Таким образом, процесс нейтрализации
теневой экономики и особенно
ее криминальной части требует решения
многих задач. Устранение отмеченных просчетов
в борьбе с преступностью, и прежде
всего, с экономической, позволит перекрыть
каналы финансовых потоков, подпитывающих
теневую экономику и создающих
плацдарм для ее развития.
Чтобы противодействовать теневой
криминальной деятельности государству
необходимо отказаться от принятой теории
и практики реформирования экономики
и общественных структур, что возможно
путем коренного их пересмотра в
рамках рыночных отношений либо внесения
существенной корректировки в теорию
и практику реформирования при соблюдении
идеи движения к рынку. При игнорировании
этого вывода в последующие годы
произойдет дальнейшее расширение теневых
отношений со всеми вытекающими
негативными последствиями для
общества, государства и граждан.
Правительство Республики Беларусь готовит
ряд мер по искоренению и ограничению
теневой экономики. Планируется
искоренить факты незаконной деятельности
и легализовать доходы в различных
сферах бизнеса.
Разработанный проект системы мер
предусматривает, в частности, создать
условия для учета услуг, которые
оказываются населению. Это коснется
как физических лиц, так и представителей
бизнеса.
В Беларуси также приняты меры по существенному
сокращению ущерба, наносимого государству
теневой экономикой. Такое мнение высказал
заместитель Министра по налогам и сборам
Республики Беларусь Василий Каменко,
комментируя Указ Президента Республики
Беларусь от 23 октября 2012 г. № 488 «О некоторых
мерах по предупреждению незаконной минимизации
сумм налоговых обязательств».
Ожидается, что принятие данного
указа позволит существенно сократить
ущерб, наносимый государству теневой
экономикой, снизится количество фактов
недобросовестной конкуренции в
предпринимательской среде, минимизируются
риски добросовестных организаций,
предпринимателей и граждан при совершении
сделок.
Он подчеркнул, что введение норм
этого Указа вызвано необходимостью
принятия срочных мер, направленных
на предупреждение целого ряда экономических
правонарушений и уголовных преступлений,
совершаемых определенными организованными
группами в предпринимательской
среде с использованием подставных
лиц. Схемы уклонения от уплаты налогов
с использованием лжепредпринимательских
структур представляют собой наибольшую
угрозу для экономической безопасности
государства, отметил Василий Каменко.
Практика работы контролирующих и
правоохранительных органов показывает,
что в последнее время возрастает
спрос на услуги фирм-однодневок. Так,
если в 2010 г. их выявлено 261, в 2011 г. — 325,
в 2012 г. — уже 499. Только в текущем году
общая сумма налогов, неуплаченная лжеструктурами,
составила свыше 185 млрд. руб. Факты взаимодействия
с лжеструктурами, оформления фиктивных
документов о сделках с ними с целью уклонения
от уплаты налогов установлены налоговыми
органами в текущем году у 473 плательщиков.
Предотвращено причинение ущерба государству
от неуплаты ими налогов на сумму 63,2 млрд.
руб. При этом зачастую денежные средства,
выделенные из госбюджета, являются предметом
сокрытия от налогообложения посредством
использования данных схем [16, с. 11].
Кроме того, в результате деятельности
таких субъектов реальному риску мошенничества
подвергается не только бизнес-сообщество,
но и простые граждане. Ведь передав имущество
или заплатив деньги такой компании или
предпринимателю, только впоследствии
можно узнать о ее существовании лишь
на бумаге.
Безусловно, основной целью Указа
является обеспечение интересов
общества в полном и своевременном
поступлении налогов. Но механизм достижения
данной цели в первую очередь предусматривает
превентивные, то есть предупредительные
меры. Для этого предусматривается создание
общедоступного, размещаемого на интернет-портале
Министерства по налогам и сборам реестра
коммерческих организаций и ИП с повышенным
риском совершения правонарушений в экономической
сфере.
