Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 19:32, курсовая работа
Цель исследования — изучение и поиск путей эффективного ограничения теневой экономики Республики Беларусь.
Сформулированная цель предполагает решение следующих задач:
изучение сущности теневой экономики и ее влияния на экономику страны;
выявление особенностей теневого сектора в Республике Беларусь;
поиск путей эффективного ограничения теневой экономики в Республике Беларусь.
Введение 5
1 Теневая экономика: особенности и последствия 7
1.1 Понятие, виды, причины возникновения теневой экономики 7
1.2 Последствия теневой экономической деятельности 12
2 Теневая экономика и пути ее сокращения в Республике Беларусь 17
2.1 Особенности теневой экономики Республики Беларусь 17
2.2 Пути ограничения масштабов теневой экономики 21
Заключение 27
Список использованных источников 29
К видам теневой экономики
При определении уровня теневой
экономики используют косвенные
и прямые методы. Сущность косвенных
методов заключается в
Для Беларуси, как и для других
стран СНГ, проблема исследования теневого
сектора экономики является особенно
значимой. Это связано с тем, что
в ходе проведения экономических
реформ ряд факторов способствует частичному
или полному уходу многих субъектов
рынка «в тень», что в свою очередь,
усложняет задачу экономического анализа
происходящих явлений. К таким факторам
можно отнести
Исследования показали, что среди развитых стран размеры теневой экономики имеют наибольшие размеры в ряде государств Западной Европы, относительно средние в Швеции, Германии, Австрии и минимальные в таких странах как Япония, Швейцария, Австрия. Эти различия объясняются высокой степенью огосударствленностью смешанной экономики в большинстве стран Западной Европы и атмосферой «общественного согласия» в Японии, где даже гангстеры честно платят налоги на прибыль от наркобизнеса, рэкета и проституции.
В результате применения различных методов были получены следующие оценки масштабов теневой экономики (в % к ВВП) по странам, различающиеся в ряде случаев между собой в несколько раз: по Австрии — от 4 до 9 %, по Бельгии — от 2 до 20 %, по Франции — от 6 до 9 %, по ФРГ — от 3 до 15 %, по Великобритании — от 2 до 8 %, по США — от 4 до 30 %.[4,с.141]
По данным Госкомстата России, поправка на теневую экономику в объеме ВВП составляет около 25%, федеральная служба безопасности оценивает ее в 40%. В Украине этот показатель еще выше — 50-60%. В Беларуси объем теневого сектора экономики согласно расчетам НИИ статистики при Минстате не превышает 12% ВВП [14, с. 1].
У нас в республике проблемами оценки размеров теневой экономики на протяжении последних 10 лет занимается Минстат в рамках разработки национальных счетов. На основе рекомендаций Статкомитета СНГ и Госкомстата России, а также международных организаций утверждена Методология оценки объемов ненаблюдаемой экономики в национальных счетах Республики Беларусь.
Поскольку статистический орган не
является контрольным, а полученная
им информация конфиденциальна, она
не может использоваться в качестве
основания для наложения
Кроме того, главной целью экономической статистики является не борьба с незаконной деятельностью, а адекватные расчеты ВВП и других макроэкономических показателей. Поэтому область исследований статистических органов значительно уже охватываемой теневой экономикой. Она не включает, например, те виды производства товаров, работ и оказания услуг, которые прямо запрещены законодательством. Аргументы основаны, как правило, на доводах этического плана: включение незаконной деятельности приведет к увеличению ВВП и может быть ошибочно истолковано как рост благосостояния страны.
В Республике Беларусь можно вывести ряд особенностей теневой экономики, отличающих ее от западных стран:
Если раньше здесь преобладали
представители командно-
В таблице 2.1 представим некоторые данные о число преступлений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности.
Таблица 2.1 — Число преступлений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности
Преступление |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Изготовление, хранение либо сбыт Поддельных денег или ценных бумаг |
1840 |
1820 |
1771 |
1605 |
1122 |
1067 |
Незаконная предпринимательская Деятельность |
402 |
251 |
248 |
315 |
245 |
205 |
Уклонение от уплаты сумм налогов, Сборов |
566 |
485 |
439 |
331 |
341 |
188 |
Контрабанда |
66 |
68 |
72 |
83 |
78 |
59 |
Примечание — Источник: [7, с.6].
Таким образом, исходя из данных таблицы, следует отметить, что количество случаев правонарушений, совершенных против порядка осуществления экономической деятельности в Республике Беларусь с каждым годом сокращается. Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом практически на 50 % сократились случаи незаконной предпринимательской деятельности, на 66,8 % — уклонения от уплаты налогов, на 10,7 — контрабанда, на 42,1 % — изготовление, хранение либо сбыт поддельных денег или ценных бумаг. Все это свидетельствует об эффективной борьбе государства с теневым сектором.
В таблице 2.2 представим данные по корректировке ВВП с учетом функционирования теневого сектора экономики Республики Беларусь в 2006–2012 годах.
