Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 21:03, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является: дать определение сущности теневой экономики, выявление основных причин её возникновения и разработка способов ограничения роста теневого сектора в экономике России.
Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи курсовой работы:
• Рассмотреть сущность теневой экономики;
• Раскрыть причины теневой экономики;
• Раскрыть негативный эффект теневой деятельности на экономику России.
Введение…………………………………………………………………………………… 3
1. Территория, субъекты, население района…………………………………………. 4
1.1. Промышленность и ресурсы района……………………………………………….. 4
2. Отличительные особенности района……………………………………………… 6
2.1. Территориальная организация хозяйства…………………………………………. 8
3. Оценка уровня развития субъектов района………………………………………. 11
3.1. Рекомендуемые направления развития субъектов………………………………... 12
Москва………………………………………………………………………………........... 12
Брянская область…………………………………………………………………………... 13
Владимирская область…………………………………………………………………….. 13
Ивановская область……………………………………………………………………….. 13
Калужская область…………………………………………………………………............ 13
Костромская область……………………………………………………………................. 13
Орловская область…………………………………………………………………………. 13
Рязанская область………………………………………………………………………….. 13
Смоленская область……………………………………………………………………….. 14
Тверская область…………………………………………………………………………... 14
Тульская область……………………………………………………………………........... 14
Ярославская область…………………………………………………………………….… 14
Выводы и заключение..……………………………………………………………............ 14
Заключение……………………………………………………………………………….... 15
Список литературы……………………
Также необходимо подчеркнуть: успех борьбы с теневой экономикой и коррупцией возможен лишь при условии сознательной массовой поддержки этой борьбы в обществе, а это, в свою очередь, достижимо только при наличии высокого уровня доверия граждан к государственным институтам власти и управления.
Особое место в теневой экономике занимает легализация доходов. Масштабы отмывания преступных доходов, по мнению главы Росфинмониторинга В.А. Зубкова, подрывают стабильность финансово-экономических систем и напрямую угрожают национальной безопасности государства. По оценке председателя Банка России Сергея Игнатьева, объем фиктивных операций, проводимых через банковскую систему, составляет примерно треть государственного бюджета страны. Поэтому тема борьбы с отмыванием средств, полученных преступным путем, и финансированием терроризма является, сегодня приоритетом, как нашей страны, так и мирового сообщества, что связано с особой общественной опасностью данных преступлений, подрывающих устойчивость экономического роста. Лишение преступников и террористических организаций финансовых активов позволяет избежать огромных материальных убытков. Задача противодействия отмыванию преступных доходов в России представляется еще более актуальной в свете вступления нашей страны в ВТО. Вовлеченность ряда банков в сомнительные операции подрывает репутацию всей российской банковской системы, снижает уровень доверия к ней как внутри страны, так и за рубежом.
Как известно, национальная противолегализационная система была спешно организована в 2001-2003 г. в ответ на включение России в перечень стран, не предпринимающих мер для борьбы с легализацией денежных средств. На основе 40 рекомендаций ФАТФ приняли Федеральный закон от 07.08.2001 г. №115-. ФЗ. Этот закон четко определяет те источники информации и организации, которые обязаны предоставлять информацию. К ним относятся кредитные учреждения, т. е. все банки, а также некредитные учреждения. Это и страховые компании, и участники рынка ценных бумаг, и лизинговые компании, и другие источники, перечисленные в законе.
Недостаток российского
Федерального закона в том, что сфера
его применения распространяется на
денежные средства, полученные в результате
уголовных преступлений, связанных
с нарушением налогового, валютного
и таможенного
В 2005 г. Президентом России
была утверждена Концепция национальной
стратегии противодействия
За пять лет действия в России системы ПОД'ФТ кредитным организациям удалось обучить сотрудников и провести колоссальную работу по оптимизации технологий обслуживания клиентов с учетом их тотальной идентификации. Работа дала свои результаты, и у населения сформировалась привычка обращаться в банк только с удостоверением личности. Однако именно в этот момент вступают в силу поправки в Федеральный закон № 115-ФЗ, и всю работу нужно начинать сначала: менять программное обеспечение, производить ежедневные расчеты лимитов покупки и продажи каждой валюты и объяснять клиентам обменного пункта, не имеющим при себе паспортов, почему одному из них провели операцию, а другому отказали, хотя еще вчера те же самые операции кредитная организация проводила.
Несогласованность декларируемых
задач и вектора
В целом борьба с легализации протекает не совсем гладко. И у этого есть свои причины.
