Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 00:30, контрольная работа

Краткое описание

Маржинализм основывается на анализе экономического поведения хозяйствующего субъекта в процессе производства и на рынке. Это даёт ему возможность использовать количественные методы, в частности анализ функциональной связи между исследуемыми факторами (например, зависимость спроса на товар от его цены, цен других товаров, дохода потребителя; влияние различного соотношения затрат труда и капитала на его производительность и др.), а отсюда и понятие предела функции (предельная полезность, эластичность спроса, предельная производительность факторов производства).

Содержание

Введение 3
1.Австрийская школа маржинализма 4
2.Кембриджская школа маржинализма 9
Заключение 12
Список литературы 14

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.86 Кб (Скачать файл)

Однако, отмечал Маршалл, данная идеальная модель рыночного  взаимодействия цены, спроса и предложения  меняется в зависимости от продолжительности  исследуемых временных периодов. Когда изучается кратковременный  период, то выявляются одни закономерности, в длительной же перспективе - иные. Равноправие факторов исчезает, и  в результате то спрос, то предложение  берут на себя роль ведущего ценообразовывающего  фактора. В краткосрочном периоде  приоритет получает спрос, потому что  предложение в большей степени  инерционно и не поспевает за колебаниями  спроса, поскольку для изменения  предложения требуются новые  условия производства, точнее создание дополнительных или новых производственных мощностей. В данном временном отрезке  любое повышение спроса ведет  к росту цены.

Разрабатывая проблему спроса, Маршалл создал концепцию «эластичности  спроса», под которой понимается функциональная зависимость спроса от изменения цен. Маршалл определяет «эластичность» как соотношение между возрастанием имеющегося запаса товаров и падением цены и, наоборот, степенью уменьшения запаса и повышением цены. Спрос на товар является эластичным в большей степени, чем цена данного товара. Если же изменение спроса на товар происходит в меньшей степени, чем изменение цены, спрос будет неэластичным. Данная концепция получила развитие в практических исследованиях конкретной конъюнктуры рынка, при прогнозировании эффективного функционирования хозяйственного механизма. Понятие «эластичности» в дальнейшем стало применяться в разработке проблем цены и спроса, цены и предложения товара, процента и предложения капитала, заработной платы и наличной рабочей силы.

Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономических наук. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции  цены, спроса и предложения, издержки производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и  модифицируется разработанные Маршаллом  теории «эластичности» спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного  дохода и др. Идеи кембриджской школы  господствовали в экономической  науке вплоть до начала 30-х г. нынешнего  столетия.

Только возникновение  кейнсианского макроэкономического  учения заметно ослабило ее влияние. Однако идеи английской школы маржинализма по-прежнему входят составной частью в различные направления современной  экономической мысли.

 

 

 

Заключение

В заключении можно сказать, что на данном первом этапе (70-80-е гг. XIXв.), маржинализм акцентировал внимание на значении экономического анализа в части проблематики, связанной с потреблением (спросом). Представители "австрийской школы" маржинализма выступали портив исторического и социологического подходов в экономической теории, высказываясь, как и "классическая школа", за "чистую экономическую науку". Они использовали, подобно "классикам", причинно-следственный анализ и эта приверженность каузальному (причинно-следственному) анализу привела и тех и других к версии признания стоимости (ценности) товарных благ в качестве исходной категории экономического исследования. Можно так же отметить, что центральной на данном этапе стала "теория предельной полезности товара" и объявлялась школой главным условием определения его ценности, сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.

Возможно, трудность состоит  в том, что сам образ "маржиналистской  революции" есть разновидность реконструкции  задним числом развития экономических  теорий, обреченной порождать псевдоисторические головоломки. Это значительная часть  проблемы, но еще не вся проблема. Полемика по поводу так называемой маржиналистской революции на самом  деле смешала две совершенно различные  вещи: объяснение возникновения революции (если это было революцией) и объяснение ее конечного триумфа.

 

Однако идеи английской школы  маржинализма по-прежнему входят составной  частью в различные направления  современной экономической мысли.

Анализируя новшества, привнесенные в науку новым экономическим  учением, следует выделить некоторые  моменты относительно сущности маржинальной революции:

 

- осуществлен переворот  в методах анализа. Центр тяжести  в анализе был перемещен с  издержек на конечные результаты. В качестве исходного момента  для экономической теории была  принята субъективная мотивировка  экономического поведения индивидов.  В экономическую науку был  впервые введен принцип предельности. Возник предельный анализ;

 

- изменилась постановка  задач. Маржиналисты сделали упор  на статических задачах, характерных  для краткосрочных периодов, в  которые величины не успевают  измениться. При этом анализируются  различные способы использования  ресурсов для удовлетворения  потребностей;

 

- произошла революция  в теории ценности. Отвергается  классический подход, т.е. сведение  ценности к затратам труда  или к другим факторам. Ценность  определяется степенью полезного  эффекта, т.е. степенью удовлетворения  потребностей.

 

Именно благодаря маржинальной теории проблемы равновесия и устойчивого  состояния экономики стали предметом  анализа результатов взаимодействия с окружающей средой как предприятий  и фирм, так и народного хозяйства  в целом.

 

 

Список литературы

1.Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 4-е изд. М.: ИНФРА-М, 2000-2011.

2. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебник - М: Экономикс, 2004г.

3. Калашников А. П. Современный маржинализм: Критика теории и практики. Киев, 2000г- 237с.

4. Такаши Негиши. История  экономической теории: Учебник. М.: Аспект Пресс, 2000г.

5.http://repository.vzfei.ru

6.http://otherreferats.allbest.ru/economy/00002418_1.html

 

 

 

 


Информация о работе Теория стоимости «австрийской» и «кембриджской» школ маржинализма и их значение в развитии этой теории