Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:53, курсовая работа
Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как повлиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошибку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения большинства? Почему происходит извращение демократического идеала, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы анализирует теория общественного выбора, относительно новое и перспективное направление западной экономической мысли.
Введение……………………………………………………………………...............
3
Глава 1. Общественный выбор и предпосылки общественного анализа
1.1. Становление теории общественного выбора ………………...……..
1.2. Предпосылки общественного анализа ……………...………….……
4
5
Глава 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
2.1. Характерные черты прямой демократии….………………………….....
7
2.2. Модель медианного избирателя...……………………………………….
1
2.3. Политическая конкуренция.……………………………………………...
1
Глава 3. Общественный выбор в условиях представительной демократии
3.1. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии……………………………………………..……………………………
3.2. Система голосования……………………………………………………..
Глава 4. Теория бюрократии
45
53
4.1. Экономика бюрократии………………………………………….……….
2
4.2. Политико-экономический цикл………………………………….….……
4.3. «Провалы» государства…………………………………………………...
2
4
Заключение…………………………………………………………......…………...
33
Список литературы………………..……………………………
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Самарский Государственный Экономический Университет
Кафедра теоретической экономики и международных экономических отношений
Курсовая работа по институциональной экономике
Тема: Теория общественного выбора
Работа выполнена
студенткой I курса
дневной формы обучения
профиля «Логистика»
Дата защиты:
Оценка:
д.э.н., профессор
Михайлов А.М.
Самара, 2012
Содержание
Введение………………………………………………………… |
3 |
Глава 1. Общественный выбор и предпосылки общественного анализа |
|
1.1. Становление теории общественного выбора ………………...…….. 1.2. Предпосылки общественного анализа ……………...………….…… |
4 5 |
Глава 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии |
|
2.1. Характерные черты прямой демократии….…………………………..... |
7 |
2.2. Модель медианного избирателя...………………………………………. |
1 |
2.3. Политическая конкуренция.……………………………………………. |
1 |
Глава 3. Общественный выбор в условиях представительной демократии 3.1.
Особенности общественного выбора в условиях
представительной демократии……………………………………………..… 3.2.
Система голосования………………………………………………… Глава 4. Теория бюрократии |
45 53 |
4.1. Экономика бюрократии………………………………………….……… |
2 |
4.2. Политико-экономический цикл………………………………….….…… 4.3. «Провалы» государства……………………… |
2 4 |
Заключение…………………………………………………… |
33 |
Список литературы………………..……………………………… |
30 |
Введение
Самое трудное в жизни
— выбор. От него зависит будущее
и человека, и государства. Как
принять правильное решение? Как
повлиять на сограждан, чтобы они
не совершили непоправимую ошибку,
ведь выбор в демократическом
обществе зависит от мнения большинства?
Почему происходит извращение демократического
идеала, а закон перерождается
в произвол? Что необходимо сделать,
чтобы предотвратить
Теория общественного выбора является важной составляющей неоинституциональной экономической теории.
Теория общественного
выбора – это теория, изучающая
различные способы и методы, посредством
которых люди используют правительственные
учреждения в своих собственных
интересах. Объектом анализа изучаемой
теории является общественный выбор
в условиях как прямой, так и
представительной демократии. Поэтому
основными сферами ее анализа
считаются избирательный
Все вышеизложенное и обусловило выбор темы курсовой работы.
Глава 1. Общественный
выбор и предпосылки
Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка, работах математиков XVIII—XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсе, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона. Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг. XX в. Непосредственный импульс теории общественного выбора дали дискуссии 30-40-х гг. о проблемах рыночного социализма и экономики благосостояния (А. Бергсон, П. Самуэльсон). Широкий резонанс в 60-е гг. вызвала книга К. Эрроу «Социальный выбор и индивидуальные ценности», в которой проводилась аналогия между государством и личностью. В противоположность этому подходу, Дж. Бьюкенен и Г. Таллок в книге «Исчисление согласия» проводили аналогию между государством и рынком. Отношения граждан с государством рассматривались при этом согласно принципу «услуга за услугу». Именно эти идеи, получившие дальнейшее развитие в работе Дж. Бьюкенена «Границы свободы», легли в основу теории общественного выбора. Важную роль в ее разработке сыграли также Д. Мюллер, У. Несканен, М. Олсон, Р. Толлисон и др.
Впервые идеи, лежащие в основе теории общественного выбора, были сформулированы в конце XIX века представителями итальянской школы государственных финансов: М. Панталеони, У. Маццола, А. Де Вити де Марко и др. Эти исследователи являлись пионерами использования предельного анализа и теории цены для изучения бюджетного процесса, а также для моделирования спроса и предложения на рынке общественных благ. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах представителей шведской школы экономической науки – К. Викселля и Э. Линдаля, уделявших первостепенное внимание политическим процессам, обеспечивающим определение государственной бюджетной политики.
Разработанные подходы долгое
время оставались практически неизвестными
для исследователей. Вместе с тем
в 1940-50-х годах представления
Дж. Бьюкенен сформулировал три основные предпосылки, на которые опирается теория общественного выбора: методологический индивидуализм, концепция «экономического человека» и анализ политики как процесса обмена.
В условиях ограниченности ресурсов каждый из нас стоит перед выбором одной из имеющихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор. Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей кроме заботы об общественных интересах.
Теория общественного выбора – это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
«Рациональные политики» поддерживают, прежде всего, те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу.
Второй предпосылкой теории общественного выбора является концепция «экономического человека». Человек в рыночной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение его функции полезности. Такое поведение рационально.
Рациональность индивида
имеет в данной теории универсальное
значение. Это означает, что все -
от избирателей до президента - руководствуются
в своей деятельности в первую
очередь экономическим
МВ>МС,
где MB (marginal benefit) – предельные выгоды, МС (marginal cost) – предельные издержки.
Трактовка политики как процесса обмена восходит к диссертации шведского экономиста Кнута Викселля «Новый принцип справедливого налогообложения», написанной в 1896 году. Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ и Бьюкенена. «Политика - пишет он, - есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике - соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому».
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство – это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ к распределению ресурсов, за места на иерархической лестнице. Однако государство – это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты – принимать законы, чиновники – следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Глава 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
2.1. Характерные черты прямой демократии
Прямая демократия – это такая политическая система, при которой каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.
Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она типична для собраний коллективов предприятий и учреждений, работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съездов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов парламента или президента, проведении референдумов. При этом первостепенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип голосования (единогласие, квалифицированное или простое большинство и т.д.), зависит его исход. Поэтому представителей теории общественного выбора интересует основа основ – конституционный выбор, т.е. правила выбора регламента. Конституция – ключевая категория концепции Дж. Бьюкенена. Под термином «конституция» понимается набор заранее согласованных правил, по которым осуществляются последующие действия. Именно от них зависит развитие демократии. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституционный регламент может сделать демократический строй более эффективным и действенным.
Глава 3. Общественный выбор в условиях представительной демократии
3.1. Особенности общественного выбора в условиях представительной демократии
В условиях представительной демократии процесс голосования усложняется. В отличие от частного общественный выбор осуществляется через определенные промежутки времени, ограничен кругом претендентов, каждый из которых предлагает свой пакет программ. Последнее означает, что избиратель лишен возможности выбирать нескольких депутатов: одного — для решения проблем занятости, другого — для борьбы с инфляцией, третьего — по проблемам внешней политики и т. д. Он вынужден избрать одного депутата, позиция которого далеко не полностью совпадает с его пред почтениями. В сфере бизнеса это означало бы покупку товара "с нагрузкой", поэтому избиратель вынужден из многих зол выбирать наименьшее.
Усложняется и процедура голосования. Избирательное право может быть обусловлено имущественным цензом (как в древнем Риме) или цензом оседлости (как в некоторых современных странах Балтии). Для избрания кандидата может требоваться относительное или абсолютное большинство.
Избиратели должны располагать
определенной информацией о предстоящих
выборах. Информация же имеет альтернативную
стоимость. Для ее получения требуются
время или деньги, а чаще и то
и другое. Отнюдь не все избиратели
могут позволить себе значительные
траты, связанные с получением необходимой
информации о предстоящих выборах.
Большинство стремится
Иногда, избиратели просто не участвуют в голосовании. Это свидетельствуют о том, что они не видели пользы от участия в политическом процессе. Такое явление в теории общественного выбора называется рациональным неведением. Существует своеобразный эффект порога – это минимальное значение пользы, которое необходимо превысить, чтобы избиратель участвовал в политическом процессе. Если оно ниже определенной величины, избиратель старается избежать исполнения своего гражданского долга, становясь человеком, для которого типично рациональное неведение.
Представительская демократия обладает рядом несомненных преимуществ. Она с успехом использует выгоды общественного разделения труда. Избранные депутаты специализируются на принятии решений по определенным вопросам. Законодательные собрания организуют и направляют деятельность исполнительной власти, следят за претворением принятых решений в жизнь.
В то же время при представительской демократии возможно принятие решений, не соответствующих интересам и чаяниям большинства населения, весьма далеким от модели медианного избирателя. Создаются предпосылки для принятия решений в интересах узкой группы лиц.