Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).

Содержание

Введение 3
1.Австрийская школа маржинализма 4
2.Кембриджская школа маржинализма 9
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине «История экономических учений»

На тему: «Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва, 2012 

Содержание

Введение                                                                                                         3

1.Австрийская школа маржинализма                                                          4   

2.Кембриджская школа маржинализма               9 

Заключение                   12

Список литературы         14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение  в экономической теории, возникшее  во второй половине 19 века.

Основная идея маржинализма - исследование предельных экономических  величин как взаимосвязанных  явлений экономической системы  в масштабе фирмы, отрасли, а также  в масштабе всего народного хозяйства. В данном контексте современный  маржинализм включает в себя ныне и неоклассическую и кейнсианскую экономические концепции, а экономика  впервые стала наукой, которая  изучает взаимосвязь между данными  целями и данными ограниченными  средствами, имеющие альтернативные возможности использования. При  этом следует иметь в виду, что  альтернативная возможность предполагает использование ресурсов и затрат времени только для достижения какой-либо одной цели.

Маржинализм основывается на анализе экономического поведения  хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар  от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела  функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).

Основные маржиналистские  концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных  теориях спроса, фирмы, цены, рыночного  равновесия.

 

1.Австрийская  школа маржинализма

Основателем австрийской  школы считается К.Менгер (1840 - 1921гг.), профессор Венского университета. Он сформулировал главные положения  теории предельной полезности на основе описания индивидуальных актов обмена. Ф.Визер развил идеи Менгера, используя  принцип предельной полезности для  оценки стоимости издержек производства. Самым видным представителем австрийской  школы признан Е.Бем-Баверк - профессор  Венского университета, который дал  наиболее полный вариант теории предельной полезности, обогатив ее маржиналистской  концепцией процента.

Важнейшую роль в теоретических  построениях австрийской школы  играет субъективно - психологический  подход. В противовес марксисткой  теории трудовой стоимости австрийцы  применили оригинальную теорию стоимости. Согласной этой концепции, в основании  цены товара (блага), лежит не стоимость, определяемая затратами труда, не потребительская  стоимость или полезность самого товара (блага). Цена зависит исключительно  от субъективных оценок данной полезности, точнее, предельной полезности, которые  формируются участниками экономического процесса. Под предельной полезностью  здесь понимается субъективная оценка какого - либо индивидуума последней  единицы наличного запаса определенного  потребительского блага.

При разработке теории предельной полезности австрийцы использовали уже имевшиеся в научном обороте  определения стоимости через  полезность вещи (определения потребительской  стоимости). В частности, это законы, сформулированные в середине XIX в. Г.Госсеном и опиравшиеся на «гедонистическую»  концепцию. Госсен утверждал, что по мере удовлетворения данной потребности  падает наслаждение от потребления  каждой последующей единицы потребляемых благ, а следовательно, и ее полезность.

Менгер первым изложил  теорию предельной полезности и попытался  вскрыть зависимость полезности от редкости предметов потребления. Обозначив в качестве исходного  пункта анализа человеческие потребности, он утверждал, что предельная полезность некоего блага определяется двумя  факторами: интенсивностью индивидуальной потребности и редкостью конкретного  блага.

Следовательно, чем выше интенсивность потребности, тем  выше оценка индивидуумом данного блага  и предельная полезность последнего, и наоборот. Объем запаса блага  действует в прямо противоположном  направлении. Если он увеличивается, то при данной (фиксированной) интенсивности  потребности предельная полезность блага уменьшается, и наоборот. Он утверждал, что истинным исходным пунктом  исследования являются человеческие потребности. Эти потребности Менгер определял  как разновидность неудовлетворённых  желаний или неприятных ощущений, которые проистекают из нарушения  своеобразного физиологического равновесия. Далее он утверждал, что при ограниченности ресурсов перед индивидом возникает  проблема, как наилучшим образом  распределить свои средства для удовлетворения потребностей. Для ответа на этот вопрос он построил схему (Приложение 1), в которой  римскими цифрами обозначал потребности  человека в различных предметах  от I до X в зависимости от их значения для благополучия субъекта, от насущной к наименее важной. Арабские цифры  должны в этой таблице показывать, как хозяйствующий субъект расценивает  первую, вторую и т. д. единицы блага, удовлетворяющего ту или иную потребность.

Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I - в зерне, самая важная потребность. Потребность V - в напитках. Если человек  имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.

