Теория потребительского спроса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2014 в 19:53, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить и проанализировать факторы, составляющие и оказывающие влияние на потребительский спрос. Для этого были поставлены следующие задачи: 1. Последовательно рассмотреть теоретические инструменты потребительского спроса, такие как бюджетная линия, кривая безразличия, эффекты «дохода» и «замещения», кривые влияния цен и дохода на потребление и прочие. 2. На конкретных примерах применить инструменты потребительского спроса и проанализировать закономерности их влияния на выбор потребителя.

Содержание

Введение ……………………………………………….…………………...….3-4
Глава 1. Потребительский спрос
Определение потребительского спроса и общая характеристика спроса…………………………………………………………………...5-9
Группы потребностей …………………………………………..........9-13
Потребность и полезность. Предельная полезность…………..….13-16
Теория полезности и цены……………………………………..........16-18
Глава 2. Потребительский выбор
Условия оптимума потребителя………………………………..…….19-23
Влияния изменения цен на потребителя…………………….………23-25
Глава 3. Потребительское поведение
Эффект дохода и эффект замещения………………………………...26-29
Кривые Энгеля……………………………………………………...…29-34
Формирование потребительского бюджета и потребительской
корзины. ………………………………………………………….… 34-43
Заключение…………………………………………………………….……...…44
Список используемых источников ……………………………….……......46-48

Вложенные файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учрежппррпардение высшего профессионального образования.docx

— 351.90 Кб (Скачать файл)

 

 