Указ содержит исчерпывающий и
четкий перечень оснований для включения
организации или индивидуального
предпринимателя в реестр. Так, в
реестр будут включаться сведения о
юридических лицах или предпринимателях,
которые были созданы (зарегистрированы)
для совершения различных экономических
преступлений. Там будет информация
о брошенных фирмах (офисы закрыты,
руководители скрываются), организациях,
зарегистрированных на подставных лиц.
Представители бизнеса, предпринимательских
союзов, банковских кредитных организаций
регулярно обращаются в налоговые органы
с просьбами предоставить информацию
о налоговой репутации контрагентов по
бизнесу. Однако представление такой информации
ограничивается предусмотренной статьей
79 Налогового кодекса Беларуси и является
налоговой тайной. Но в данном случае для
соблюдения определенного гражданским
законодательством принципа свободы договора
указом не предусматривается какое-либо
ограничение правоспособности субъекта
предпринимательства, данные о котором
внесены в реестр. То есть сделки с ним
не запрещаются. Но граждане и юридические
лица на стадии принятия решения о заключении
сделки смогут получить сведения об определенной
репутации контрагента. А это значит, что
они могут избежать риска негативных финансовых
последствий, которые могут возникнуть
в результате злонамеренных действий
недобросовестных бизнесменов.
Кроме того, указ содержит требования
о принятии субъектом предпринимательства
внутренних мер самоконтроля законности
и правильности оформления совершаемых
финансовых и хозяйственных операций.
Именно в результате злонамеренных действий
отдельных работников или должностных
лиц предприятия и организуется оформление
подложных документов, целью которых может
быть не только недоплата налогов, но и
дезинформации учредителей и собственников
фирм о реальном положении дел и суммах
причитающихся им дивидендов.
Для сокращения масштабов теневой экономики
необходимо:
- в целях стимулирования деловой
активности, продолжить работу по оптимизации
существующей системы налогообложения
в стране в направлении обеспечения ее
ясности, снижения налоговой нагрузки,
исключения ряда налогов, прежде всего
оборотных, а также ряда платежей и сборов
с прибыли;
- продолжить работу по упрощению
порядка регистрации субъектов хозяйствования,
лицензирования деятельности, сертификации
продукции, товаров и услуг.
Также к мерам по ограничению
теневой экономики можно отнести:
- формирование эффективной
стратегической позиции каждого предприятия,
заинтересованного в стабильном и прибыльном
функционировании на рынке;
- создание действенной системы
банкротства неплатежеспособных предприятий,
способствующей лучшему использованию
вовлеченных в производство материальных
и финансовых ресурсов;
- стабилизация и укрепление
банковской системы, ориентированной
на тесное сотрудничество с промышленными
предприятиями, способной предоставлять
необходимые инвестиционные кредиты;
- придание дополнительных импульсов
развитию фондового рынка для обеспечения
поступления финансовых ресурсов в реальный
сектор;
- создание благоприятного инвестиционного
климата для притока средств иностранных
компаний в производственный сектор, прежде
всего, связанного с совершенствованием
- системы собственности и надежной
ее защитой, а также формированию системы
гарантий;
- разработка эффективной государственной
политики доходов и занятости, предусматривающей
достижение сбалансированности предложения
рабочей силы и рабочих мест, минимизацию
социально-экономических издержек безработицы.
В краткосрочном периоде наиболее
эффективными могут оказаться меры
принудительного характера. Подпольное
производство, контрабанда, обычные
схемы уклонения от уплаты налогов
выявляются проведением комплексных
проверок со стороны правоохранительных,
налоговых и таможенных органов.
При занятии незаконной деятельностью
не должно создаваться ощущения безнаказанности,
что делает преступный бизнес привлекательным.
Однако только репрессивные действия
не позволяют кардинально оздоровить
обстановку. Вместо закрытых фирм возникают
новые, также нацеленные на осуществление
незаконных операций. Поэтому во многих
странах пытаются заинтересовать предприятия
и граждан в легализации своих доходов.
