Теория спроса и предложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 12:43, реферат

Краткое описание

Рассматривая модель спроса для одного товара можно выяснить различия цен и объёма производства отдельных товаров и услуг, также, почему равновесные цены и равновесные объёмы отдельных товаров в разные периоды отличаются. Однако модель спроса для одного товара оставляет без ответа несколько важных экономических вопросов. Например, такие как почему общий уровень цен остаётся относительно постоянный в одни периоды, и резко повышаются в другие, почему цены вообще повышаются или понижаются.

Содержание

Введение 2
Спрос, предложение и равновесная цена 3
Издержки фирмы в краткосрочном периоде 98
Издержки фирмы в долгосрочном периоде 11
Заключение 12
Список использованной литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

теория спроса и пред-я док.doc

— 99.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Спрос –  важнейшая  составляющая  рыночного процесса.

От  правильного  определения  уровня  спроса  зависит  эффективная  деятельность  предприятия  и  экономики государства в целом.

Рассматривая  модель  спроса для  одного  товара  можно  выяснить различия  цен  и  объёма  производства  отдельных  товаров  и  услуг,  также,  почему  равновесные  цены  и  равновесные  объёмы  отдельных товаров  в  разные  периоды  отличаются.

Однако  модель  спроса   для  одного  товара  оставляет  без  ответа несколько  важных  экономических  вопросов.  Например,  такие  как почему  общий  уровень  цен  остаётся  относительно  постоянный  в  одни периоды,  и  резко  повышаются  в  другие,  почему  цены  вообще повышаются  или  понижаются.

Чтобы  ответить  на  эти  и  другие  вопросы  необходимо  объединить отдельные  рынки  страны  в  единый  общий  рынок,  т. е.  объединение всех  цен  на  отдельные  товары  и  услуги,  а также объединение всего равновесного  количества  товаров в реальный  объём национального производства.

Рынок —  это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков)  отдельных товаров и услуг. Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными —  на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения. Формирование целей производственной деятельности ставит перед производителем еще до начала этой деятельности извечные вопросы: для кого производить продукцию, какими потребительскими свойствами она должна обладать, когда нужна эта продукция потребителю, сколько нужно произвести данной продукции. При таком подходе производитель, до того как он начнет проектно-конструкторские работы, выбор технологий, организацию производства и сбыт продукции, вынужден получить точные ответы на поставленные вопросы.

В  литературе   западных  стран  этот  вопрос  показан  в  достаточной степени.

В  отечественной  же  литературе  спрос  как  таковой  до  начала демократических  преобразований  не  рассматривался,  поэтому отечественных  общедоступных  книг  по  этому  вопросу  до  последнего времени  практически  не  было.

Спрос, предложение и равновесная цена

 

     Рынок – это косвенное, опосредованная взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. ,т.е.рынок – основа рыночной экономики.

 

Спрос

Спрос — это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене.

 Закон спроса звучит следующим  образом: количество товара, на  которое предъявлен спрос, возрастает при снижении цены и сокращается при повышении цены.

     Каждая точка графика представляет собой конкретную цену и соответствующее количество продукта, которое потребитель решил купить по данной цене. График отражает все возможные варианты соотношения цены и величины спроса в своих приделах. Закон спроса находит отражение в нисходящем направлении кривой спроса. График позволяет четко представить определенную связь цены и спроса, а также манипулировать различными ее комбинациями.

 

Изменение спроса.

     Цена служит самым важным фактором, влияющим на количество покупок и продаж любого продукта, однако есть и другие факторы, которые влияют на покупки. Они именуются неценовыми факторами. Когда они  изменяются, происходит сдвиг кривой спроса. Поэтому их также называют факторами изменения спроса. Изменение одного из факторов изменяет положение кривой спроса. Если потребители обнаруживают желание и способность покупать большее количество данного товара по каждой из возможных цен, то произошло увеличение спроса и кривая спроса сместилась вправо. Уменьшение спроса происходит тогда, когда из-за изменения одного фактора (или более) потребители покупают меньшее количество продукта по каждой из возможных цен, это влечет сокращение спроса и смещение кривой спроса влево.

     Рассмотрим влияние неценовых факторов:

  1. Потребительские вкусы. Благоприятное для данного продукта изменение потребительских вкусов или предпочтений, вызванное рекламой или изменением моды, будет означать, что спрос возрос по каждой цене. Неблагоприятные перемены в предпочтениях потребителей вызовут уменьшение спроса и смещение кривой спроса влево. Технологические изменения в виде проявления нового продукта способны привести к изменению потребительских вкусов. Например, если физическое здоровье становится все более популярным, это повышает спрос на кроссовки и велосипеды.
  2. Число  покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей обуславливает повышение спроса. А уменьшение числа потребителей находит отражение в сокращении спроса. Например, японцы сокращают импортные квоты на американское телекоммуникационное оборудование, тем  самым, повышая спрос на такое оборудование; снижение уровня рождаемости уменьшает спрос на образование.
  3. Доход. Воздействие спрос изменения денежного дохода  более сложно. В отношении большинства товаров повышение дохода приводит к увеличению спроса.