Содержание

Введение ……………………………………………….…………………...….3-4

Глава 1.  Потребительский спрос

  • Определение потребительского спроса и общая характеристика спроса…………………………………………………………………...5-9
  • Группы потребностей …………………………………………..........9-13
  • Потребность и полезность. Предельная полезность…………..….13-16
  • Теория полезности и цены……………………………………..........16-18
  • Глава 2.  Потребительский выбор
  • Условия оптимума потребителя………………………………..…….19-23
  • Влияния изменения цен на потребителя…………………….………23-25
  • Глава 3.  Потребительское поведение
  • Эффект дохода и эффект замещения………………………………...26-29
  • Кривые Энгеля……………………………………………………...…29-34
  • Формирование потребительского бюджета и потребительской
  • корзины. ………………………………………………………….… 34-43
  • Заключение…………………………………………………………….……...…44
  • Список используемых источников ……………………………….……......46-48
  • Введение
  •            В процессе своей жизнедеятельности человек должен питаться, одеваться, защищаться от неблагоприятных погодных условий, противостоять и поддерживать свой организм в нормальном состоянии, то есть удовлетворять самые разнообразные свои потребности. Потребности человека практически неутолимы, поскольку всегда существуют ограничения для их полного удовлетворения, такие как земля, труд, капитал.
  •           Поэтому возникает необходимость экономического выбора, необходимость распределять имеющиеся ресурсы таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить собственные потребности. Удовлетворение человеческих потребностей осуществляется путём использования различных благ и ресурсов. Ограниченный ресурс денежного дохода может быть распределен между текущим и будущим потреблением; между товарами длительного пользования и сиюминутного потребления, между малым количеством дорогостоящих и большим количеством дешевых товаров.
  •            Актуальность выбранной темы состоит в том, что проблемы, затронутые в данной теме, имеют огромное практическое значение как для каждого отдельного человека или групп людей, в виде потребителей или производителей, так и для всего мирового сообщества в целом, как единой экономической системы. Цель написания работы: изучение теории потребительского спроса и ее развития на современном этапе. Из цели следуют задачи:
  •            Цель данной работы: выявить и проанализировать факторы, составляющие и оказывающие влияние на потребительский спрос.  
               Для этого были поставлены следующие задачи: 
                               1.    Последовательно рассмотреть теоретические инструменты потребительского спроса, такие как бюджетная линия, кривая безразличия, эффекты «дохода» и «замещения», кривые влияния цен и дохода на потребление и прочие.
  •                          2.   На конкретных примерах применить инструменты потребительского спроса и проанализировать закономерности их влияния на выбор потребителя. 
  •          Объектом исследования является развитие экономики России.
  •           Теоретико-методологической основой курсовой работы послужили научные результаты зарубежных и отечественных исследователей, аннотации международных конференций, статьи ученых экономических наук. Решение поставленных задач опиралось, прежде всего, на концепцию теории потребительского спроса.
  •            Курсовая работа структурно состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников. В первой главе отражены теоретические аспекты потребительского роста,  рассматриваются понятия и даётся общая характеристика, так же рассматривается такое понятие как потребность, группы потребностей, предельная полезность и теория полезности и цены . Во второй главе идет оценка условиям оптимума потребителя. Также анализируется влияние изменения цена на потребителя. Третья глава посвящена анализу потребительского поведения, в данной главе рассматриваются такие теории, как эффект дохода и эффект замещения, кривые Энгеля, в данной главе можно пронаблюдать как формируется потребительский бюджет и потребительская корзина.
  • Глава 1   Потребительский спрос
  • 1.1    Определение потребительского спроса и общая характеристика спроса
