Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Спрос – это количество товаров, которое покупатель хочет купить и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы – 10 рублей за 1 кг, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется поведением покупателей, тогда как объем покупок - как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т.е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и , наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?

Содержание

1.Теория спроса и предложения……………………………………………3 стр.
1.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса……………...3 стр.
1.2. Кривая спроса……………………………………………………………5 стр.
1.3.Неценовые детерминанты спроса……………………………………….6 стр.
2.Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения………………………………………………………………….7 стр.
2.1.Неценовые детерминанты предложения………………………………9 стр.
3. Показатели (индексы) монопольной власти……………………………..10 стр.
3.1. Виды монополии…………………………………………………………13стр.
4. Содержание………………………………………………………………...14 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1.Теория спроса и  предложения……………………………………………3 стр.

1.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса……………...3 стр.

1.2. Кривая спроса……………………………………………………………5 стр.

1.3.Неценовые детерминанты спроса……………………………………….6 стр.

2.Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты      предложения………………………………………………………………….7 стр.

2.1.Неценовые детерминанты предложения………………………………9 стр.

3. Показатели (индексы) монопольной власти……………………………..10 стр.

3.1. Виды монополии…………………………………………………………13стр.

4. Содержание………………………………………………………………...14 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.1. СПРОС. ЗАКОН СПРОСА. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА.

           Спрос – это количество товаров,  которое покупатель хочет купить  и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы – 10 рублей за 1 кг, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется поведением покупателей, тогда как объем покупок  - как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т.е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и , наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?

  1. Чем ниже цена, тем больше склонность людей, ранее покупавших этот товар, купить его еще.
  2. Более низкая цена дает возможность людям, которые ранее не могли позволить себе покупку, приобрести этот товар.

Эти две причины называют эффектом дохода, т.е. снижение цены увеличивает покупательную способность населения. Например, снижение цены на говядину позволяет купить ее больше тем, кто раньше покупал недостаточно, а также дает возможность приобрести ее тем, кто раньше не мог себе этого позволить.

  1. Низкая цена на товар побуждает покупателей уменьшить потребление более дорогостоящих товаров-заменителей.

Эту причины называют еще эффектом замещения. Например, при снижении цены на говядину у покупателей появляется стимул приобретать ее вместо дорогостоящих свинины и телятины и пр.

          Эффект дохода и эффект замещения совмещаются и приводят к тому, что спрос на товар увеличивается при снижении цены на него. Связь между ценой и спросом на любой товар может представлена в виде шкалы спроса на этот товар, которая представляет собой таблицу, отражающую обратную связь между ценой на товар, например на бананы и спросом  на него.(табл.1.)

 

Шкала спроса на бананы.                                                        Таблица 1.

 

Цена за кг, руб.

Недельная потребность  в продукте семьи, состоящей из трех человек, кг

30

0,5

23

1

14

2

8

4


 

          Из таблицы 1 видно, что у  покупателей существуют намерения  приобретать продукт по данной  цене, но не ясно, какая из четырех  возможных цен реально существует на рынке. Спрос при этом должен относиться к определенному отрезку времени – дню, неделе, месяцу, году, иначе нет смысла в сравнительном анализе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

___________________________________________________________________

1. Камаев В.Д. – экономическая теория: Краткий курс/ В.Д.Камаев, М.З.Ильчиков, Т.А.Борисовская.-3-е изд.,стер.-М.:КНОРУС,2008г.

2. Чепурин М.Н., Киселева  Е.А. – курс экономической теории, 2006г.

1.2.КРИВАЯ СПРОСА

      Характерную для закона спроса обратную зависимость между количеством товара, которое потребитель желает и в состоянии купить (Q) по каждой из этих цен (Р) при неизменности прочих факторов, можно показать на графике с помощью кривой спроса (D). Обычно она является убывающей (рис.1)

 

  

 

      Охарактеризуем  кривую спроса:

