Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:32, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования — изучение и поиск путей эффективного ограничения теневой экономики Республики Беларусь.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучение сущности теневой экономики и ее влияния на экономику страны;
выявление особенностей теневого сектора в Республике Беларусь;
поиск путей эффективного ограничения теневой экономики в Республике Беларусь.

Содержание

Введение 5
1 Теневая экономика: особенности и последствия 7
1.1 Понятие, виды, причины возникновения теневой экономики 7
1.2 Последствия теневой экономической деятельности 12
2 Теневая экономика и пути ее сокращения в Республике Беларусь 17
2.1 Особенности теневой экономики Республики Беларусь 17
2.2 Пути ограничения масштабов теневой экономики 21
Заключение 27
Список использованных источников 29

Вложенные файлы: 1 файл

теневаяэкономика.docx

— 313.09 Кб (Скачать файл)

К видам теневой экономики относятся  следующие: легальная, внеправовая экономика, полуправовая экономика, нелегальная, криминальная экономика.

При определении уровня теневой  экономики используют косвенные  и прямые методы. Сущность косвенных  методов заключается в сравнении  данных различных источников, характеризующих  единый экономический процесс (показатель экспорта других стран и импорта товаров в страны СНГ, показатели расходов и доходов и т.д.). Прямые методы, или микрометоды, основываются на данных специальных обследований и их анализа.

 

2 Теневая экономика и пути ее сокращения в Республике Беларусь

2.1 Особенности теневой экономики Республики Беларусь

Для Беларуси, как и для других стран СНГ, проблема исследования теневого сектора экономики является особенно значимой. Это связано с тем, что  в ходе проведения экономических  реформ ряд факторов способствует частичному или полному уходу многих субъектов  рынка «в тень», что в свою очередь, усложняет задачу экономического анализа  происходящих явлений. К таким факторам можно отнести институциональные  и структурные изменения в  экономике, несовершенство системы  налогообложения и законодательной  базы страны.

Исследования показали, что среди  развитых стран размеры теневой  экономики имеют наибольшие размеры  в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких  странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой  степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой «общественного согласия» в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.

В результате применения различных  методов были получены следующие  оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США — от 4 до 30 %.[4,с.141]

По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная  служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше — 50-60%. В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП [14, с. 1].

У нас в республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.

Поскольку статистический орган не является контрольным, а полученная им информация конфиденциальна, она  не может использоваться в качестве основания для наложения штрафов, пени, сбора дополнительных налогов.

Кроме того, главной целью экономической  статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты  ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов значительно  уже охватываемой теневой экономикой. Она не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством. Аргументы основаны, как правило, на доводах этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано как рост благосостояния страны.

В Республике Беларусь можно вывести  ряд особенностей теневой экономики, отличающих ее от западных стран:

  • Первая особенность — воспроизводство ее структуры вместе, параллельно и в недрах легальной экономики. Это воспроизводство не нарушается, даже при замене партийно-бюрократических структур на демократические;
  • Вторая особенность — упрощенный процесс сращивания, слияния, кооперирования, концентрации в теневой экономике, так как для этих целей используются структуры и хозяйственные связи легальной экономики;
  • Третья особенность — расширения социальной базы теневой экономики;
  • Четвертая особенность — распространение такой специфической черты теневой экономики, как полулегальная деятельность в сфере финансовых отношений, но в рамках закона [16, с. 54]

Если раньше здесь преобладали  представители командно-бюрократического аппарата и уголовной среды, то сегодня  так называемым бизнесом занимаются представители интеллигенции, молодежь и прочие.

В таблице 2.1 представим некоторые данные о число преступлений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности.

Таблица 2.1 — Число преступлений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности

Преступление

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Изготовление, хранение либо сбыт

Поддельных денег или  ценных бумаг

1840

1820

1771

1605

1122

1067

Незаконная предпринимательская

Деятельность

402

251

248

315

245

205

Уклонение от уплаты сумм налогов,

Сборов

566

485

439

331

341

188

Контрабанда

66

68

72

83

78

59


Примечание — Источник: [7, с.6].