     Товары, спрос на которые изменяется в прямой зависимости с изменением денежного дохода, называются товарами высшей категории, или нормальными товарами.

     Товары, спрос на которые изменяется в противоположном направлении, то есть возрастает при снижении доходов, называются товарами низшей категории. Например, увеличение доходов повышает спрос на такие нормальные товары, как сливочное масло, филе, и снижает спрос на такие товары низшей категории, как маргарин,  ношенная одежда.

  1. Цены на сопряженные товары. Приведет ли изменение цены на сопряженный товар к повышению или снижению спроса на рассматриваемый продукт, зависит от того, является ли этот родственный товар заменителем  продукта (взаимозаменяемым товаром) или сопутствующим ему (взаимодополняющим товаром). Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Многие пары товаров являются независимыми, самостоятельными товарами, изменение цены на один очень мало повлияет или вовсе не повлияет на спрос на другой. Например, снижение тарифов на пассажирские авиаперевозки сокращает спрос на поездки автобусным транспортом (взаимозаменяемые товары); сокращение цены на видеомагнитофоны повышает спрос на видеокассеты.
  2. Ожидание. Потребительские ожидания относительно будущих цен на товары, наличие товаров и будущего дохода способны изменить спрос. Ожидание падения цен и снижения доходов  ведет к сокращению текущего спроса на товары. Обратное утверждение также верно. Например, неблагоприятная погода в Южной Америке порождает ожидания в будущем более высоких цен на кофе и тем самым повышает текущий спрос на него.

 

Предложение

Предложение - это совокупность товаров, предложенных продавцами (производителями).

Закон предложения говорит о  том, что с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение.

                         

 

Кривая предложения  S показывает, какое количество товара и по какой цене производителя могут продать на рынке. Кривая поднимается вверх, потому что, чем выше цена, тем большее число фирм имеет возможность производить и продавать товар. Например, более высокая цена дает возможность существующим фирмам расширить объем производства в короткий промежуток времени за счет привлечения дополнительной рабочей силы или сверхурочных работ, а в длительный промежуток времени – за счет экстенсивного развития самого производства. Более высокая цена может также привлечь на рынок новые фирмы, у которых еще высоки издержки производства и продукция которых при низких ценах является нерентабельной.


Так же, как и спрос, предложение может меняться под воздействием различных неценовых факторов. Ниже они приведены:

  1. Цены на ресурсы. Существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за дополнительные единицы продукта фирма должна установить более высокие цены, поскольку производство этих дополнительных единиц требует больших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Например, если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, то есть сместит кривую предложения влево.
  2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение. Например, недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Следствием указанного открытия станет существенное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.
  3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.
  4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта.
  5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта.
  6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы, чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

 

Поскольку главным фактором, который влияет на изменение товаров  на рынке является изменение издержек фирмы, то я рассмотрю далее изменение издержек фирмы в краткосрочном периоде.

Издержки фирмы в краткосрочном периоде

 

 В краткосрочный  период некоторые факторы производства остаются неизменными, хотя остальные могут изменяться для того, чтобы увеличить выпуск продукции. Чтобы понять, какие издержки существуют и каких, в зависимости от них изменяется предложение, нужно понять, какие есть издержки производства.

Общие издержки (ТС) на производство какого-либо товара состоят из двух компонентов: постоянных (FC), которые фирма несет независимо от объема выпуска продукции, и переменных (VC), которые меняются вместе с объемом выпуска продукции. Постоянные издержки могут включать расходы по содержанию завода, страховке и, возможно, по привлечению минимального количества работающих.  Эти расходы останутся одинаковыми независимо от того, сколько производит фирма. Переменные издержки включают расходы на заработную плату и сырье – они растут по мере роста выпуска продукции.

     Постоянные  издержки могут контролироваться  на долговременном этапе, но они не меняются при изменении выпуска продукции в короткие промежутки времени (эти издержки оплачиваются даже тогда, когда продукция вообще не выпускается). Постоянные издержки являются, следовательно, неотъемлемой частью процесса принятия управленческих решений.

Чтобы решить, сколько  выпускать продукции, руководителям фирм необходимо знать, как возрастут переменные издержки с изменением выпуска продукции. Для этого необходимо разработать некоторые дополнительные критерии измерения издержек.

На рисунке выше показаны кривая переменных затрат, кривая постоянных затрат и кривая общих затрат. Кривая переменных затрат сначала возрастает быстро, потом ее рост замедляется. Это замедление объясняется эффектом экономии от масштаба производства.

Предельные, или маржинальные, издержки (МС). Предельные издержки (иногда их называют приростными) представляют собой прирост издержек в результате производства одной дополнительной единицы продукции. Так как постоянные издержки не меняются с изменением объема выпуска продукции фирмы, предельные издержки определяются ростом лишь переменных издержек в результате выпуска дополнительной единицы продукции. Следовательно, мы можем записать предельные издержки как

МС = DVC/DQ.

Предельные издержки показывают, во сколько обойдется фирме увеличение объема выпуска продукции на одну единицу.

Информация о работе Теория спроса и предложения