Товарные запасы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
рассмотреть организационно- экономическую характеристику ООО «Кора-ТК»
провести анализ товарных запасов и их оборачиваемости в ООО «Кора-ТК»
провести анализ факторов, влияющих на товарные запасы и их оборачиваемость в ООО «Кора-ТК».

Вложенные файлы: 1 файл

referatbank-10402 (2).doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Запас подготовительный рекомендуют принимать в размере 1- 2 дней.

Запасы сезонные - образуются при сезонном характере  потребления или транспортировки.

Изучение товарных запасов с подразделением на нормируемые и ненормируемые проводится по данным квартальных и годовых балансов организации. К нормируемым товарным запасам относят запасы в пути, запасы на складах и базах организации; товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных для сдачи документов в обеспечение ссуд.. К ненормируемым относят товары, отгруженные по расчетным документам, по которым истекли сроки сдачи их в обеспечение ссуд, материалы отгруженные по переданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки оплаты которых еще не наступили; товары отгруженные, но не оплаченные в срок [18, с. 567].

Нормируемые товарные запасы в организации находятся под постоянным контролем. Нормирование товарных запасов производится организацией самостоятельно исходя из особенностей материально- технического снабжения.

Таким образом, товарные запасы являются очень важным элементом кругооборота средств в организации, обеспечивая бесперебойность процесса производства. Наиболее изучаемой категорией запасов в организации являются текущие запасы, страховые и сезонные. Вопрос нормирования запасов в организации очень значим для обеспечения бесперебойности производства.

1.2. Значение  и задачи анализа товарных  запасов в розничной торговле

Совокупность  показателей деятельности торгового  предприятия определяется нормативными актами государства, в котором оно  функционирует. Основными финансово-экономическими показателями розничного предприятия  в России являются – товарооборот, валовой доход, расходы на продажу, балансовая прибыль.

Целью предприятия  является получение прибыли, которая  в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).

Доходы от оптовой  деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и покупателем.

К показателям, характеризующим товарооборот розничного предприятия, относятся:

  • объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих и сопоставимых ценах;
  • ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров в стоимостном и относительном выражении (проценты);
  • прирост товарооборота характеризует изменение как валового товарооборота так и по отдельным видам и формам;
  • однодневный объем товарооборота;
  • объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы;
  • объем товарооборота на один квадратный метр общей площади, в том числе торговой площади;
  • время обращения товаров (дни оборота);
  • скорость товарооборота (число оборотов).

Важным моментом управления товарооборота розничного предприятия является его экономический  анализ.

Анализ розничного товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура товарооборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками розничного предприятия и каковы объемы поставок. Анализ розничного оборота включает три раздела:

  • анализ объема и структуры оборота;
  • анализ оптовых закупок (поступление товаров);
  • анализ товарных запасов.

Кроме показателя розничного товарооборота, который  имеет особое значение и специфику  в систему показателей деятельности розничного предприятия входят: валовой  доход, расходы на продажу, прибыль.

При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования розничного предприятия (товарооборот, собственный капитал, валовой доход, расходы на продажу, основные фонды и другие показатели).

Наряду с  показателями товарооборота капитала основных и оборотных средств  для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, расходы на продажу, каждый из которых подчеркивает предельный аспеКредит результатов деятельности торгового предприятия.

Изучение системы  показателей деятельности розничного предприятия следует проводить  в динамике, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.

Таким образом  представляет интерес изучение и  анализ показателей на конкретном предприятии  и сопоставление полученных результатов  с тенденциями, сложившимися в отрасли  торговли.

Товарооборачиваемость отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и является сложной экономической категорией и важным синтетическим (обобщающим) показателем. Он представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (данные получают путем выборочных статистических обследований). В каждом статистическом сборнике данные о розничном товарообороте приводятся с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.

Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объем продажи товаров и оказание услуг. [5, с. 245]

В статье 492 ГК РФ указано, что согласно договору розничной  купли-Продажи продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу  обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (это один из важнейших признаков определения вида торговли). Во всех случаях оборот, возникающий при реализации товаров подотчетным лицам юридического лица через кассовый аппарат, учитывается у продавца в составе розничного товарооборота так как нет возможности установи, для каких целей приобретен товар

Согласно инструкции Госкомстата России «розничным товарооборотом является продажа товаров за наличный расчет населению». В этой Инструкции в состав розничного оборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной сети, мелкооптовых баз, сети предприятий питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.

Продажа непродовольственных  товаров (ранее относимая к розничному товарообороту) юридическим лицам  по безналичному расчету для их собственных  нужд считается оптовой продажей.

Данные о  розничном товарообороте представляют как организации розничной торговли, так и организации других отраслей экономики, если они осуществляют продажу  населению приобретенных на стороне  потребительских товаров или  потребительских товаров собственного производства через торговые заведения, находящиеся на их балансе или с оплатой через свою кассу.

Товарооборачиваемость учитывается в розничных ценах, т. е. фактических продажных ценах, включая НДС и акцизы. Величина розничного товарооборота в целом то внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Товарооборачиваемость в значительной степени влияет на денежной оборот, определяет бюджетные поступления и находит отражение во многих других макроэкономических показателях.

По темпам роста  розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.

Товарооборачиваемость представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроси населения на товары и т. п.

Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые  определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность розничного товарооборота. [6, с. 156]

Одновременно  товарооборачиваемость характеризует  и результаты деятельности внутренней торговли как отрасли, ее отдельных  структур на федеральном, региональном и местном уровнях и на уровне отдельных предприятий (юридических и физических лиц).

На федеральном уровне объем товарооборота увязывается (при его оценке за отчетный период) с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональное уровне, общий объем розничного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.

В общем контексте  под оборачиваемостью товарных запасов (товарооборотом) понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. [10, с.123]

На величину товарных запасов и товарооборачиваемость  оказывает влияние множество  факторов внутренней и внешней среды  торгового предприятия. Если торговое предприятие правильно оценивает  эти факторы, то оно легко может  изыскать резервы ускорения оборачиваемости товаров, снижения расходов на образование и хранение товарных запасов.

Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и  величину товарных запасов, являются следующие:

  1. Колебания спроса.
  2. Объемы розничного товарооборота.
  3. Потребительские и физико-химические свойства товаров.
  4. Частота и организация завоза товаров.
  5. Состояние материально-технической базы и основных фондов торгового предприятия.

На оборачиваемость  товаров оказывает влияние и  ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическими процессами и т.п.

Анализируя  товарные запасы, торговое предприятие  решает следующие основные задачи:

  • выявление соответствия фактических товарных запасов их нормативу;
  • определение динамики и оценка изменений в объеме и структуре товарных запасов, в скорости оборачиваемости товаров;
  • выявление и расчет факторов, оказавших влияние на изменение товарных запасов.

Результаты  экономического анализа ложатся  в основу разработки конкретных мероприятий  по улучшению состояния товарных запасов ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

Анализ товарных запасов проводят путем сравнения  их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с  нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.

Для более полного  изучения состояния товарных запасов  розничного торгового предприятия  проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом  периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.

Анализ объема и структуры товарооборота предприятия  предусматривает проведение следующей  аналитической работы (рис.1).

На первом этапе  анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.

 

Определение общего объема товарооборота и анализ степени  выполнения планов

   

Анализ динамики общего объема товарооборота

   

Анализ товарно-групповой  структуры товарооборота

   

Анализ состава  товарооборота по его определенным видам

   

Анализ ритмичности  и сезонности реализации товаров

   

Количественная  оценка факторов, которая обуславливает  изменение товарооборота

   

Анализ запаса финансовой прочности предприятия


 

Рисунок 1.1. - Последовательность и этапы анализа товарооборота  предприятия [13,с. 16]

Информация о работе Товарные запасы