  1. Любой точке на кривой спроса D соответствуют определенные значения двух переменных: цены (Р) и количества товаров (Q), на которое предъявлен спрос.
  2. Кривая спроса имеет отрицательный наклон, поскольку с ростом цены спрос падает.
  3. Крутизна наклона может быть большей или меньшей, так как у различных товаров спрос неодинаков.
  4. Сам по себе наклон кривой спроса – это графическая иллюстрация закона убывающей предельной полезности. Полезность каждой новой потребленной единицы блага меньше, чем предыдущей, так как происходит насыщение потребности. Поэтом покупать больше товаров потребитель будет только по низкой цене.
  5. Движение вдоль кривой спроса означает изменение величины спроса, т.е. причиной изменения величины спроса является изменение цены на данный товар. Например, цена на услуги парикмахера увеличилась – число клиентов снизилось. Остальные факторы спроса остаются при этом неизменными. Если же эти факторы (неценовые детерминанты) изменяются, то кривая спроса сдвигается, либо влево, если спрос уменьшается, либо вправо, если спрос увеличивается. Тогда мы говорим об изменении спроса, или объема спроса.

 

 

 

 

 

1.3.НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СПРОСА.

    К основным  неценовым детерминантам спроса  относятся:

1. Доходы потребителей. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса. Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости от изменения дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами: увеличение дохода способствует увеличению спроса на мясо, фрукты, ювелирные изделия, автомобили, шубы из натурального меха и т.д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо. На товары низшей категории (маргарин, ношеная одежда, шины, бывшие в употреблении и др.) спрос изменяется в противоположном направлении от изменения дохода. С увеличением дохода спрос на эти товары сокращается. Кривая спроса при этом сдвигается влево.

2. Цены на взаимосвязанные товары. К взаимосвязанным товарам относятся товары взаимозаменяемые (субституты) и взаимоподменяемые (комплементарные товары). Товары называются взаимозаменяемыми, если увеличение цены одного из них ведет к росту спроса на другой. К взаимозаменяемым товарам можно отнести медь-алюминий, сливочное масло-маргарин, говядина-свинина и т.д. В случае повышения цены товара на масло кривая спроса на маргарин сдвигается вправо. Товары  называются взаимодополняемыми, если увеличение  цены одного из них влечет за собой снижение спроса на другой: автомобиль-бензин, кофе в зернах - кофемолка и т.д. Кривая спроса на кофемолку сдвигается влево.

3. Вкусы потребителей. Вкусы и предпочтения потребителей, принятых в обществе, обычаев, образования, моды, рекламы и т.д. При их изменении кривая спроса на отдельные товары может сдвигаться либо вправо, либо влево.

4. Ожидаемые в будущем цены и доходы. Например, спрос на авто в данном месяце может быть выше при любых ценах, если ожидается рост цен в будущем месяце. Кривая спроса на авто  сдвинется вправо.

5. Численность потребителей  на рынке. Увеличение числа  потребителей на рынке обуславливает повышение спроса. Так, повышение рождаемости приводит к увеличению спроса на коляски, товары для детей и т.д. Кривая спроса на эти товары сдвигается вправо.

 

2. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ. НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

         Предложение товара - это количество товара, которое продавцы желают и могут поставить на рынок в течение некоторого периода. По аналогии со спросом, предложение необходимо отличать от объема продаж. Допустим, законодательным путем цена на яблоки была установлена 200руб. за 1 кг. Тогда их предложение было бы очень большим, но так как немногие покупатели согласились бы покупать по такой высокой цене, объем продаж был бы очень маленьким, т.е. предложение определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж – поведением, как продавцов, так и покупателей.

          Сущность закона предложения  состоит в прямой зависимости  между ценой и количеством  предполагаемого товара: с повышением  цены предложение товара возрастает, а со снижением цены – сокращается, так как в случае роста цены производитель получает больший доход.3

        По аналогии со спросом, существует  и шкала предложения, на основе  которой на графике строят  кривую предложения. Обычно она  является возрастающей, т.к. показывает  прямую связь между ценой и количеством предлагаемого товара. (рис.2).При построении кривой предложения, мы также исходим из того, что неценовые факторы, влияющие на предложение, остаются неизменными. Охарактеризуем кривую предложения:

Рис.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Положение и угол наклона кривой определяются главным образом издержками производства товара. Фирмы не будут поставлять товар на рынок, пока цена не перекроет издержки на его производство.4
  2. Кривая имеет положительный наклон (направлена вверх), показывая тем самым, что между ценой и предложением существует прямая связь.
  3. При движении вдоль кривой предложения , например, из точки А в точку В изменяется величина предложения товара, т.е. причиной изменения величины товара служит изменение цены на данный товар. Остальные факторы предложения остаются при этом постоянными. Если же эти факторы изменяются, то кривые предложения сдвигаются либо вправо, если предложение увеличивается либо влево, если предложение уменьшается. Тогда мы говорим об изменении предложения, или объема предложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

__________________________________________________________________

3. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л.- Экономикс,2005г.

