Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 09:47, контрольная работа

Краткое описание

Спрос – это количество товаров, которое покупатель хочет купить и может купить за определенный период времени (платежеспособная потребность). Объем спроса, или спрос надо отличать от объема покупок. Если, например, законодательным путем устанавливается цена на бананы – 10 рублей за 1 кг, то спрос будет очень высоким. Однако очень мало продавцов захотело бы продавать бананы по такой цене. Поэтому фактический объем покупок оказался бы очень маленьким. Таким образом, объем спроса определяется поведением покупателей, тогда как объем покупок - как покупателями, так и продавцами. Сущность закона спроса состоит в обратной зависимости между ценой товара и спросом на него при прочих равных условиях, т.е. спрос на товар увеличивается, когда цена на него падает, и , наоборот, спрос на товар уменьшается, когда цена на него растет. Каковы же причины существования обратной связи между ценой и спросом?

Содержание

1.Теория спроса и предложения……………………………………………3 стр.
1.1. Спрос. Закон спроса. Неценовые детерминанты спроса……………...3 стр.
1.2. Кривая спроса……………………………………………………………5 стр.
1.3.Неценовые детерминанты спроса……………………………………….6 стр.
2.Предложение. Закон предложения. Неценовые детерминанты предложения………………………………………………………………….7 стр.
2.1.Неценовые детерминанты предложения………………………………9 стр.
3. Показатели (индексы) монопольной власти……………………………..10 стр.
3.1. Виды монополии…………………………………………………………13стр.
4. Содержание………………………………………………………………...14 стр.

Вложенные файлы: 1 файл

микроэкономика.doc

— 87.00 Кб (Скачать файл)

 

 

      Значение коэффициента Лернера находится в диапазоне от нуля до единицы, т.е. чем он выше, тем большей монопольной властью обладает фирма. Коэффициент Лернера можно выразить и через коэффициент эластичности спроса по цене т.е.

 

 

 

     При этом  важно помнить, что большая  монопольная власть не гарантирует  высоких прибылей. У небольших  продовольственных магазинов. Работающих  в ночное время, больше монопольной  власти, чем у супермаркетов, но прибыли у них меньше, т.к. объем реализации значительно ниже, а средние постоянные издержки выше, чем у универсамов.6

Каковы же источники  монопольной власти? К основным источникам монопольной власти относятся:

  1. Эластичность рыночного спроса. Кривая спроса монополиста совпадает с кривой рыночного спроса. Тогда эластичность спроса фирмы и эластичность рыночного спроса совпадут. В случае же, когда в отрасли  действуют несколько фирм, эластичность рыночного спроса устанавливает нижний предел для эластичности каждой фирмы, т.е. эластичность спроса по цене любой фирмы в отрасли не может быть меньше, чем эластичность рыночного спроса.
  2. Количество фирм на рынке. Монопольная власть каждой фирмы отрасли снижается по мере того, как увеличивается количество фирм на рынке. Ведь чем больше конкурентов, тем более эластичен будет спрос фирмы.
  3. Взаимодействие между фирмами:
  • в случае агрессивной ценовой конкуренции фирмы обладают минимальной монопольной властью. Спрос на их продукцию очень эластичен: любое повышение цены приведет к потере покупателей;
  • в случае сговора, что во многих странах считается нарушением антимонопольного законодательства, эластичность спроса может быть невысокой, и тогда фирмы будут обладать большей монопольной властью.

     Известно, что власть монополии способствует неэффективному распределению ресурсов. Замена конкуренции монополией приводит к повышению цены и сокращению выпуска продукции, вследствие чего возникают социальные издержки, т.е. монопольное равновесие не является эффективным с точки зрения общества. Однако в некоторых случаях, когда монополия является естественной, она будет единственно-эффективной.7

      Мы рассмотрели  простую модель монополии, предполагая,  что всю продукцию монополист  продает по одинаковым ценам.  Но монополии могут назначать различные цены для разных категорий покупателей. Например, в музеях устанавливается низкая стоимость билета для школьников, студентов, пенсионеров и очень высокая для иностранцев.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

____________________________________________________________________

5. Тюрина А.Д. – Микроэкономика  – Конспект лекций, 2008г.

6. Гальперин В.М., Игнатьев  С.М. – Микроэкономика С.Пб-:Экономическая  школа,2007г.

7. Н.И. Базылев, С.П.  Гурко. - Мн.: БГЭУ, Экономическая теория: Учебник. 2009г

 

3.1. ВИДЫ МОНОПОЛИИ

  Различают следующие виды монополии:

  1. Естественная монополия. Отрасль является единственной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии – экономия от масштаба производства. В качестве примера естественных монополий можно привести «Газпром», РАО «ЕЭС», железные дороги и др. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами.
  2. Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов и лицензий (например, право на торговлю оружием или телевещание)
  3. Открытая монополия. Открытыми монополиями часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукций. Но с течение времени на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.

     Некоторые  фирмы могут одновременно относится  как к естественной  монополии,  так и к закрытой монополии:  например, фирма, имеющая как государственную  лицензию, так и эффект экономии  от масштаба производства.

В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой. Естественная монополия станет открытой, если  в корне изменится технология производства и эффект экономии от масштаба будет сведен на «нет».

 

 

 

 

 

 

 

4.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Камаев В.Д. – экономическая  теория: Краткий курс/ В.Д.Камаев, М.З.Ильчиков, Т.А.Борисовская.-3-е изд.,стер.-М.:КНОРУС,2008г.

2. Чепурин М.Н., Киселева  Е.А. – курс экономической теории, 2006г.

3. Кэмпбелл Р., Макконнелл, Стэнли Л.- Экономикс,2005г.

4. Маховикова Г.А. –  Микроэкономика. Учебное пособие,2009г.

5. Тюрина А.Д. – Микроэкономика  – Конспект лекций, 2008г.

6. Гальперин В.М., Игнатьев  С.М. – Микроэкономика С.Пб-:Экономическая школа,2007г.

7. Н.И. Базылев, С.П. Гурко. - Мн.: БГЭУ, Экономическая теория: Учебник. 2009г

8. Яковлева М.А. Микроэкономика.:М.-2006г.




Информация о работе Теория спроса и предложения