Теневая экономика в России - история, современное состояние

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

Определение и причины возникновения теневой экономики
В российской экономической литературе термин «теневая экономика» рассматривается в двух основных значениях:
Неконтролируемое государством производство, распределение, обмен и потребление товарно-материальных ценностей и услуг;
Скрываемые от органов государственного управления незаконные социально-экономические отношения между отдельными гражданами, социальными группами по использованию государственной, частной, акционерной и других видов собственности в корыстных личных и групповых интересах.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 113.62 Кб (Скачать файл)

Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики  в сегодняшней России:

1.     Финансово-экономические:

  • несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель – 25-30% (расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли);
  • несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП;
  • продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).

 

 

 

2. Правовые:

  • существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности;
  • отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов;
  • слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью – это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон);
  • отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.

3.     Административные:

  • отсутствие  эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса;
  • запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив;
  • местничество и мздоимство чиновников (неизбывная русская традиция ставить чиновника на «прокорм» за счет использования должностных функций в корыстных целях – своеобразная чиновничья рента.

4.     Общественно-политические:

  • неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства;
  • недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций).

Основными в  системе мер борьбы с теневой экономикой должны стать следующие решения и мероприятия:

  • проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  • компенсация потерь населения от  «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  • введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  • установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  • стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  • проведение ясной и последовательной  государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  • введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  • формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего – судебной, системы;
  • ликвидация организованной преступности во всех сферах общества
  • законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке.

Успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.


Информация о работе Теневая экономика в России - история, современное состояние