Но в тоже время, из всего этого
можно сделать логический вывод:
зачем регистрироваться и работать
легально, если меры ответственности
настолько высоки, а во многих случаях
влекут уголовную ответственность.
Причем сам порядок осуществления
предпринимательской деятельности
и порядок ведения учета и
отчетности очень сложны, что существенно
повышает вероятность совершения ошибки.
Проще «работать по черному»: ответственность
такая же, только бюрократических процедур
существенно меньше и доход значительно
выше.
Приведенные выше доводы дают основание
предполагать, что теневая экономика
в Республике Беларусь «развивается»
на почве жесткого государственного
контроля, бюрократической системы,
сложности налогового и связанного
с ним законодательства, а также
в условиях отсутствия широкого круга
стимулов для получения прибыли
и отражения ее в полном объеме.
Обеспечение экономической безопасности
Республики Беларусь требует дальнейшего
укрепления государственной власти,
повышения доверия к ее институтам,
а также совершенствования механизмов
выработки и реализации экономической
политики. Для этого необходимо совершенствование
системы управления экономикой на основе
более четкого определения функций
республиканских, отраслевых, региональных
(областных) и местных (районных,
городских) органов управления. Переход
к рыночной экономике требует формирования
соответствующего нормативно-правого
пространства, новых институтов управления
и институциональных преобразований,
создания механизма разрешения спорных
вопросов и конфликтных ситуаций между
республиканскими и местными органами
власти и управления.
Мировой опыт свидетельствует, что
свыше 90% объема операций теневого бизнеса
можно довольно быстро устранить
с помощью мероприятий по формированию
рынка путем ликвидации монополии
товаропроизводителей.
Переходная рыночная экономика
требует осуществления соответствующего
организационного и правового обеспечения.
В комплекс мер по приоритетным направлениям
включается:
- разработка антимонопольного
законодательства, разгосударствление,
приватизация собственности (формируется
многообразие форм собственности);
- развитие конкуренции во всех
сферах экономических отношений (либерализация
цен, ограничение прямого государственного
вмешательства в хозяйственную деятельность
собственников);
- стимулирование предпринимательской
деятельности, наращивание объемов производства
(льготное налогообложение и кредитование)
с целью ликвидации дефицита продукции;
- экономический контроль за
хозяйственной деятельностью (финансовый,
банковский, налоговый) и повышение ответственности
нарушителя (штрафные санкции, лишение
кредитных и налоговых льгот, объявление
банкротом, закрытие предприятия и т. д.).
Поэтому следует создать специальные
институты и рабочие группы по
изучению теневой экономики. Там
должны проводиться многочисленные
исследования, разрабатываться специальные
методики анализа этого явления
с обсуждением на симпозиумах
и конференциях.
Таким образом, комплексное институциональное
решение проблем в сфере совершенствования
экономических отношений занимает
важное место в борьбе с теневой
экономикой и, наряду с использованием
других мер, может обеспечить успех
мероприятий по вытеснению всех ее
проявлений. Данная работа должна подкрепляться
деятельностью государственных
структур, особенно в плане достаточного
финансирования программ противодействия
теневой экономике. Активная деятельность
по вышеперечисленным направлениям
способствует укреплению экономической
безопасности страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, на основании изучения
теоретических особенностей выбранной
темы и теневого сектора Республики
Беларусь были сделаны следующие
выводы:
- Теневой экономикой называют
хозяйственную деятельность, которая
развивается вне государственного учета
и контроля, а потому не отражается в официальной
статистике.
- Среди причин, способствующих
возникновению и распространению теневой
хозяйственной деятельности, не без основания
выделяют экономические кризисы, обычно
сопровождающиеся спадом производства,
инфляцией и ростом цен, падением реальных
доходов, увеличением безработицы и т.
д. Еще одной важной причиной возникновения
и развития теневой экономики является
несоответствие действующего законодательства,
официальных правовых норм некоторым
реально существующим в обществе потребностям
и интересам.