4. Маховикова Г.А. –  Микроэкономика. Учебное пособие,2009г.

2.1.НЕЦЕНОВЫЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

    К основным  неценовым детерминантам предложения  относятся:

1. Цены на ресурсы.  Снижение цен на ресурсы уменьшает  издержки производства на единицу  продукции и тем самым увеличивает  доходы производителя. Кривая  предложения сдвигается вправо.

2. Технология производства. Любое усовершенствование технологии  создает возможности для удешевления производства продукции, т.к. издержки на производство единицы продукции снижаются, а это, приводит к увеличению предложения. Кривая S сдвигается вправо.

3. Налоги и дотации.  Повышение налогов приводит к  увеличению издержек на производство единицы продукции, а значит, к уменьшению предложения товаров. Кривая предложения сдвигается влево. Увеличений дотаций, наоборот, сдвигает кривую предложения вправо, т.е. предложение увеличивается.

4. Цены на другие  товары, выпускаемые той же фирмой. Фирма, выпускающая два вида товаров, сократит производство одного, если повышается цена на другой товар. Кривая предложения сдвинется влево.

5. Ожидания изменения  цен. Производители могут ожидать изменении е цен в будущем, и это в свою очередь может повлиять на их желание поставлять товары в настоящее время двояким образом:

* ожидание повышения  цен на дорогостоящие товары, например, автомобили, может существенно  сократить их предложение в  данный момент.

* ожидание повышения  цен в обрабатывающей промышленности может побудить фирмы расширить производство этой продукции уже сегодня. Кривая предложения сдвинется вправо.

6. Число продавцов  на рынке. Чем больше продавцов  на рынке, тем больше предложения  товаров. Кривая предложения сдвигается вправо.

7. Прочие. К ним относится увеличение спроса под влиянием роста доходов, рекламы и др. маркетинговых мероприятий.

 

 

 

3. ПОКАЗАТЕЛИ МОНОПОЛЬНОЙ ВЛАСТИ

         Монополия-тип рыночной  структуры, при которой действует только один продавец и множество покупателей. Если же рынок характеризуется наличием только одного покупателя и множества продавцов, то это-монопсония. Монопсонистом может быть государство, которое является единственным покупателем некоторых видов вооружений или труда офицеров. Рассмотрим модель простой монополии, и предположим, что не существует диверсификации цен - продажи разным потребителям продукции по разной цене, монополист всю свою продукцию продает по единой цене.5

          К основным признакам монополии  следует отнести следующее:

1. На рынке действует только одна фирма, производящая данный продукт. Следовательно, поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом.

2. Монополист производит  уникальный продукт, не имеющий  заменителей. Покупатели либо  покупают его, либо обходятся  без него.

3. Фирма-монополист воздействует  на рыночную цену. Кривая спроса  у монополиста имеет отрицательный  наклон. Монополист «ищет» ту  цену, которая принесет ему максимальную  прибыль. Поэтому его называют  «искателем цены», или «диктующим  цену».

4. Вступление в отрасль заблокировано, т.е. существуют экономические, технические, юридические и другие барьеры для входа в отрасль.

5. Имеются ограничения  в доступности информации, например, технологические, когда фирма  держит в секрете технологию  производства своей продукции.

           Если фирма может назначить  цену выше, чем предельные издержки  и тем самым получить дополнительную  прибыль, то это означает, что  данная фирма обладает монопольной  властью; ее имеют монополисты,  олигополисты и монополистические  конкуренты. Способом измерения монопольной власти является величина, на которую цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот способ определения монопольной власти был предложен в 1934г. американским экономистом  Абба Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера, или коэффициент Лернера:

Информация о работе Теория спроса и предложения