Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 18:36, курсовая работа
Целью данной работы является анализ товарных запасов на примере торгового предприятия ООО «Кора-ТК». Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
рассмотреть понятие и экономическую сущность товарных запасов
рассмотреть организационно- экономическую характеристику ООО «Кора-ТК»
провести анализ товарных запасов и их оборачиваемости в ООО «Кора-ТК»
провести анализ факторов, влияющих на товарные запасы и их оборачиваемость в ООО «Кора-ТК».
Запас подготовительный
рекомендуют принимать в
Запасы сезонные
- образуются при сезонном характере
потребления или
Изучение товарных запасов с подразделением на нормируемые и ненормируемые проводится по данным квартальных и годовых балансов организации. К нормируемым товарным запасам относят запасы в пути, запасы на складах и базах организации; товары отгруженные, расчетные документы на которые не сданы в банк на инкассо в пределах сроков, установленных для сдачи документов в обеспечение ссуд.. К ненормируемым относят товары, отгруженные по расчетным документам, по которым истекли сроки сдачи их в обеспечение ссуд, материалы отгруженные по переданным в банк на инкассо расчетным документам, сроки оплаты которых еще не наступили; товары отгруженные, но не оплаченные в срок [18, с. 567].
Нормируемые товарные запасы в организации находятся под постоянным контролем. Нормирование товарных запасов производится организацией самостоятельно исходя из особенностей материально- технического снабжения.
Таким образом, товарные запасы являются очень важным элементом кругооборота средств в организации, обеспечивая бесперебойность процесса производства. Наиболее изучаемой категорией запасов в организации являются текущие запасы, страховые и сезонные. Вопрос нормирования запасов в организации очень значим для обеспечения бесперебойности производства.
Совокупность
показателей деятельности торгового
предприятия определяется нормативными
актами государства, в котором оно
функционирует. Основными финансово-
Целью предприятия является получение прибыли, которая в оптовой торговле образуется за счет превышения доходов над издержками (расходами).
Доходы от оптовой деятельности предприятия складываются из разницы между ценой приобретения товара у производителя и ценой реализации товара покупателю или оптовой наценкой (надбавкой). В настоящее время величина наценки устанавливается на договорных началах между продавцом и покупателем.
К показателям, характеризующим товарооборот розничного предприятия, относятся:
Важным моментом управления товарооборота розничного предприятия является его экономический анализ.
Анализ розничного товарооборота предприятия в рыночной системе должен ответить на следующие вопросы: каковы тенденции и темпы изменения продаж; кому продаются товары; какова товарная структура товарооборота; в какие регионы реализуются товары; каково соотношение складских и транзитных продаж; каково состояние товарных запасов и оборачиваемость; кто является поставщиками розничного предприятия и каковы объемы поставок. Анализ розничного оборота включает три раздела:
Кроме показателя
розничного товарооборота, который
имеет особое значение и специфику
в систему показателей
При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования розничного предприятия (товарооборот, собственный капитал, валовой доход, расходы на продажу, основные фонды и другие показатели).
Наряду с показателями товарооборота капитала основных и оборотных средств для расчета уровня рентабельности применяются и другие показатели: торговая площадь, численность персонала, расходы на продажу, каждый из которых подчеркивает предельный аспеКредит результатов деятельности торгового предприятия.
Изучение системы показателей деятельности розничного предприятия следует проводить в динамике, в сравнении с показателями других аналогичных торговых предприятий.
Таким образом представляет интерес изучение и анализ показателей на конкретном предприятии и сопоставление полученных результатов с тенденциями, сложившимися в отрасли торговли.
Товарооборачиваемость отражает различные стороны социально-экономических отношений в стране и является сложной экономической категорией и важным синтетическим (обобщающим) показателем. Он представляет собой объем продажи товаров населению через все каналы реализации. Его величина на уровне страны и регионов складывается из объема реализации розничных торговых предприятий и объема продажи товаров населению на вещевых, смешанных и продовольственных рынках (данные получают путем выборочных статистических обследований). В каждом статистическом сборнике данные о розничном товарообороте приводятся с учетом экспертной оценки объемов неорганизованного ввоза и продажи товаров на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
Среди показателей, выражающих конечные результаты функционирования торговли, большое значение имеет объем продажи товаров и оказание услуг. [5, с. 245]
В статье 492 ГК РФ указано, что согласно договору розничной купли-Продажи продавец, осуществляющий продажу товаров в розницу обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью (это один из важнейших признаков определения вида торговли). Во всех случаях оборот, возникающий при реализации товаров подотчетным лицам юридического лица через кассовый аппарат, учитывается у продавца в составе розничного товарооборота так как нет возможности установи, для каких целей приобретен товар
Согласно инструкции Госкомстата России «розничным товарооборотом является продажа товаров за наличный расчет населению». В этой Инструкции в состав розничного оборота включается также продажа продовольственных товаров отдельным юридическим лицам (социального назначения: больницам, детским учреждениям, домам инвалидов, престарелых и т. п.) по безналичному расчету из розничной сети, мелкооптовых баз, сети предприятий питания для организации питания обслуживаемых ими контингентов населения.
Продажа непродовольственных товаров (ранее относимая к розничному товарообороту) юридическим лицам по безналичному расчету для их собственных нужд считается оптовой продажей.
Данные о
розничном товарообороте
Товарооборачиваемость учитывается в розничных ценах, т. е. фактических продажных ценах, включая НДС и акцизы. Величина розничного товарооборота в целом то внутренней торговле используется в числе основных показателей для оценки социально-экономического положения страны, при характеристике масштаба и структуры потребительского рынка. Товарооборачиваемость в значительной степени влияет на денежной оборот, определяет бюджетные поступления и находит отражение во многих других макроэкономических показателях.
По темпам роста розничного товарооборота и изменениям его структуры судят об изменениях в уровне жизни населения.
Товарооборачиваемость представляет собой один из показателей процесса воспроизводства, характеризует заключительный этап движения товаров из сферы обращения в сферу потребления. Его объем и изменения отражают важные пропорции национальной экономики: соотношения темпов роста производства средств производства и предметов потребления, распределение национального дохода на фонд потребления и фонд накопления, долю индивидуальной оплаты труда в национальном доходе, масштабы и уровень удовлетворения спроси населения на товары и т. п.
Экономическая категория выражает определенную группу экономических отношений, которые определяют ее сущность. Поэтому обмен денежных доходов на необходимые товары и услуги на рынке в порядке купли-продажи и экономические отношения, связанные с этим обменом, выражают сущность розничного товарооборота. [6, с. 156]
Одновременно
товарооборачиваемость
На федеральном уровне объем товарооборота увязывается (при его оценке за отчетный период) с данными таможенной статистики и домашних хозяйств, а также с товарными ресурсами путем составления баланса товарного обеспечения розничного товарооборота. На региональное уровне, общий объем розничного товарооборота должен корреспондироваться с данными статистики домашних хозяйств о расходах населения на покупку товаров.
В общем контексте под оборачиваемостью товарных запасов (товарооборотом) понимают продажу товаров массового потребления и предоставление платных торговых услуг населению для удовлетворения личных нужд в обмен на его денежные доходы или другим предприятиям – для дальнейшей переработки или продажи. [10, с.123]
На величину товарных
запасов и
Важнейшими факторами, влияющими на оборачиваемость и величину товарных запасов, являются следующие:
На оборачиваемость товаров оказывает влияние и ряд других факторов: насыщенность товарных рынков, звенность товародвижения, объемы импорта, распределение запасов товаров между оптовыми и розничными звеньями торговли, уровень цен на конкретные товары и товарные группы, организация рекламы и продажи товаров, организация труда, квалификация кадров и уровень руководства торгово-технологическими процессами и т.п.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие решает следующие основные задачи:
Результаты экономического анализа ложатся в основу разработки конкретных мероприятий по улучшению состояния товарных запасов ускорению оборачиваемости, по повышению эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.
Анализ товарных запасов проводят путем сравнения их фактического размера в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами, затем рассчитывают темпы изменения товарных запасов.
Для более полного изучения состояния товарных запасов розничного торгового предприятия проводят анализ по отдельным товарным группам. Это позволяет определить, в какой мере в анализируемом периоде товарные запасы обеспечивали широту ассортимента, соответствие его спросу покупателей, улучшению развития товарооборота.
Анализ объема
и структуры товарооборота
На первом этапе анализа определяют общий объем реализации товара и платных услуг в стоимостном размере, а по некоторым товарным группам и видам товаров - так же в натуральном размере.
Определение общего объема товарооборота и анализ степени выполнения планов | |
Анализ динамики общего объема товарооборота | |
Анализ товарно-групповой структуры товарооборота | |
Анализ состава товарооборота по его определенным видам | |
Анализ ритмичности и сезонности реализации товаров | |
Количественная оценка факторов, которая обуславливает изменение товарооборота | |
Анализ запаса финансовой прочности предприятия |
Рисунок 1.1. - Последовательность и этапы анализа товарооборота предприятия [13,с. 16]