Таким образом, исходя из данных таблицы, следует отметить, что количество случаев правонарушений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь с каждым годом сокращается. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом практически на 50 % сократились случаи незаконной предпринимательской деятельности, на 66,8 % — уклонения от уплаты налогов, на 10,7 — контрабанда, на 42,1 % — изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Все это свидетельствует об эффективной борьбе государства с теневым сектором.

В таблице 2.2 представим данные по корректировке  ВВП с учетом функционирования теневого сектора экономики Республики Беларусь в 2006–2012 годах.

Таблица 2.2 — Корректировка ВВП с учетом функционирования теневого сектора экономики Республики Беларусь в 2006–2012 годах

Показатели

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

ВВП легальный

79267

96087

129791

137442

162964

297157,7

527385,1

Корректировка ВВП с учѐтом теневого

сектора

19674

21526

24905,1

25426,8

28029,8

45167,9

53793,3

Соотношение теневого и легального ВВП, %

24,8

22,4

19,2

18,5

17,2

15,1

10,2


Примечание — Источник: [14, с. 5].

Так, теневая корректировка  ВВП в 2010 году составляет более 10 % от зарегистрированного государственной статистикой уровня. Динамика теневых корректировок объясняется следующим:

  • достаточно высокий удельный вес теневых операций в 2007 году был вызван большой разницей в ценах между внутренним и мировым рынками, что способствовало росту теневого импорта;
  • снижение масштабов теневых операций в 2008 году обеспечено мерами по либерализации хозяйственной деятельности в сочетании с вышеупомянутой тенденцией изменения цен, сделавшими достаточно рентабельным легальный импорт, и введением ряда мер, включая маркировку некоторых товаров контрольными марками, их обязательную сертификацию и гигиеническую регистрацию, что повысило издержки теневых операций;
  • дальнейшее снижение масштабов теневой экономической деятельности в 2009–2012 годах обусловлено существенным снижением налоговой нагрузки (отмена оборотных налогов, включая сборы за услуги и налог с продаж, формирование инновационных фондов только за счѐт государственных предприятий и предприятий с долей государственной собственности), в сочетании с существенной либерализацией административных и контрольных процедур.

Далее рассмотрим результаты анализа  коррупционной ситуации в Беларуси проведенные исследовательским центром ИПМ. В опросе изучались условия ведения бизнеса и бизнес-климат в Беларуси в 2012 г. В ходе исследования были опрошены 400 представителей малого и среднего бизнеса, из них 29% работают в торговле, 17.8% — в промышленности, 14.5% — в строительстве, 9.2% — в транспорте и связи, по 6% — в сфере общественного питания и бытового обслуживания, 4.5% — в секторе компьютерных услуг, 3.8% — в туризме, 9.2% — в прочих секторах [14, с. 7].

На рисунке 2.1 представим связь между сферой деятельности фирмы и теневым оборотом в ее деятельности.


Рисунок 2.1 — Связь между сферой деятельности фирмы и теневым оборотом в ее деятельности

Примечание — Источник: [14, с. 6].

Наибольшее распространение теневой  оборот в 2012 году получил в таких сферах как торговля, общественное питание, а также транспорте и связи: 59.5%, 58.3% и 62.2% соответственно. В то же время, вопреки результатам прошлого года, наименьшая доля теневого оборота отмечена в строительной отрасли — об отсутствии данного явления заявили 39.7% (при среднем показателе 26.8%). Как и в случае с «откатами» и денежными вознаграждениями, самой неоднозначной оказалась сфера бытового обслуживания — относительно низкая общая доля теневого оборота (25%) при высоко доле затруднившихся ответить или отказавшихся отвечать на поставленный вопрос (37.5%).

На рисунке 2.2 представим связь между размером фирмы и теневым оборотом в ее деятельности.