К. Менгер при решении  проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады  и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров  на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет  зависеть от спроса, а изменение  последнего - от предельной полезности этих благ.

Несколько отличную концепцию  ценообразования сформулировал  Бем-Баверк. В попытке преодолеть противоречивость позиции Менгера  он стал различать субъективную и  объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя, максимальная граница  изменений рыночной цены какого - либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти  за установленный предел она не может, т.к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения  хозяйствующего субъекта. Нижняя минимальная  граница цены определяется через  субъективную оценку полезности данного  товара его продавцом.

Логический переход австрийцев к анализу денежной формы обмена внес дополнительные противоречия. По существу, рассуждения австрийцев приводили  к заключению: предельные полезности, объясняющие цены, сами зависят от последних. В большей степени  это касается предельной полезности самих денег; ведь количество благ, купленных на одну денежную единицу, явно определяется их ценами. Главным  недостатком теоретических построений австрийской школы при определении  ценности было полное абстрагирование  от производства, одного из решающих факторов образования стоимости, и от труда - основного его источника.

Игнорируя при разработке теории предельной полезности анализ процесса производства и труда, представители  австрийской школы вынуждены  были все-таки исследовать издержки производства, которые учитываются  каждым предпринимателем в реальной жизни. Поэтому возникла теория производительных благ; в основном она представлена работами Ф.Визера. в них предпринята  попытка психологизировать издержки производства, объясняя их с позиций  своеобразной полезности.

Визер утверждал, что все  блага можно разделить на потребительские, т.е. удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым  он относил средства производства и  труд. Индивидуумы не способны оценить  полезность далеких от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских  благ (товаров).

Выделив наименьшую предельную полезность из суммы потребительских  благ, которые созданы определенным производственным благом, Визер назвал ее предельным продуктом. Используя  данное понятие, Визер сформулировал  закон: предельная полезность предельного  продукта обуславливает цену производительного  блага, которое пошло на его изготовление, и соответствующую часть издержек производства, которые определяют предельные полезности других, непредельных потребительских продуктов, произведенных из указанного блага (закон Визера).

Таким образом, если ранее  австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой  операции потребовалось применение абстракции второго порядка - предельная полезность предельного потребительского блага.

Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли. Честь создания субъективно - психологической  концепции прибыли принадлежит  Бем-Баверку. В работе «Капитал и  прибыль» он противопоставил свою теорию процента марксовой теории прибавочной  стоимости. Бем-Баверк выдвинул идею, что  для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник  денежного капитала, определенное благо  имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание  в перспективе запаса данного  блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага  в будущем по сравнению с настоящим.

Идеи австрийской школы  получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с  действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.

 

 

 

 

2. Кембриджская школа маржинализма

Конец XIX в. - начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации  капиталистического производства. Эти  явления вызвали существенные изменения  в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали  экономисты. Теория кембриджской школы  представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.

Наибольший вклад в  теорию внес профессор Кембриджского  университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ  как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др.

Особую популярность ученому  принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы  и обобщены положения пострикардианской  политической экономии, австрийской  школы и других течений экономической  мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической  науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.

По сути, Маршалл поставил задачу создания синтетической теории стоимости на основе различных теорий, что нашло поддержку, как у  сторонников неоклассического направления, так и у его противников.

Маршалл в целом принимал методологическую систему маржинализма, особенно ее нейтральный, деидеологизированный подход к экономике, внеисторическое  ее понимание.

Так возник аналитический  метод Маршалла, впоследствии названный  теорией частичного равновесия. Согласно этой теории, в каждой отдельной  ситуации исследователь должен принимать  постоянными все элементы, кроме  одного, анализируя изменения последнего. Благодаря Маршаллу начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым разрабатывать практические, конкретные проблемы рынка.

Центральное место в творчестве Маршалла и его школы занимает рыночный механизм формирования цен. Исходным пунктом теории Маршалла стал постулат: ни спрос, ни предложение не имеют  приоритета с точки зрения определения  цен, а являются равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. В частности, Маршалл констатировал  рост спроса при падении цен и  уменьшении спроса при их увеличении. Устойчивая цена (цена равновесия) устанавливается  в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос уравновешивается предложением. Цена же спроса определяется полезностью товара, которая представляет собой максимальную цену, что покупатель готов платить за товар. Движение спроса определяется убывающим характером роли спроса и др. причинами.

Информация о работе Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории