Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 17:14, реферат
В современной экономической теории фирма есть та организация, которая преобразует исходные ресурсы в конечный продукт. Почему существуют фирмы, что определяет число фирм и их специализацию (приобретаемые ими ресурсы и выпускаемые продукты) — эти вопросы не интересуют большинство экономистов. Это отсутствие интереса совершенно поразительно, особенно если учесть, что большинство людей в Соединенных Штатах, Великобритании и других западных странах заняты в фирмах, что большая часть производства осуществляется фирмами и что эффективность всей экономической системы в очень большой степени зависит от того, что происходит внутри этих экономических молекул1.
Введение 3
1.Формулировка теоремы Р. Коуза 4
2.Развитие теории фирмы 5
3.Структура фирмы 10
Заключение............................................................................................13
Список использованной литературы…………………………………….14
Линейно-штабная структура предполагает контроль, как на стадиях всего производственного процесса, так и отдельных его видов, позволяет фирме более гибко реагировать на изменение спроса и производства, сокращать издержки контроля многопродуктового производства. Это позволяет реализовать положительный эффект разнообразия, но, с другой стороны, жёсткость управления ограничивает возможности использования эффекта масштаба в производстве и сбыте. Эта форма предпочтительна для средних многопродуктовых фирм, действующих на рынках потребительских товаров и продуктов питания. Эта форма функционировала в развитых странах в 1940-1950-е гг.
Функциональная структура планирует разделение производственного цикла на отдельные функции, для которых характерно обособленное управление, позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая трансакционные издержки. Она характерна для фирм выпускающих небольшой набор товаров, и для мелких и средних производств. Она позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте, а также эффект разнообразия в силу жёсткого контроля на всех стадиях выпуска продукции, что сдерживает её эффективность и распространение при переходе к крупному производству. Эта форма наблюдалась в развитых странах в 1930-1940-е гг.
Дивизионная структура представляет собой выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты, характеризующиеся сохранением принципа управления по продукту и по стадиям производства, а также углублением самостоятельности продуктовых отделений по вопросам качества товара, места сбыта и так далее, что, в свою очередь, и позволяет расширить возможности использования эффекта разнообразия и применить положительный эффект масштаба. Эта форма структуры характерна для крупных фирм, таких как концерны. Дивизионная форма функционировала в развитых странах в 1960-1970-е гг.
Структуру фирмы как исходного института организации производства определяют три основных параметра:
Каждый из этих параметров может изменяться в том или ином диапазоне и сочетании, комбинация этих переменных величин и будет определять структуру фирмы в её конкретном варианте.
Так, спецификация прав собственности предполагает разные варианты их концентрации (монопольной, долевой, совместной) и их делегирования (узкому кругу субъектов-менеджеров или более широкому — инсайдерам и аутсайдерам). Величина трансакционных издержек весьма динамична и может принимать различные значения в весьма широком диапазоне, что связано со степенью неопределённости и риском. Контракты отличаются не только своей массой, но и содержанием, в соответствии с ними фирма может сама производить блага или передавать их другому подрядчику, оставляя за собой инновационные разработки.
Таким образом, комбинация этих трёх факторов определяет различную архитектонику фирмы, полиморфизм её внутренней и внешней структуры.
Чем более точно и полно определены (специфицированы) права собственности, чем меньше трансакционные издержки, чем больше каналов передачи прав собственности (контрактов) внутри фирмы и вне её, тем более жёсткой является структура фирмы. Такого типа структуру имеют большинство традиционных фирм, в рамках которых сконцентрированы все стадии разработки продукта от его производства до реализации, то есть полный производственный цикл.
Чем более размыты права собственности (нечётко и неполно специфицированы), чем больше величина трансакционных издержек и меньше сеть контрактов, тем более мягкой является структура фирмы. Такого типа структуру имеют фирмы «новой экономики» — креативные фирмы, web-фирмы, венчурные фирмы и фирмы-инкубаторы.
Степень сложности структуры фирмы определяется числом уровней и количеством субъектов, которым делегируются права собственности. Понятия «мягкая (жёсткая) структура» и «сложная структура» могут не совпадать, и при одном типе структуры, например жёсткой, степень её сложности может быть различна. Она будет более сложной в крупных корпорациях (холдинг), чем в средних и мелких фирмах. Структура фирмы может быть более сложной, если фирма при мягкой её внутренней организации включена в единую предпринимательскую сеть и является одним из её элементов.
Заключение.
В заключение подведём итоги: теория фирмы как самостоятельное направление сформировалось в 19 веке. У каждой экономической школы были свои представления теории фирмы. Сегодня все большее значение и актуальность приобретает неоинституционалистский подход к определению фирмы. Состояние теории фирмы — один из факторов определяющий структуру и деятельность предприятия. В экономической деятельности фирмы не маловажную роль играет её организационная структура. Выделяются линейная, линейно-штабная, функциональная, дивизионная структуры. Структуру фирмы как исходного института организации производства определяют три основных параметра: спецификация прав собственности, совокупность контрактов как капиталов передачи «пучков» прав собственности, величина трансакционных издержек.
Список использованной литературы.
http://www.economicportal.ru
1 Коуз Р., Фирма, рынок и право / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2007.