Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:30, контрольная работа
Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).
Введение 3
1.Австрийская школа маржинализма 4
2.Кембриджская школа маржинализма 9
Заключение 12
Список литературы 14
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
Контрольная работа по дисциплине «История экономических учений»
На тему: «Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории.»
Москва, 2012
Содержание
Введение
1.Австрийская школа маржинализма
2.Кембриджская школа
Заключение 12
Список литературы 14
Введение
Маржинализм (от английского marginal - предельный, крайний) - это течение в экономической теории, возникшее во второй половине 19 века.
Основная идея маржинализма
- исследование предельных экономических
величин как взаимосвязанных
явлений экономической системы
в масштабе фирмы, отрасли, а также
в масштабе всего народного хозяйства.
В данном контексте современный
маржинализм включает в себя ныне
и неоклассическую и
Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).
Основные маржиналистские концепции (предельная полезность, предельная норма замещения, предельная производительность, предельная эффективность капитала и др.) используются в современных теориях спроса, фирмы, цены, рыночного равновесия.
1.Австрийская школа маржинализма
Основателем австрийской
школы считается К.Менгер (1840 - 1921гг.),
профессор Венского университета. Он
сформулировал главные
Важнейшую роль в теоретических
построениях австрийской школы
играет субъективно - психологический
подход. В противовес марксисткой
теории трудовой стоимости австрийцы
применили оригинальную теорию стоимости.
Согласной этой концепции, в основании
цены товара (блага), лежит не стоимость,
определяемая затратами труда, не потребительская
стоимость или полезность самого
товара (блага). Цена зависит исключительно
от субъективных оценок данной полезности,
точнее, предельной полезности, которые
формируются участниками
При разработке теории предельной
полезности австрийцы использовали
уже имевшиеся в научном
Менгер первым изложил
теорию предельной полезности и попытался
вскрыть зависимость полезности
от редкости предметов потребления.
Обозначив в качестве исходного
пункта анализа человеческие потребности,
он утверждал, что предельная полезность
некоего блага определяется двумя
факторами: интенсивностью индивидуальной
потребности и редкостью
Следовательно, чем выше
интенсивность потребности, тем
выше оценка индивидуумом данного блага
и предельная полезность последнего,
и наоборот. Объем запаса блага
действует в прямо
Менгер, поясняя свою таблицу, сравнивал потребности I и V. Потребность I - в зерне, самая важная потребность. Потребность V - в напитках. Если человек имеет запас зерна в 3 мешка, то предельная полезность зерна по схеме будет равна 8 единицам, а предельная полезность вина при наличии трёх бутылей у этого человека будет равна 4 единицам. Если человек имеет 5 мешков зерна, то его (зерна) предельная полезность будет оцениваться ниже - в 6 единиц, а пятая бутыль будет иметь предельную (или наименее важную) полезность 2 единицы. Чтобы объяснить, как сама предельная полезность влияет на установление цен, Менгер рассматривал рынок с фиксированным предложением товара. Сама постановка вопроса о влиянии спроса на цены товаров вполне правомерна. Его решение интересовало экономистов не только во времена Менгера. И по сей день идут дискуссии о степени воздействия спроса на ценообразование и методах исчисления этого воздействия.
К. Менгер при решении проблем цены (которой он подменил стоимость) опирался на метод робинзонады и исследовал поведение индивида, поступки которого подчинены поиску наибольшей выгоды, или рациональной психологии. Предложение товаров на рынке он объявил неизменным, считая, что в этих условиях ценность того или иного блага будет зависеть от спроса, а изменение последнего - от предельной полезности этих благ.
Несколько отличную концепцию ценообразования сформулировал Бем-Баверк. В попытке преодолеть противоречивость позиции Менгера он стал различать субъективную и объективную стоимости. Субъективная стоимость представляет собой личную оценку товара продавцом и потребителем. Причем верхняя, максимальная граница изменений рыночной цены какого - либо товара зависит от субъективной оценки его полезности покупателем. Перейти за установленный предел она не может, т.к. покупатель тем самым подорвет свое благосостояние, что противоречит принципу рационального поведения хозяйствующего субъекта. Нижняя минимальная граница цены определяется через субъективную оценку полезности данного товара его продавцом.
