Государство, будучи не в состоянии зарегистрировать доходы граждан, стремится поставить под контроль расходы. Предполагается выявить реальные доходы состоятельных групп населения, принудить их показать источники сокрытых средств и собрать невыплаченные налоги. При этом не принимаются во внимание общие экономические условия хозяйствования и те причины, которые вынуждают предпринимателей скрывать свои капиталы. Негативны и социальные последствия применения преимущественно репрессивных методов. Власти могут столкнуться с сопротивлением не только «теневиков-хозяйственников», но и значительной части наемных рабочих и служащих, получающих теневые доходы.

   Вот почему необходим третий — комплексный экономико-правовой подход, выступающий в качестве конструктивной альтернативы.

   Для реализации оптимизирования масштабов теневой экономики России возможны следующие меры:

  • постоянная корректировка правово-хозяйственных условий деятельности предпринимателей. Прежде всего это относится к налоговому режиму;
  • налоговые правила должны разрабатывать не фискальные органы, а Министерство экономического развития и торговли, которое призвано отслеживать структурные макроэкономические сдвиги и учитывать влияние снижения налоговой нагрузки на рост объемов производства. В проекте нового Налогового кодекса эти моменты не учитываются. Так, суммарная налоговая база предлагается свыше 30% от ВВП, а допустимый уровень, по мнению большинства специалистов, 26-28%;
  • реструктурирование налоговой задолженности, прежде всего для малого бизнеса в перерабатывающей промышленности;
  • изменение доли распределения финансовых средств между федеральным центром, регионами и муниципалитетами в пропорции 30-35-35%;
  • освобождение от налогов части прибыли, идущей на расширение производства и создание новых рабочих мест;
  • упразднение НДС на импорт нового оборудования и технологий, сокращение единого социального налога;
  • перенос центра тяжести налогового бремени с физических и юридических лиц на рентные платежи;
  • введение в практику так называемых «доходных индульгенций» - юридических документов, подтверждающих легализацию (при уплате специального налога) денежных средств. Имело бы смысл уточнить, что на инвестиционные цели средства граждан могут поступать без представления доходных деклараций, но с обложением специальным 25%-м налогом. Целесообразно проведение особой политики по отношению к проживающим за рубежом «новым русским» с целью возврата утекших российских капиталов и перевода их в реальные инвестиционные ресурсы;
  • создание на территории России специальной инвестиционной зоны с наличием депозитариев, реестров ценных бумаг и дополн</spa

Информация о работе Теневая экономика: структура, масштабы и последствия в России