Действия различных
Законодательная система
страны не адаптирована для борьбы
с легализацией денежных средств. У
банков нет инструментов для борьбы
с организаторами теневых схем. Действующее
гражданское законодательство, защищая
клиентов, обязывает банки заключать
договоры банковского обслуживания,
проводить операции по поручениям клиентов,
не препятствовать ведению хозяйственной
деятельности. Клиент имеет право
не информировать банк об источниках
денежных средств и целях проведения
операции. Организаторы теневых схем,
прикрываясь действующим
Бюрократический метод изначально ориентирован на конфликт с клиентом и может нести юридические риски. Поэтому применять его в массовом порядке проблематично. Кроме того, неотрегулированная под эти цели банковская система предоставляет достаточно много бесплатных и безрисковых способов легализации денежных средств.
Тарифы заградительного
характера могут быть обойдены классическими
методами легализации и вероятнее
всего ущемят интересы добропорядочных
клиентов. Использование возможностей
тарифной политики в краткосрочной
перспективе позволит снизить привлекательность
конкретного банка для
Однако массовое введение
этих инструментов, ориентированных, по
сути, не на предупреждение, а на ограничение
уже проводимых сомнительных операций,
приведет к повышению комиссии, что
сделает этот бизнес еще более
привлекательным. В рыночных условиях
при наличии спроса всегда поступит
предложение. Как следствие, эта
комиссия будет заложена в себестоимость
продукции производственного
Все сказанное привело
к тому, что у банков возникла
насущная потребность в построении
действенных и эффективных
качественная реализация
системы внутреннего контроля в
целях ПОД/ФТ возможна только при
вовлечении в процесс всех сотрудников
банка (в рамках компетенции), а базисом
для построения такой системы
должна стать комплексная
На законодательном уровне для организации эффективной работы по противодействию легализации в первую очередь необходимо:
наделить банки инструментами борьбы с организаторами теневых схем. В частности, дать им право отказывать в открытии счета и проведении операции, расторгать договоры банковского обслуживания при наличии обоснованного подозрения в легализации денежных средств или финансировании терроризма;
изменить позицию
В России существуют следующие службы и организации по борьбе с теневой экономикой:
Федеральная служба по финансовому мониторингу (ФСФМ) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Росфинмониторинг создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.03.2004.
У Росфинмониторинга существует
соглашение с Центробанком о предоставлении
информации. Согласно Федеральному закону
информацию также обязаны предоставлять
все коммерческие, кредитные и
некредитные учреждения, включая
казино и почтовые службы. Информация
предоставляется в соответствии
с существующей системой критериев.
Таких критериев около 30. В частности,
это - операции, связанные с наличным
обращением; операции, связанные с
юридическими лицами, чей характер
сделок запутан и т.д. Все эти
сведения анализируются и расследуются.
Если есть достаточные основания
полагать, что эти сообщения могут
быть связаны с отмыванием преступных
доходов или финансированием
терроризма, то только в этом случае
направляются материалы расследований
в правоохранительные органы по принадлежности.
Правоохранительные органы по исходным
материалам проводят целый комплекс
мероприятий, потом передают дела в
суды, и суды принимают решения. За
5 лет работы Росфинмониторинга совместно
с правоохранительными органами
определены типологии, которые могут
использоваться по отмыванию преступных
доходов и финансированию терроризма,
что существенно облегчает
В 2002г. Россия вступила в группу «Эгмонт», в которую входит 101 государство, имеющие органы, подобные Росфинмониторингу. Работа ведется на постоянной основе. Существует закрытая система связи, по которой происходит обмен информацией. Конечно, быть членом группы «Эгмонт» важно. По уставу, который эта организация имеет, раскрытие информации становится обязательным элементом сотрудничества. Обмен информацией происходит только в том случае, если зарубежные коллеги уверены на 100 %, что материалы, которыми они располагают, подкрепляются с их стороны соответствующими документами, тогда они дают разрешение о передаче этих материалов в российские правоохранительные органы.
Сейчас по инициативе России
создана Евразийская
Россия принимает самое
активное участие в работе ЕАГ. Был
создан Международный учебно-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Во всех странах с рыночной структурой экономики была, есть и, по-видимому, будет существовать так называемая теневая экономика. Масштабы ее могут различаться, но ни одной из стран не удалось избавиться от нее совсем. Это все равно что преступность, масштабы явления можно уменьшить, но ликвидировать вовсе - практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности поистине грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.
Вот почему данные процессы,
происходящие в обществе каждого
государства, необходимо тщательно
изучать, и лишь затем принимать
хорошо проработанные меры по их устранению.
В своей работе я попыталась осветить
основные явления теневой экономики,
как в нашем государстве, так
и на примере других стран мира,
сравнивая ее проявления в различных
отраслях. Опираясь на зарубежный опыт
и анализ отечественной практики,
нельзя не увидеть, что определяющую
роль в резком росте размеров "теневой"
экономики в России сыграли явные
просчеты и ошибки в проведении экономических
преобразований. Именно это привело
к формированию дестимулирующего механизма
легальной экономической
Информация о работе Теневая экономика и причины ее возникновения