Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 21:25, курсовая работа
Физиократы считали, что истинным богатством нации выступают не деньги, не золото, а продукт, производимый в сельском хозяйстве. Отсюда твердое убеждение сторонников этого учения, что единственным производительным классом в обществе являются крестьяне (земледельцы). А все остальные, в лучшем случае, только перерабатывают созданный ими продукт (промышленность и торговля), а в худшем этот продукт только потребляют (рантье, дворянство, армия и.т.п.). Поэтому, по мнению физиократов, королевская власть должна была провести реформу, которая освободила бы крестьян от многочисленных пут и разнообразных разорительных налогов. Это открыло бы возможности для развития их трудолюбия и свободной предприимчивости, обеспечило бы богатство и процветание государству. Речь у физиократов шла не о революционной ломке установившейся системы отношений, а о видоизменении, улучшении феодальных порядков по инициативе королевской власти.
ВВЕДЕНИЕ.
В XVIII веке во Франции зародилось направление, знаменовавшее поворот в политической экономии; оно получило название «физиократия» (от греческих слов -»власть природы»). Основателем этого направления был Франсуа Кенэ(1694-1774).
Физиократы считали, что
истинным богатством нации выступают
не деньги, не золото, а продукт, производимый
в сельском хозяйстве. Отсюда твердое
убеждение сторонников этого
учения, что единственным производительным
классом в обществе являются крестьяне
(земледельцы). А все остальные, в
лучшем случае, только перерабатывают
созданный ими продукт (промышленность
и торговля), а в худшем этот продукт
только потребляют (рантье, дворянство,
армия и.т.п.). Поэтому, по мнению физиократов,
королевская власть должна была провести
реформу, которая освободила бы крестьян
от многочисленных пут и разнообразных
разорительных налогов. Это открыло
бы возможности для развития их трудолюбия
и свободной предприимчивости, обеспечило
бы богатство и процветание
Глава школы физиократов Ф.Кенэ оставил яркий след в науке как автор знаменитой «Экономической таблицы». Она представляет собой, по сути, первую в истории экономической науки попытку рассмотреть процесс воспроизводства общественного продукта между тремя главными секторами народного хозяйства.
Важное место в истории
русской экономической мысли
занимают экономические воззрения
великого русского ученого Михаила
Васильевича Ломоносова (1711-1765), изложенные
им в разных произведениях. Об интересе
М.В.Ломоносова к истории экономических
учений и его идеям говорят многочисленные
факты и деяния. Так, по его поручению в
1752г. с рукописи И.Т.Посошкова "Книга
о скудости и богатстве" была снята
копия. Ломоносов перевел не русский язык
трактат И.Х.Нейденгбурга "Лифляндский
сельский хозяин" , в котором изложены
методы и способы увеличения доходов сельского
хозяйства . Ломоносов был сторонником
издания в России экономической газеты,
где бы публиковалась информация об отечественном
производстве, торговле, сельском хозяйстве,
состоянии урожая и т.д. Предполагал Ломоносов
и составление "Экономического лексикона
российских продуктов", представляющем
собой справочник о районах производства
товаров, их количественной и качественной
характеристиках, перевозках ценах и др.
М.В.Ломоносова признают основоположником
экономической статистики в России.
Подготавливая "Российский атлас",
он в 1760 г. организовал "академическую
анкету" для сбора статистических данных
характеризующих отдельные районы России
и всю страну в целом. В этой анкете было
около 30 вопросов о многообразных сведениях
о городах и уездах.
В экономических взглядах
Ломоносова нашло отношение ученого
к труду Петра I - великий ученый
ставил своей целью защиту деяний
великого реформатора. В экономической
позиции Ломоносов
Хотя Ломоносов и был близок к позиции
меркантилистов но, в отличие от них он
видел богатство не только в накоплении
денег и благородных металлов, а в изобилии
предметов потребления, т.е. в уровне благосостояния
народа, удовлетворении материальных
потребностей населения. Он не только
защищал развитие торговли, но и отстаивал
обеспечение экономической независимости
и политической самостоятельности России
за счет развития промышленности. Особое
внимание уделял металлургии, основе внутреннего
богатства, горнорудной промышленности.
Был против одностороннего развития экономики.
Уделял Ломоносов внимание и развитию
производительных сил сельского хозяйства.
Он внес вклад в рождение в России сельскохозяйственной
науки : выступил автором создания В России
"Вольного экономического общества"
( учреждено в 1765г.), сыгравшего за тем большую
роль в развитии и распространении научных
знаний в области земледелия и промышленн6ости.
Ломоносов, как и меркантилисты, был сторонником
роста народонаселения. В письме к I-му
куратору Московского Университета И.И.Шувалову
(1761г.) он изложил план своей работы по
общественно-политическим и экономическим
вопросам, который является I-м русским
трактатом по политике народонаселение.
Основная его мысль в том, что многочисленное
трудоспособное народонаселение является
необходимым условием экономического
развития, а сохранение народа и увеличение
его численности –забота государства.
Отмечая достижения научной экономической
мысли и прогрессивные идеи М.В.Ломоносов,
следует подчеркнуть, что он преувеличивал
роль феодально-абсолютистского государства
в развитии производства и рынка, а также
внешней торговли. Не заострял внимания
и на крепостничестве, являвшемся тормозом
развития производительных сил и
основной причиной бедственного положение крестьянства.
1.ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ФИЗИОКРАТОВ
1.1Предшественники Физиократов
Развитие экономической науки проходило по мере того, как люди сталкивались с теми или иными экономическими проблемами и пытались их разрешить. Так, например, самой архаической и, в то же время, самой современной проблемой экономической науки является проблема обмена, товарно-денежных отношений. История развития экономической науки является одновременно историей развития отношений обмена, общественного разделения труда, самого труда, в целом рыночных отношений. Все эти проблемы неразрывно связаны, более того, одно является условием развития другого, развитие одного означает развитие других.
Вторая труднейшая проблема,
которая в течение тысячелетий
стояла перед экономической мыслью
- это проблема производства прибавочного
продукта. Когда человек не мог
даже себя прокормить, у него не было
ни семьи, ни собственности. Поэтому-то
люди в далекие времена жили общинами,
вместе охотились, вместе производили
нехитрые продукты, вместе потребляли.
И даже вместе, имели женщин и
вместе растили детей. Как только
мастерство, умение человека выросли,
а главное развились средства
труда настолько, что человек
один мог произвести больше, чем
мог потребить он сам, у него появились
жена, дети, дом - собственность. А самое
главное - появился излишек продукта,
который и стал предметом и
объектом борьбы людей. Изменился общественный
строй. Первобытная община превратилась
в рабовладение и т.д. По существу
смена одной общественно-
Откуда берутся доходы, как прирастает богатство человека и страны - вот вопросы, которые были камнем преткновения для экономистов во все времена. С развитием производительных сил, естественно, развивалась и экономическая мысль. Она формировалась в экономические воззрения, а те, в свою очередь, сложились в последние 200-250 лет в экономические учения. Целостных экономических учений до XVIII века не было и не могло быть, так как они могли возникнуть только в результате осмысления в целом народнохозяйственных проблем, когда начали формироваться и возникать национальные рынки. Когда народ, государство могли себя ощутить как единое целое в экономическом, национальном и культурном отношениях.
Первыми достойный вклад в развитие политической экономии внесли меркантилисты (от итальянского mercante - торговец, купец), считавшие, что общественное богатство прирастает в сфере обращения, торговле.
Главной заслугой меркантилистов было то, что они осуществили первую попытку осмысления общеэкономических задач на уровне всей национальной экономики. Она не удалась, но послужила отправной точкой для следующей волны экономистов-физиократов.[1, c 344]
1.2 Франсуа Кенэ основоположник школы физиократов
Франсуа Кенэ (1694-1774) - признанный лидер и основоположник школы физиократов - специфического тиснив в рамках классической политической экономии.
Чтобы стать медиком, Ф.Кенэ в 17 лет уехал в Париж, где одновременно практиковал в госпитале и подрабатывал на жизнь в одной, из граверных мастерских. Через шесть лет получил диплом хирурга и приступил к врачебной практике вблизи от Парижа в городке Мант.