  • Потребительский спрос – это величина спроса на предметы потребления в определённый период времени. Увеличение потребительского спроса, то есть увеличение числа «потребительских голосов», проданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли производящей этот продукт. Потребительский спрос играет ключевую роль в решении вопроса о том, что производить, чтобы отрасль была прибыльной.
  • Спрос – это обобщающий термин, описывающий поведение фактических и потенциальных покупателей товара.
  • Спрос (платежеспособный) – это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах.
  • Тот объем конкретного товара, который отдельный покупатель, группа покупателей или общество в целом желают приобрести, называется количеством товара, на который предъявлен спрос (или величиной спроса). Это количество может не совпадать с количеством товара, реально приобретенного покупателем. Величина спроса определяется в рамках конкретного промежутка времени (за день предъявляется спрос на одно количество товара, за месяц или год – на другое) и для определенного числа покупателей.
  •          Количество товара, на которое предъявляется спрос, определяется следующими факторами:
  • ·        цена товара или услуги;
  • ·        вкусы покупателей;
  • ·        доходы потребителей;
  • ·        распределение дохода среди домохозяйств;
  • ·        цена на товары- заменители;
  • ·        общее число покупателей данного товара или услуги;
  • ·        инфляционные ожидания.
  • Кривая спроса – это кривая, которая показывает, по каким ценам в течение выбранного промежутка времени покупатели хотели бы приобрести различные количества товара. Кривая спроса иллюстрирует закон постепенного убывания спроса: если цена какого-либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Эта же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.
  • Кривая спроса может быть вогнутой и выпуклой  (рис 1).
  • Рис. 1. Индивидуальный и рыночный спрос
  • Источник: http://pegas.bsu.edu.ru/file.php/2604/52A379A/i.files/image002.jpg
  • Выпуклая кривая спроса в большей степени соответствует поведению индивидуального потребителя, (абсолютное приращение продаж сокращается, т.к. действует принцип убывающей предельной полезности – полезность каждой дополнительной единицы потребляемого блага сокращается по мере насыщения потребности в данном благе). Следовательно, на величине спроса отдельного индивидуума уже мало будет сказываться снижение цены на товар. Разве что очень значительное снижение цены. Что же касается кривой общего спроса большой массы покупателей с разным уровнем дохода, то она будет иметь вогнутый характер, т.к. если цена будет снижаться, то на рынке данного товара появятся дополнительные покупатели с более низкими доходами, которые  увеличивают спрос на этот товар. А поскольку дифференциация доходов индивидуумов в обществе – явление реальное, то в дальнейшем, если это не будет оговорено особо, кривые спроса любого товара будет иметь вогнутое очертание.
  • Принято различать изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара и при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса. Если же изменятся прочие факторы, то произойдет сдвиг линии спроса вправо или влево. Тогда говорят об изменении функции спроса. Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса. Это означает, что в единицу времени большее количество товара по более высокой цене будет востребовано покупателями. И наоборот, если кривая спроса сдвигается влево и вниз, это свидетельствует об уменьшении спроса. Отметим также, что одному и тому же объему спроса при сдвиге кривой спроса соответствуют разные цены спроса  (рис. 2,3)
  • (Рис. 2, 3). Графики изменение спроса
  • Источник: http://pegas.bsu.edu.ru/file.php/2604/52A379A/i.files/image004.jpg
  • При прочих равных условиях спрос на товар тем больше, чем ниже цена на него (и наоборот). Эта зависимость называется законом спроса.
  • Если прочие факторы, влияющие на объем спроса, принять за неизменные величины, то указанная зависимость приобретет вид функции спроса от цены:
  •                                              Qdx (Px)
  • где Qdx - объем спроса на товар «x»; P- цена товара «x».
  • Функция спроса от цены может задаваться тремя способами:
  • 1.    Табличным
  • (Таблица 1) Функция спроса от цены  
  • P (цена 
    в руб.)
  • Q (объем  
    спроса, в шт.)
  • 5
  • 50
  • 4
  • 60
  • 3
  • 80
  • 2
  • 110
  • 1
  • 160

