Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:39, реферат
Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Каждый товар обладает двумя свойствами:
1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;
2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.
Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.
Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Каждый товар обладает двумя свойствами:
1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;
2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.
Различные
вещи способны удовлетворять различные
человеческие потребности. Например, хлеб,
мясо, масло и другие продовольственные
продукты удовлетворяют потребность в
пище. Костюмы, платья, пальто и т. п. удовлетворяют
потребность в одежде; инструменты и машины
— потребность в орудиях производства
[4].
Под потребительной стоимостью понимается способность вещи удовлетворять какую-либо потребность.
Способы удовлетворения человеческих потребностей могут быть весьма различными:
Потребительную стоимость имеют и полезные для человека вещи, которые не произведены человеческим трудом, например, дикорастущие плоды, вода в источниках и т. п. В отличие от них потребительная стоимость товара является потребительной стоимостью для других, т. е. общественной потребительной стоимостью. Она поступает в потребление через куплю-продажу [1].
Потребительная стоимость товара обладает определенными свойствами:
1) потребительная стоимость большей частью находится в прямой зависимости от естественных свойств вещи. Так, продовольственные продукты имеют потребительную стоимость потому что содержат в себе белки, жиры, углеводы и витамины, необходимые для человеческого организма. Нефть имеет потребительную стоимость как топливо, потому что при сгорании выделяет большое количество тепловой энергии;
Потребительная стоимость товара является носителем меновой стоимости. Наличие у вещи потребительной стоимости еще не делает ее товаром. Вторым свойством, обязательно присущим товару, является меновая стоимость.
Меновая стоимость — это способность товара в определенных количественных соотношениях обмениваться на другие товары.
Меновые соотношения товаров, на первый, взгляд, представляются чем-то совершенно случайным. Они подвержены частым изменениям: сегодня на рынке 1 пара обуви обменивается на 100 кг хлеба, завтра же — на 95 кг или на 105 кг. И все же меновые пропорции тяготеют к какому-то определенному уровню. В обмене просматривается определенная закономерность. Например, одна пара обуви обменивается то на 95 кг, то на 105 кг хлеба. Но в среднем меновые пропорции между этими товарами тяготеют к уровню: 1 пара ботинок = 100 кг хлеба.
Товаровладельцы не могут субъективно приравнивать один товар к другому в любых пропорциях. Приравнивание товаров друг к другу при обмене предполагает их объективное равенство до обмена.
Может
быть, основой равенства и
На этот вопрос следует ответить отрицательно. Как потребительные стоимости товары не равны друг другу. Они качественно разнородны, несоизмеримы. Например, невозможно определить, что полезность очков во столько-то раз больше или меньше полезности холодильника.
Товары однородны и соизмеримы как меновые стоимости. Это выражается в совершенно определенных меновых пропорциях, например, 1000 очков = 1 холодильник.
Основой обмениваемости товаров является общественный труд, который затрачен на их производство. При всем многообразии их потребительных стоимостей товары качественно однородны как воплощение общественного труда. Следовательно, основой меновой стоимости товаров, причиной их обмениваемости в определенных пропорциях является общественный труд. Он воплощается в стоимости товара. Стоимость товара — это общественный труд, воплощенный в товарах и обнаруживающийся посредством обмена.
Товары, имеющие равную стоимость, обмениваются друг на друга эквивалентно. Они являются равноценными. Стоимость — это не природное свойство вещи, а общественное отношение между производителями товаров, это скрытое вещной оболочкой общественное отношение.
Стоимость
тесно связана с меновой
Стоимость — это не просто затрата труда. Она представляет косвенное выражение общественного труда через приравнивание и обмен товаров. В условиях натурального хозяйства люди учитывали и измеряли свой труд непосредственно в единицах рабочего времени — в часах, днях. В этих условиях труд не выступал в виде стоимости.
При товарном производстве общественный труд не выражается прямо в единицах рабочего времени. Он обнаруживается косвенным, окольным путем — через обмен товаров. Когда, например, 1 пара обуви приравнивается при обмене к 10 м ситца, то этим косвенным путем обнаруживается, что на производство 1 пары обуви и 10 м ситца затрачено одинаковое количество общественного труда. Стоимость — таинственна. Она — общественное отношение.
Стоимость есть историческая категория товарного производства. Она неразрывно связана с категорией товар и не существует вне товара. В условиях натурального хозяйства стоимости не было, хотя общественный труд существовал.
В товаре оба его свойства образуют диалектическое единство.
Стоимость не может, существовать без потребительной стоимости. Например, если человек будет производить такую вещь, которая не удовлетворяет ничью потребность, то его труд не создает стоимости. В свою очередь, потребительная стоимость не может существовать без стоимости, так как товар может быть использован для потребления лишь после того, как будет реализован как стоимость.
Однако потребительная стоимость и стоимость — это противоположные свойства товара:
Один и тот же товар не может быть использован одним и тем же человеком и в качестве потребительной стоимости, и в качестве стоимости. Один способ использования товара исключает другой. Действительно, для самого производителя его товар не имеет потребительной стоимости. Он ему нужен для обмена как стоимость и меновая стоимость. Напротив, в руках покупателя товар используется именно как потребительная стоимость.
Итак, хотя потребительная стоимость и стоимость товара взаимно предполагают друг друга, они в то же время в известном смысле отрицают друг друга. Потребительная стоимость и стоимость представляют собой единство противоположностей.
Два
свойства товара обусловлены двойственным
характером заключенного в нем труда [7].
В середине XIX в. теория трудовой стоимости сводилась к следующим основным положениям.
Труд любого товаропроизводителя прежде всего имеет качественную определенность: это либо портняжничество, либо ткачество, либо садоводство или другой вид труда. Причем развитие общественного разделения труда приводит к появлению все большего числа качественно разнородных видов труда. В экономической теории они получили название различных видов конкретного труда.
Конкретный труд — это каждый особый вид производственной деятельности, качественно отличающийся от всех других ее видов.
Конкретные виды труда отличаются друг от друга: