Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2013 в 19:45, реферат
Инфляция - это обесценение денег, снижение их покупательной способности, дисбаланс спроса и предложения. В буквальном переводе термин «инфляция» (от лат. inflatio) означает «вздутие», т.е. переполнение каналов обращения избыточными бумажными деньгами, не обеспеченными соответствующим ростом товарной массы. Обычно инфляция имеет в своей основе не одну, а несколько взаимосвязанных причин, и проявляется она не только в повышении цен - наряду с открытой, ценовой имеет место скрытая, или подавленная, инфляция, проявляющаяся, прежде всего, в дефиците, ухудшении качества товаров.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Существуют различные методы расчета данного индекса: индекс потребительских цен, индекс цен производителей, индекс-дефлятор ВВП. Эти индексы различаются составом благ, входящих в оцениваемый набор, или корзину. Для того чтобы рассчитать индекс цен, необходимо знать стоимость рыночной корзины в данном (текущем) году и ее же стоимость в базовом году (году, принятом за точку отсчета). Общая формула индекса цен выглядит следующим образом:
, (1.1)
Поскольку уровень (или темп) инфляции показывает, на сколько цены выросли за год, то его можно рассчитать следующим образом:
, (1.2)
где
ИЦ0 — индекс цен предыдущего года (например, 1999);
ИЦ1 — индекс цен текущего года (например, 2000).
В экономической науке
широко применяется понятие
Помимо индекса цен, существуют следующие методы измерения инфляции:
а) индекс расходов на проживание (Cost-of-living Index, COLI) — учитывает баланс повышения доходов и роста расходов. Индекс расходов на проживание используется, чтобы сравнить стоимость поддержания определенного стандарта проживания в различных географических областях. Географическая разница в стоимости проживания может быть измерена с точки зрения ставок паритета покупательной силы валют. Трудовые договоры, пенсионные льготы, и социальное обеспечение государством привязаны к
этому индексу.
б) индекс цены активов: акций, недвижимости, цены заёмного капитала и прочее. Обычно цены на активы растут быстрее цен потребительских товаров и стоимости денег. Поэтому владельцы активов вследствие инфляции только богатеют;
в) паритет покупательной способности национальной валюты и изменение курса валют. Согласно теории о паритете покупательской способности на одну и ту же сумму денег, пересчитанную по текущему курсу в национальные валюты, в разных странах мира невозможно приобрести одно и то же количество товаров и услуг при отсутствии транспортных издержек и ограничений по перевозке. Также под ним может подразумеваться также фиктивный обменный курс двух или нескольких валют, рассчитанный на основе их покупательной способности безотносительно к определенным наборам товаров и услуг.
Если курс валюты А к валюте Б превышает паритетное значение, становится выгодным покупать товары в стране Б и экспортировать их в А. Это увеличивает предложение товаров в стране А, спрос на товары в стране Б, спрос на валюту страны Б и предложение валюты страны А, что ведет к возвращению курсов к паритетному соотношению.