  •  
  • 2.  Графическим (рис. 4)
  • (рис. 4)  График функция спроса от цены
  • Источник: http://www.inventech.ru/lib/micro/micro-0035
  • 3.  Аналитическим
  • Qdx = a - b·P(например: Qd=7 - 2P)
  • Закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения.
  • Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары (например, цены снижаются, на высвободившиеся деньги можно приобрести дополнительное количество др. товара).
  • Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Снижение цен на яблоки при неизменном уровне цен на другие товары означает их относительное удешевление по сравнению, например, с грушами. Потребитель начнет замещать относительно более дорогие груши покупкой более дешевых яблок, купит их в большем объеме.
  • Ситуации, когда закон спроса не действует:
  •     ·    ажиотажный спрос; эффект Гиффена;
  •     ·    для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, драгоценности, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;
  • при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары.
  •            Таким образом, можно сделать вывод о том, что изучение и прогнозирование потребительского спроса, ведь не зря на сегодняшний день исследование теории потребительского роста является одна из самых изучаемых в экономике нашей страны.         
  • 1.2    Группы потребностей
  •          Согласно теории А. Маслоу существует пять типов потребностей:
  • Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, жилье, отдыхе, сексуальные потребности.
  • Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем.
  • Социальные  потребности — это понятие, включающее чувство принадлежности к чему или кому-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки.
  • Потребности в уважении включают потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.
  • Потребности самовыражения  — в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.
  •               
  • По  теории Маслоу все эти потребности  можно расположить в виде строгой  иерархической структуры, показанной на (рис. 5 )
  • (Рис. 5)
  • Источник: http://newpanker.narod.ru/lj/maslow.jpg
  • Этим он хотел показать, что потребности низших уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. В каждый конкретный момент человек будет стремиться к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной и сильной. Прежде, чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным определяющим фактором поведения человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня.
  • Следует учесть и неоднородность потребителей, проявляющуюся в отношении к товару. Определите, кому вы адресуете свое послание.
  • Потребителю, в высокой степени привязанному к товару (высокая степень вовлеченности). Такой потребитель внимательно следит за рекламой, которая и формирует его отношение к торговой марке.
  • Потребителю, слабо привязанному к товару. Это, как правило, потребители, которые не интересуются рекламной информацией, делают привычные покупки и обычно из любопытства приобретают новую торговую марку. В этом случае перед рекламой ставится задача любым способом привлечь внимание к товару. Эффективность рекламы достигается способом  воздействия. Очень часто, чтобы привлечь внимание такого потребителя, достаточно многократного механического повторения рекламы.
  • Если вы в коммуникации будете говорить о новом товаре, значит, у вас нет лояльных потребителей. Вам придется решать задачу информирования и привлечения внимания. И, кроме того, если вы выпускаете новый продукт, рассмотрите своего потребителя с поведенческой стороны.
  • Одна из наиболее часто используемых классификаций потребителей основана на определении их готовности к приобретению  новой продукции. Согласно этой классификации, существует 5 категорий потребителей:
  •     1) инноваторы; 
        2) рано принимающие новую продукцию; 
        3) рано составляющие большинство потребителей конкретного товара; 
        4) поздно составляющие большинство; 
        5) "опаздывающие".
  • Инноваторами являются первые потребители продукции, составляющие 2,5% целевого рынка. К ним относятся люди, готовые рисковать.
  • Рано принимающие новую продукцию - это те, кто получает удовольствие от лидерства, престижа, кто стремится стать признанным лидером. Эта категория составляет 13,5% целевого рынка.
  • Первая часть массовых покупателей - рано составляющие большинство. Хотя эти потребители и не являются лидерами, они обычно принимают новые идеи раньше среднего человека и образуют 34% целевого рынка.
  • Поздно составляющие большинство образуют также 34% целевого рынка. Это группа людей, обычно скептически относящихся к изменениям и принимающих инновации только после того, как большинство испытает их на себе.
  • "Опаздывающие", составляющие 16% целевого рынка, делают покупку последними. Они обычно внимательно относятся к цене и недоверчивы к любым изменениям, ограничены традиционными к взглядами и консервативны. Таким образом, пройдя все этапы работ по правому крылу бабочки, мы получим портрет нашего потребителя, выявим неудовлетворенные потребности, узнаем его поведенческие характеристики.
  • Определив основные характеристики потребителя, переходим к левому крылу бабочки - к информации о товаре. Начать работу необходимо с осознания УТП  - уникального торгового предложения, или уникальных свойств вашего продукта, о которых вы хотите рассказать своему потребителю. Теория создания  УТП  на протяжении долгого времени считалась наиважнейшим фактором успеха товара.
  •             Таким образом, можно сделать вывод о том, что все потребности можно разделить на различные категории, и от того в какой именно потребности будет нуждаться человек зависят его запросы на рынке, а следовательно спрос потребителя.
  • 1.2  Потребность и полезность. Предельная полезность.
  • Основу  спроса составляют потребности человека. Среди них можно выделить те с которыми связано само существование человека – потребности в пище, одежде, жилище. Наряду с ними имеются другие потребности, которые возникают, изменяются, исчезают вместе с развитием цивилизации, духовным, экономическим и техническим прогрессом. Границы между этими потребностями весьма подвижны. Причем одно и то же благо в одних условиях может быть первичным, в других — второстепенным, в третьих — бесполезным. Все зависит от множества факторов, начиная с природно-климатических и кончая вкусовыми.
  • Для того чтобы правильно распределить свой доход между разнообразными потребностями, потребитель должен иметь какую-то общую основу для их сопоставления. В качестве такой основы в конце ХIХ в. было принято понятие «полезность».
  • Полезность вещи выступает в качестве такого ее свойства, благодаря которому она приобретает статус блага и оказывается вовлеченной в круг интересов индивидуума.
  • Все действия потребителя в конечном счете направлены на то, чтобы максимизировать полезность, которую он может извлечь из своего дохода. Стремясь к этой цели, индивидуум вынужден, опираясь исключительно на свои вкусы и предпочтения, каким-то образом сравнивать между собой различные блага или наборы благ, оценивать их полезность и отбирать те из них, которые в наибольшей мере способствуют решению поставленной задачи.
  • Полезность выражает степень удовлетворения, получаемого субъектом от потребления товара. Различают общую и предельную полезность.
  • Общая полезность (TU) - это удовлетворение, которое субъект получает от потребления общего количества определенного блага. Она характеризует суммарную полезность некоторого количества единиц потребленного блага. Математически общую полезность можно выразить уравнением (1):
  •                     TU = f (Q), (1)
  •     где Q- объем потребления i-го блага в единицу времени.
  • Если предположить, что потребляемое благо разделено на бесконечно малые частицы, то функциональную зависимость между объемом блага и общей полезностью можно представить на графике с помощью кривой линии (рис.6)
  • (Рис. 6) Функциональная зависимость между объемом блага и общей полезностью.
  • Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook102/01/part-004.htm
  • Сумма общих полезностей всех потребляемых конкретным индивидуумом в единицу времени благ дает совокупную полезность.
  • Непрерывное потребление любого блага (потребление в ограниченное время) имеет свой предел: полезность каждой следующей порции потребленного блага оказывается ниже, чем у предыдущей. Поэтому график общей полезности представляет кривую линию, выпуклую вверх. В точке А обеспечивается полное насы<span style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size: 14pt; fo

Информация о работе Теория потребительского спроса