Логический переход австрийцев
к анализу денежной формы обмена
внес дополнительные противоречия. По
существу, рассуждения австрийцев приводили
к заключению: предельные полезности,
объясняющие цены, сами зависят от
последних. В большей степени
это касается предельной полезности
самих денег; ведь количество благ,
купленных на одну денежную единицу,
явно определяется их ценами. Главным
недостатком теоретических
Игнорируя при разработке
теории предельной полезности анализ
процесса производства и труда, представители
австрийской школы вынуждены
были все-таки исследовать издержки
производства, которые учитываются
каждым предпринимателем в реальной
жизни. Поэтому возникла теория производительных
благ; в основном она представлена
работами Ф.Визера. в них предпринята
попытка психологизировать
Визер утверждал, что все блага можно разделить на потребительские, т.е. удовлетворяющие личные потребности, и на производственные, к каковым он относил средства производства и труд. Индивидуумы не способны оценить полезность далеких от них факторов производства, следовательно, их цены определяются не прямо, а опосредованно, через предельные полезности потребительских благ (товаров).
Выделив наименьшую предельную
полезность из суммы потребительских
благ, которые созданы определенным
производственным благом, Визер назвал
ее предельным продуктом. Используя
данное понятие, Визер сформулировал
закон: предельная полезность предельного
продукта обуславливает цену производительного
блага, которое пошло на его изготовление,
и соответствующую часть
Таким образом, если ранее австрийцы определяли цену блага (товара) через субъективные (плюс объективные, по Бем-Баверку) оценки его полезности, то теперь для этой весьма непростой операции потребовалось применение абстракции второго порядка - предельная полезность предельного потребительского блага.
Однако необходимо было дать ответ на вопрос о природе прибыли. Честь создания субъективно - психологической концепции прибыли принадлежит Бем-Баверку. В работе «Капитал и прибыль» он противопоставил свою теорию процента марксовой теории прибавочной стоимости. Бем-Баверк выдвинул идею, что для субъекта с рациональным поведением, каковым является и собственник денежного капитала, определенное благо имеет большую ценность в настоящем, нежели в будущем. Причина в том, что индивидуум предполагает возрастание в перспективе запаса данного блага, и следовательно, уменьшение предельной полезности этого блага в будущем по сравнению с настоящим.
Идеи австрийской школы получили широкое распространение. Но их очевидное расхождение с действительностью, явные логические противоречия теории предельной полезности предопределили рост влияния английской и американской школ маржинализма. Следует отметить, что, несмотря на это, в настоящее время существуют достаточно последовательные сторонники и австрийской школы.
2. Кембриджская школа маржинализма
Конец XIX в. - начало XX в. отмечены ростом концентрации и монополизации капиталистического производства. Эти явления вызвали существенные изменения в условиях функционирования предприятий, усложнили процесс производства и обращения, на что и отреагировали экономисты. Теория кембриджской школы представлена исследованиями А.Маршалла, Ф.Эджуорта, А.Пигу.
Наибольший вклад в теорию внес профессор Кембриджского университета Альфред Маршалл, являющийся автором таких значительных работ как «Экономика промышленности» (1889г.), «Промышленность и торговля» (1919г.), «Деньги и торговля» (1923г.) и др.
Особую популярность ученому принесла работа «Принципы политической экономии» (1890г.), в которой систематизированы и обобщены положения пострикардианской политической экономии, австрийской школы и других течений экономической мысли. Данная работа положила начало новому направлению в экономической науке, получившему впоследствии название неоклассического экономического анализа.
По сути, Маршалл поставил задачу создания синтетической теории стоимости на основе различных теорий, что нашло поддержку, как у сторонников неоклассического направления, так и у его противников.
Маршалл в целом принимал методологическую систему маржинализма, особенно ее нейтральный, деидеологизированный подход к экономике, внеисторическое ее понимание.
Так возник аналитический метод Маршалла, впоследствии названный теорией частичного равновесия. Согласно этой теории, в каждой отдельной ситуации исследователь должен принимать постоянными все элементы, кроме одного, анализируя изменения последнего. Благодаря Маршаллу начали широко применяться математические методы изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями, что позволило ученым разрабатывать практические, конкретные проблемы рынка.
Центральное место в творчестве
Маршалла и его школы занимает
рыночный механизм формирования цен. Исходным
пунктом теории Маршалла стал постулат:
ни спрос, ни предложение не имеют
приоритета с точки зрения определения
цен, а являются равноправными элементами
механизма рыночного