Товары

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 16:39, реферат

Краткое описание

Долгое время люди производили материальные блага не в качестве товаров, а в качестве продуктов, которые предназначались для потребления непосредственно. Следовательно, товар есть не вечное, а историческое явление.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.

Каждый товар обладает двумя свойствами:

1) способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность, или потребительной стоимостью;

2) способностью обмениваться на другие товары, или меновой стоимостью.

Вложенные файлы: 1 файл

Экон. теория.docx

— 42.91 Кб (Скачать файл)
  • объективными причинами (близость сырья, уровень специализации, уровень механизации и автоматизации производства, фондооснащенность);
  • субъективными причинами (плохая организация производства, низкая дисциплина труда, перерасход сырья и заработной платы, низкий уровень интенсивности труда, брак продукции).

     Субъективные  причины могут быть ликвидированы  полностью. Объективные причины могут быть сглажены путем создания экономически равных условий хозяйствования.

     Между индивидуальной и общественной стоимостью существует противоречие. Оно выражается: 1) в конкуренции, ведущей к снижению индивидуальной стоимости, 2) в коммерческой тайне, 3) в разорении и банкротстве предприятий, у которых индивидуальная стоимость товара выше общественной.

     Величина  стоимости товара определяется следующими факторами:

  1. уровнем производительности труда;
  2. уровнем интенсивности труда;
  3. уровнем сложности труда [6].
 

    8. Производительность, интенсивность и сложность труда 

     Производительность труда выражается в количестве потребительных стоимостей, созданных в единицу времени. Поэтому величина стоимости единицы товара обратно пропорциональна уровню производительности труда. Величина стоимости общей массы товаров не зависит от производительности труда.

     Изменение производительности труда не затрагивает  эффективности абстрактного труда. Оно имеет прямое отношение к эффективности лишь конкретного труда. Ведь производительность труда измеряется количеством потребительных стоимостей, создаваемых в единицу времени. А потребительные стоимости производятся не абстрактным, а конкретным трудом. Поэтому в равные промежутки времени один и тот же труд при измерении его производительности создает разные количества потребительных стоимостей, но всегда равные по величине стоимости. Но поскольку прежняя стоимость приходится теперь на большее количество продуктов, то стоимость единицы продукции уменьшается.

     Допустим, что для производства одного стола  требовалось 150 час. А при новых технических условиях производства за это же время производится 3 стола. Общая стоимость трех столов не изменилась, а на производство одного из них теперь приходится 50 час. Следовательно, стоимость одного стола снизилась в 3 раза.

     Необходимо  иметь в виду, что общественная стоимость товара изменится лишь в том случае, когда более высокая  производительность труда охватит  большинство предприятий, изготовляющих данный товар. Только тогда новые условия производства будут иметь значение нормальных, средних условий.

     Если  же производительность труда повысится  только на некоторых предприятиях, то это будет означать уменьшение лишь индивидуальной стоимости их товаров. Рыночный обмен в этом случае будет регулироваться прежней более высокой общественной стоимостью. Это обстоятельство выгодно тем предприятиям, индивидуальная стоимость товаров которых ниже общественной. В этом случае разница между общественной и индивидуальной стоимостью будет служит дополнительным источником их обогащения;

     Уровень интенсивности труда измеряется затратами труда в единицу времени. Поэтому величина стоимости общей массы товаров прямо пропорциональна уровню интенсивности труда. Величина же стоимости единицы товара не зависит от уровня интенсивности труда.

     При возрастании интенсивности труда  в равные промежутки времени создается различная (большая) величина стоимости. Более интенсивный труд создает в единицу времени большее количество продукции и большую стоимость, чем менее интенсивный. Рост интенсивности труда характеризуется увеличением эффективности как конкретного, так и абстрактного труда.

     Например, крестьянин собрал за день 300 кг картофеля, затратив на это 10 час труда. Индивидуальная стоимость всего картофеля составит, следовательно, 10 час, а 1 ц — 3,3 часа. На второй день работы он повысил интенсивность труда в два раза и собрал 600 кг картофеля, так как надвигался дождь. Хотя и в первый, и во второй день крестьянин работал по 10 час, но во второй день за счет увеличения интенсивности труда он создал вдвое большую стоимость, равную 20 час. Как видим, индивидуальная стоимость 1 ц картофеля осталась неизменной, она по-прежнему равняется 20 : 6 = 3,3 часа;

     Сложность труда. Простой труд — это труд неквалифицированный, который в состоянии выполнять любой здоровый человек без предварительного приобретения какой-либо квалификации. Сложный труд — это труд квалифицированный, для выполнения которого требуется предварительное обучение какой-либо специальности. Примером простого труда может служить труд землекопа или дровосека, а примерами сложного труда — труд токаря, слесаря, ювелира.

     Товары, произведенные сложным трудом, имеют  более высокую стоимость, чем  товары, содержащие в себе такое  же количество простого труда [3]. 

     Список  литературы

  1. Борисов Е.Ф., Волков В.М. Основы экономической теории. - М.: 1993г.
  2. Камаев В.Д. Экономическая теория. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 640 с., ил.
  3. Курс экономической теории/Под ред. М.И. Плотницкого. – Мн.: «Интерпрессервис»; «Мисанта», 2003. – 496 с.
  4. Основы экономической теории: Учебное пособие / В.Л. Клюня. М.Л. Зеленкевич и др. - Мн.: «Итнерпрессервис», 1996. – 483 с.
  5. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений/Под ред. Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 592 с., ил.
  6. Учебник по основам экономической теории / Под ред. В.Д. Камаева - М.: Прогресс, 1995. – 498 с.
  7. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1996. – 656 с., ил.
  8. Экономическая теория /Под ред. Н.И. Базылёва, С.П. Гурко - Мн.: Высшая школа, 1996. – 502 с.

Информация о работе Товары