Рисунок 2.2 Связь  между размером фирмы и теневым  оборотом в ее деятельности

Примечание — Источник: [14, с.7 ].

Как и в случае с распространением взяток и откатов, теневой оборот наиболее часто может наблюдаться  на малых предприятиях с численностью персонала до 50 человек. Реже всего теневой оборот встречается на предприятиях с численностью работников от 101 до 200 человек — об отсутствии такого явления заявили 45.9% опрошенных представителей белорусских МСП.

Несмотря на то, что теневая составляющая завоевала прочные позиции фактически во всех сферах экономической и социальной жизни, точно определить ее масштабы в настоящее время невозможно.

Основная причина — отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Однако все же существуют специфические методы исследования и прогнозирования теневой экономики, хоть, как уже говорилось, они несовершенны.

В соответствии с различными сценариями экономического развития предусмотрены  варианты теневой экономики на перспективу, которые приводятся в статье старшего научного сотрудника НИИ статистики, кандидата экономических наук Н.Ч. Бокун.

Основой для формирования вариантов прогноза теневой экономики по «доле в ВВП» послужила гипотеза о динамике теневого ВВП.

Прогнозные оценки по пессимистическим вариантам показали: а) объем теневой экономики к 2020 г. по сравнению с 2002 г. увеличится в 1,5 — 2 раза; б) по первому варианту теневой ВВП возрастает до 2010 г., ежегодные темпы прироста повышаются до 10-18%; к 2015 г. объем теневой деятельности предположительно снизится на 21%, к 2020 г. вновь возрастет (8,5%); в) по пятому варианту теневой ВВП постоянно увеличивается и к 2020 г. достигнет 60 % от официального ВВП [15].

По серединным вариантам прогнозируются более высокие темпы роста  теневого ВВП, что обусловлено позитивным развитием производства, включая  и теневой сектор. По третьему варианту предполагается постоянный замедленный темп роста объема теневой экономики, который к 2020 г. превысит уровень 2004 г. на 20%. Четвертый вариант отражает более интенсивный рост теневого ВВП вследствие резкого спада производства (2007-2008гг.) и обострения социальных противоречий. Прогнозируется, что в 2015-2020 гг. теневой ВВП стабилизируется, превысив уровень 2000 г. в 1,5 раза.

Оптимистический вариант прогноза предполагает наряду с ростом официального ВВП постоянный и значительный рост объема теневой экономики, ежегодный темп прироста — 10-17 % [7, с. 11].

2.2 Пути ограничения масштабов теневой экономики

Расширение теневых явлений  вызывает необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение размеров теневой деятельности. Данные мероприятия должны, во-первых, учитывать современное состояние белорусской экономики и особенности ее развития; во-вторых, быть комплексными и продуманными, обеспечивающими совершенствование экономического, организационного и правового регулирования государством процессов нейтрализации теневой экономики; в-третьих, предусматривать создание институциональных предпосылок, препятствующих развитию теневых явлений.

Нейтрализация теневой экономики  видится в таких направлениях:

  • Во-первых, безусловное пресечение теневой криминальной экономической деятельности, прежде всего таких ее видов, как бизнес, основанный на ущемлении законных прав и интересов легальных экономических структур, пороках человека, подпольное предпринимательство, особенно фальсифицированное производство товаров, использующее труд детей, больных людей и т.п. Опыт нейтрализации подобных теневых явлений имеется во многих странах мира.
  • Во-вторых, уменьшение последствий теневой экономики напрямую связано с изменением мышления представителей государственного аппарата, всего народа страны, отражение его в законодательстве. В этом направлении многое уже сделано (новые УК РБ, ряд законов, регулирующих экономические отношения, программа борьбы с организованной преступностью и коррупцией, появление новых и расширение имевшихся контролирующих структур и другое).
  • В-третьих, переход к рыночным структурам требует предоставления каждому человеку экономической и политической свободы, свободы социальных, политических и экономических структур, то есть переход к цивилизованному обществу с минимумом запретов.

Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения