Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 17:14, реферат
В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию (приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты) — эти вопросы не интересуют большинство экономистов. Это отсутствие интереса совершенно поразительно, особенно если учесть, что большинство людей в Соединенных Штатах, Великобритании и других западных странах заняты в фирмах, что большая часть производства осуществляется фирмами и что эффективность всей экономической системы в очень большой степени зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул1.
Введение 3
1.Формулировка теоремы Р. Коуза 4
2.Развитие теории фирмы 5
3.Структура фирмы 10
Заключение............................................................................................13
Список использованной литературы…………………………………….14
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уфимский государственный авиационный технический университет»
Кафедра экономической теории
Реферат по курсу «Институциональная экономика»
На тему: «Теория фирмы и теорема Р.Коуза».
Выполнил: студент гр. ЭФ-201дз
Проверил: доцент кафедры ЭТ
Марьина А.В.
Уфа 2012
Содержание
Введение 3
1.Формулировка теоремы Р. Коуза 4
2.Развитие теории фирмы 5
3.Структура фирмы 10
Заключение....................
Список использованной литературы…………………………………….14
Введение.
В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию (приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты) — эти вопросы не интересуют большинство экономистов. Это отсутствие интереса совершенно поразительно, особенно если учесть, что большинство людей в Соединенных Штатах, Великобритании и других западных странах заняты в фирмах, что большая часть производства осуществляется фирмами и что эффективность всей экономической системы в очень большой степени зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул1.
Под фирмой понимается институт предпринимательства, который представляет собой самостоятельную юридическую организацию. Понятие “фирма” широко используется для характеристики предпринимательской деятельности в западных странах, в российской экономике под фирмой понимается предприятие. Фирма и предприятие — это синонимы.
Каждое предприятие — это целый мир, который можно рассматривать как поморфный образ экономики в целом, так что, не поняв работу предприятия, мы не поймём принцип функционирования экономики. Развитие теории организации рынков не может заменить теорию предприятия точно так же, как рынок не может заменить самих предприятий.
В своей работе я попробую разобраться с понятием и пониманием теории фирмы, рассмотреть её развитие, какое понимание теории фирмы было у различных экономических школ, и как развивалась и менялась структура фирмы.
При наличии трех условий, а именно, четкой спецификации прав собственности, нулевых трансакционных издержках и отсутствии эффекта богатства, первоначальное распределение прав собственности будет нейтрально по отношению к конечному размещению ресурсов.
Предположение, что проблемы окружающей среды могут быть решены эффективным образом на основании частных соглашений между собственниками при условии, что отсутствуют операционные издержки, т.е. отсутствует обман, нет информационной асимметрии.
Таким образом, данная теорема состоит в том, что при соблюдении трех указанных условий то, как распределены права собственности, не имеет значения для эффективного использования ограниченных ресурсов. Если же в реальной жизни мы наблюдаем существование связи между распределением прав собственности и размещением ресурсов, то причину следует искать в размывании прав собственности, трансакционных издержках или эффекте богатства. Это объясняется тем, что потенциально наиболее эффективный собственник мог бы предложить наивысшую цену за ресурс, в результате чего этот ресурс неизбежно должен перейти к нему. Однако при отсутствии специфицированных прав собственности обмен невозможен, поскольку его необходимым условием является четкая определенность объектов и субъектов обмениваемых правомочий. При наличии положительных трансакционных издержек их величина может превзойти выигрыш, являющийся результатом перемещения ресурса к более эффективному собственнику.
Теория фирмы, как самостоятельное направление сформировалось в 19 веке. И различные школы экономической науки по-разному трактуют определение фирмы как категории:
Традиционная экономическая теория определяет
фирму, как производственно-
Созданная Йозефом Шумпетером (австрийский экономист) концепция предпринимательской фирмы исходила из понимания фирмы как агента, конкурирующего на рынке новых товаров, технологий, источников сырья.
Теория фирмы Джона Ричарда Хикса (английский экономист, неокейнсиантская теория) фактически сводила фирму к оптимизационному поведению индивида, действующего в условиях рынка, а в работах Джоан Робинсон фирма рассматривалась в условиях несовершенной конкуренции.
Управленческие или менеджеральные теории фирмы Уильяма Баумоля и Робина Морриса исходили из того, что целью фирмы является максимилизация совокупной выручки и темпов её роста.
Институциональная теория фирмы в отличие от неоклассической не делает акцента на предсказание поведения фирмы. Она объясняет сосуществование многообразных форм деловых предприятий, пределов их роста, возможных вариантов решения проблем мотивации работников, организации, контроля, планирования и других функций управления предприятием.
Эволюционная теория рассматривает предприятие как один из объектов в среде подобных. К внутренним характеристикам такого объекта относятся устоявшиеся правила принятия решений, как реакции на те или иные внутренние и внешние воздействия. Внимание здесь уделяется вопросам корпоративной культуры, традициям в поведении, а также установленным процедурам принятия решений и алгоритмам реагирования предприятия на изменения во внутренней и внешней среде. Поведение предприятия обусловлено «рутинами, непосредственной и эволюционной реакцией фирмы на воздействия со стороны внешней среды.
Когнитивная теория фирмы Р. Бокэ и О. Серве рассматривает экономическую среду функционирования фирмы с позиций когнитивной неопределённости, когда только доверие способствует минимизации трансакционных издержек взаимодействия фирм, а следовательно, и достижения равновесия на рынке в длительном периоде. Институт доверия в интерпретации когнитивной теории фирмы трактуется как основной фактор стабильности индустриальной рыночной системы. При наличии доверия фирмы склонны к сотрудничеству и кооперации, при его отсутствии — происходит ужесточение конкуренции. Пределы расширения фирмы — запретительный рост издержек управления и контроля (внутрифирменные издержки).
Агентская теория фирмы предполагает, что собственник, не являющийся менеджером, не обладает полнотой информации, таким доступом к ней, каким обладает непосредственный руководитель. Кроме того, связь между усилиями менеджера, его затратами рабочего времени и результатом работы всей фирмы недетерминирована. Активизация усилий менеджера может обойтись собственнику дороже, чем низкий уровень интенсивности работы менеджера.
Сегодня все большее значение и актуальность приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Неоинституционалисты не рассматривают фирму как нечто данное, они хотят понять механизм ее возникновения. Тем самым пытаясь ответить на вопросы: Зачем же нужна фирма, если есть рынок? Почему бы собственникам ресурсов самим не функционировать как независимым товаропроизводителям, покупая факторы производства у других собственников, добавляя свой вклад и реализуя готовую продукцию потребителям?
Первым исследователем, описавшим новые подходы к природе фирмы, является Рональд Коуз. Он провёл концептуальное различие между фирмой и рынком, и поставил вопрос: Почему вообще существуют фирмы? По Коузу, главной характеристикой фирмы является «вытеснение механизма цен» и распределение ресурсов не посредством цен, а директивно. Тем самым вопрос о причинах существования фирм превращается в другой вопрос: Почему при распределении ресурсов внутри самой фирмы не используется механизм цен? Например, почему, как правило, не бывает так, что каждый рабочий или группа рабочих продает частично изготовленный продукт своим коллегам до тех пор, пока изделие не будет полностью произведено? Но в фирме такой механизм вытеснен совсем другой организацией производственных отношений, исключающей подобные обмены.
Коуз пишет: « Вне фирмы производство направляется динамикой цен и координируется посредством ряда трансакций обмена на рынке. Но внутри фирмы эти рыночные трансакции устранены, а роль сложной рыночной структуры с трансакциями обмена выполняет предприниматель-координатор, который направляет производство». Целью Коуза было объяснить, почему это происходит. Он даёт следующий ответ: « Основная причина, по которой создание фирмы рентабельно, состоит, как представляется, в том, что существуют издержки использования ценового механизма. Прежде всего, издержки организации производства с помощью ценового механизма сопряжены с выяснением того, каковы соответствующие цены. Следует также принять во внимание неизбежные на рынке издержки проведения переговоров и заключения контракта на каждую трансакцию обмена. Правда, от контрактов не удается избавиться и при наличии фирм, но здесь их намного меньше. Фактор производства (или собственник) не должен заключать серию контрактов с факторами, с которыми он кооперируется внутри фирмы, что было бы необходимо, разумеется, если бы эта кооперация была прямым результатом ценового механизма». Связь между понятиями прав собственности, трансакционных издержек и контрактных отношений раскрывается в теореме Коуза, которая гласит: «Если права собственности чётко определены и трансакционные издержки равны нулю, то размещение ресурсов, структура производства будет оставаться неизменной и эффективной независимо от изменений в распределении прав собственности».
Впоследствии развивая подход Коуза, Оливер Уильямсон сформулировал свой главный тезис: « Главной целью и результатом функционирования институтов, типа фирмы, является минимизация трансакционных издержек». Таким образом, он объясняет существование нерыночных институтов тем, что они обходятся дешевле, нежели постоянное обращение за помощью к рынку или обмен. Тем самым он, как и Коуз, подтверждает факт концептуального различия между собственно рынком и рыночным институтом фирмы.
Любое описание конкретной теории фирмы должно включать следующие согласованные между собой разделы:
Все перечисленные составляющие являются необходимыми и в действительности присутствуют в любой теории фирмы, но далеко не все они приводятся в явном виде при описании теории. Иногда это делается намеренно, поскольку детальное изложение некоторых из них, скажем, предпосылок модели, может выявить её чрезмерно условный характер, иногда автор сам не отдаёт себе отчёт в количестве и качестве фактически использованных предпосылок. В любом случае такая неполнота описания теории затрудняет её верификацию и сопоставление с альтернативными вариантами. Соответственно, возрастает неопределённость степени обоснованности рекомендаций, полученных на её основе. Применение таких теорий в практике менеджмента, в особенности стратегического, достаточно рискованно.
Перечисленные компоненты можно считать разделами своеобразного паспорта теории предприятия. Кроме них, в паспорт должно входить описание «области определения» теории в пространстве объектов, указание множества предприятий, к которым относится данная теория.
Структура и деятельность предприятия зависит от многих внутренних и внешних факторов. Один из этих факторов – состояние теории фирмы, дисциплины, призванной дать описание сущности, границ, структуры и функций предприятия. Теория фирмы лежит в основе любой экономической теории: и макро, - и мезо, и – микро экономики. От того, каким образом предприятие как экономический агент представляется в данной теории, зависит и сама теория.
В экономической деятельности фирмы не маловажную роль играет её организационная структура. Выделяются линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная структуры.
Линейная структура характерна для ранней стадии развития рыночной экономики с низким уровнем технологии конвейерного типа. В настоящее время она встречается в отраслях с простым производственным циклом, выпускающих однородный продукт.