В 1734 г. популярнейшему к этому времени врачу Ф.Кенэ предложил постоянную работу в качестве медика в своем доме в Париже герцог Виллеруа. В 1749 г. после аналогичной «просьбы» небезызвестной маркизы Помпадур Ф.Кенэ обретает еще более почетную «службу» и, наконец, с 1752 г. он удостаивается положения лейб-медика самого короля Людовика XV. Последний благоволил ему, произвел во дворянство; обращаясь к нему не иначе как «мой мыслитель», слушал советы своего доктора. Следуя одному из них, Людовик XV в качестве полезных здоровью физических упражнений собственноручно сделал на печатном станке Ф.Кенэ первые оттиски «Экономической таблицы», явившейся, как выяснилось впоследствии, первой попыткой научного анализа общественного воспроизводства.
По мере улучшения и упрочения своего материального положения (в парижский период жизни) Ф.Кенэ все более увлекается проблемами, далеко выходящими за рамки медицины. Свободное время он сначала посвящает философской науке, а затем целиком экономической теории. В 1756 г., будучи немолодым, он дает согласие участвовать в «Энциклопедии», издававшейся Дидро и д'Аламбером, в которой и были опубликованы основные его экономические произведения (статьи): «Население» (1756), «Фермеры», «Зерно», «Налоги» (1757), «Экономическая таблица» (1758) и др.
В сочинениях Ф.Кенэ решительно осуждаются взгляды меркантилистов на экономические проблемы, что по сути явилось отражением нараставшей в стране на протяжении десятилетий неудовлетворенности состоянием сельского хозяйства, к которому привел его так называемый кольбертизм времен короля Людовика XIV (это отмечал и А.Смит, характеризуя физиократию как реакцию на меркантилистскую политику Ж.Б.Кольбера). В них отражена его убежденность в необходимости перехода к фермерскому хозяйству как основе свободного (рыночного) механизма хозяйствования на принципах полной свободы ценообразования в стране и вывоза за границу сельскохозяйственной продукции. [2, c 236]
По сравнению с Англией, где широко развивались торговля и промышленность, Франция оставалась аграрной страной, где основным производителем богатства были крестьяне-фермеры. Они были опутаны сетью атавистических феодальных зависимостей, но их положение несравнимо, скажем, с положением русских крепостных крестьян. Степень их свободы была значительно выше. Выплачивая землевладельцам денежную ренту, французские крестьяне вели вполне самостоятельное товарное хозяйство. Мануфактуры же во Франции развивались в рамках сеньориальных хозяйств и обслуживали по преимуществу знать. Эти особенности и привели к тому, что с точки зрения Ф. Кенэ главным объектом изучения экономической науки должна стать аграрная сфера.
Сельское хозяйство и
добывающая промышленность дают прирост
материи, следовательно, здесь и
создается чистый продукт. А вот
в обрабатывающей промышленности, в
ремесле материя убывает, значит
здесь, не производится общественного
богатства. Ремесленники - бесплодный,
или стерильный, класс. Кстати, термин
«класс» в отношении к
Попробуем воспроизвести модель Ф. Кенэ:
Производительный класс, состоящий исключительно из земледельцев (и, может быть, также из рыболовов, рудокопов и пр.)
Класс собственников, в который входят не только собственники земли, но и все те, которые по тому или другому феодальному титулу владели землёй
Бесплодный класс, включающий представителей индустрии, торговли, либеральных профессий и частнослужебного труда.
Источник богатства
Остаток продукта земледельческий
класс продаёт и получает за него
3 миллиарда франков. Но так как
для его содержания не достаточно
одних сельских продуктов и ему
нужны ещё мануфактурные
У него остаётся, таким образом, только 2 миллиарда, которые он отдаёт классу собственников и феодалов в форме арендной платы и податей.
Перейдём к классу собственников. Два миллиарда, полученных им в форме арендной платы, он, естественно, употребляет на то, чтобы жить. И хорошо жить; для этого ему нужны, во-первых, средства потребления, которые он покупает у земледельческого класса и уплачивает ему, скажем, 1 миллиард, а во-вторых, мануфактурные продукты, которые он покупает у бесплодного класса и уплачивает ему тоже, скажем, 1 миллиард. На этом счет его завершён.