Таблица 2.2 — Корректировка ВВП с учетом функционирования теневого сектора экономики Республики Беларусь в 2006–2012 годах
Показатели |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
ВВП легальный |
79267 |
96087 |
129791 |
137442 |
162964 |
297157,7 |
527385,1 |
Корректировка ВВП с учѐтом теневого сектора |
19674 |
21526 |
24905,1 |
25426,8 |
28029,8 |
45167,9 |
53793,3 |
Соотношение теневого и легального ВВП, % |
24,8 |
22,4 |
19,2 |
18,5 |
17,2 |
15,1 |
10,2 |
Примечание — Источник: [14, с. 5].
Так, теневая корректировка ВВП в 2010 году составляет более 10 % от зарегистрированного государственной статистикой уровня. Динамика теневых корректировок объясняется следующим:
Далее рассмотрим результаты анализа коррупционной ситуации в Беларуси проведенные исследовательским центром ИПМ. В опросе изучались условия ведения бизнеса и бизнес-климат в Беларуси в 2012 г. В ходе исследования были опрошены 400 представителей малого и среднего бизнеса, из них 29% работают в торговле, 17.8% — в промышленности, 14.5% — в строительстве, 9.2% — в транспорте и связи, по 6% — в сфере общественного питания и бытового обслуживания, 4.5% — в секторе компьютерных услуг, 3.8% — в туризме, 9.2% — в прочих секторах [14, с. 7].
На рисунке 2.1 представим связь между сферой деятельности фирмы и теневым оборотом в ее деятельности.
Рисунок 2.1 — Связь между сферой деятельности фирмы и теневым оборотом в ее деятельности
Примечание — Источник: [14, с. 6].
Наибольшее распространение
На рисунке 2.2 представим связь между размером фирмы и теневым оборотом в ее деятельности.
Рисунок 2.2 Связь между размером фирмы и теневым оборотом в ее деятельности
Примечание — Источник: [14, с.7 ].
Как и в случае с распространением взяток и откатов, теневой оборот наиболее часто может наблюдаться на малых предприятиях с численностью персонала до 50 человек. Реже всего теневой оборот встречается на предприятиях с численностью работников от 101 до 200 человек — об отсутствии такого явления заявили 45.9% опрошенных представителей белорусских МСП.
Несмотря на то, что теневая составляющая
завоевала прочные позиции
Основная причина — отсутствие надежной первичной информации. Невозможно правильно измерить то, что прячут. Особенностью незаконной деятельности в постсоветском пространстве является ее осуществление на крупных государственных предприятиях, где часть финансовых операций скрывается. И выделить ее в едином товарно-денежном потоке чрезвычайно сложно. Однако все же существуют специфические методы исследования и прогнозирования теневой экономики, хоть, как уже говорилось, они несовершенны.
В соответствии с различными сценариями экономического развития предусмотрены варианты теневой экономики на перспективу, которые приводятся в статье старшего научного сотрудника НИИ статистики, кандидата экономических наук Н.Ч. Бокун.
Основой для формирования вариантов прогноза теневой экономики по «доле в ВВП» послужила гипотеза о динамике теневого ВВП.
Прогнозные оценки по пессимистическим вариантам показали: а) объем теневой экономики к 2020 г. по сравнению с 2002 г. увеличится в 1,5 — 2 раза; б) по первому варианту теневой ВВП возрастает до 2010 г., ежегодные темпы прироста повышаются до 10-18%; к 2015 г. объем теневой деятельности предположительно снизится на 21%, к 2020 г. вновь возрастет (8,5%); в) по пятому варианту теневой ВВП постоянно увеличивается и к 2020 г. достигнет 60 % от официального ВВП [15].
По серединным вариантам прогнозируются более высокие темпы роста теневого ВВП, что обусловлено позитивным развитием производства, включая и теневой сектор. По третьему варианту предполагается постоянный замедленный темп роста объема теневой экономики, который к 2020 г. превысит уровень 2004 г. на 20%. Четвертый вариант отражает более интенсивный рост теневого ВВП вследствие резкого спада производства (2007-2008гг.) и обострения социальных противоречий. Прогнозируется, что в 2015-2020 гг. теневой ВВП стабилизируется, превысив уровень 2000 г. в 1,5 раза.
Оптимистический вариант прогноза предполагает наряду с ростом официального ВВП постоянный и значительный рост объема теневой экономики, ежегодный темп прироста — 10-17 % [7, с. 11].
Расширение теневых явлений вызывает необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий, направленных на снижение размеров теневой деятельности. Данные мероприятия должны, во-первых, учитывать современное состояние белорусской экономики и особенности ее развития; во-вторых, быть комплексными и продуманными, обеспечивающими совершенствование экономического, организационного и правового регулирования государством процессов нейтрализации теневой экономики; в-третьих, предусматривать создание институциональных предпосылок, препятствующих развитию теневых явлений.
Нейтрализация теневой экономики видится в таких направлениях:
Информация о работе Теневая экономика и проблемы ее эффективного ограничения