- В состав теневой экономики входят
следующие сегменты: неформальная экономика,
криминальная экономика, фиктивная экономика.
- Теневая экономика имеет два
основных взаимосвязанных признака: противоправная
деятельность в целях получения исключительно
в собственных интересах неконтролируемого
дохода; получение дохода, который полностью
или частично выведен из-под фискального
контроля в целях получения дополнительных
экономических выгод.
- В экономической литературе
условно выделяют три группы субъектов
теневой экономики: сугубо криминальные
элементы, находящиеся на ее вершине, и
их рабочая сила: торговцы наркотиками
и оружием, рэкетиры, бандиты-грабители,
наемные убийцы, сутенеры, проститутки,
коррумпированные представители органов
власти и управления; теневики-хозяйственники
(предприниматели, коммерсанты, банкиры,
мелкие и средние бизнесмены, в том числе
«челноки»); наемные работники физического
и умственного труда, мелкие и средние
государственные служащие, более половины
доходов которых составляют взятки.
- Основными последствиями развития
теневой экономики стали развал, кризис
экономики народного хозяйства, потеря
управляемости, разрушение хозяйственных
связей, спад производства, рост экономической
преступности и ряд других аспектов. В
социальной сфере теневая экономика привела
к резкой дифференциации, расслоению общества
на бедных и богатых, потерявших моральные
и нравственные ориентиры; к ориентации
значительной части общества, в том числе
интеллигенции, на получение дохода любыми
средствами: с использованием служебного
положения, взяточничества, спекуляции,
воровства и др.
- В Беларуси объем теневого
сектора экономики согласно расчетам
НИИ статистики при Минстате не превышает
12% ВВП. В республике проблемами оценки
размеров теневой экономики на протяжении
последних 10 лет занимается Минстат в
рамках разработки национальных счетов.
- В Республике Беларусь можно
вывести ряд особенностей теневой экономики,
отличающих ее от западных стран: воспроизводство
ее структуры вместе, параллельно и в недрах
легальной экономики; упрощенный процесс
сращивания, слияния, кооперирования,
концентрации в теневой экономике, так
как для этих целей используются структуры
и хозяйственные связи легальной экономики;расширения
социальной базы теневой экономики; полулегальная
деятельность в сфере финансовых отношений,
но в рамках закона.
- Количество случаев правонарушений,
совершенных против порядка осуществления
экономической деятельности в Республике
Беларусь с каждым годом сокращается.
Так, в 2012 году по сравнению с 2007 годом
практически на 50 % сократились случаи
незаконной предпринимательской деятельности,
на 66,8 % — уклонения от уплаты налогов,
на 10,7 — контрабанда, на 42,1 % — изготовление,
хранение либо сбыт поддельных денег или
ценных бумаг. Все это свидетельствует
об эффективной борьбе государства с теневым
сектором.
- Наибольшее распространение
теневой оборот в 2012 году получил в таких
сферах как торговля, общественное питание,
а также транспорте и связи: 59.5%, 58.3% и 62.2%
соответственно. Как и в случае с распространением
взяток и откатов, теневой оборот наиболее
часто может наблюдаться на малых предприятиях
с численностью персонала до 50 человек.
- Теневая экономика в Республике
Беларусь «развивается» на почве жесткого
государственного контроля, бюрократической
системы, сложности налогового и связанного
с ним законодательства, а также в условиях
отсутствия широкого круга стимулов для
получения прибыли и отражения ее в полном
объеме.
- Нейтрализация теневой экономики
видится в таких направлениях: безусловное
пресечение теневой криминальной экономической
деятельности; уменьшение последствий
теневой экономики напрямую связано с
изменением мышления представителей государственного
аппарата, всего народа страны, отражение
его в законодательстве; переход к рыночным
структурам требует предоставления каждому
человеку экономической и политической
свободы, свободы социальных, политических
и экономических структур, то есть переход
к цивилизованному обществу с минимумом
запретов.