Транзитный потенциал Украины и его использование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2012 в 21:19, реферат

Краткое описание

Цель работы: выяснить на каком уровне находится транзитный потенциал Украины и показать какую важную роль он играет в развитии украинского государства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………........3
Глава 1. Общая характеристика транзитного потенциала Украины……………4
Глава 2. Товарная структура и основные направления грузопотоков
международного транзита через территорию Украины…………………………...5
Глава 3. Проблемы развития транзитного потенциала Украины………………. 6
Глава 4. Перспективы развития транзитного потенциала Украины……….…..9
Глава 5. Комплексная программа утверждения Украины как транзитного
государства в 2002-2010 годах…………………………………………………...13
5.1. Общие положения………………………………………………………......13
5.2. Цель и основные направления Программы……………………………….16
5.3. Этапы выполнения Программы………………………………………….....17
5.4. Основные задачи утверждения Украины как транзитного гос-ва……....18
5.5. Результаты от реализации программы……………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….......29
Список использованной литературы…………………………………………….…..30

Вложенные файлы: 1 файл

(Инд.раб) Транзитный потенциал Украины.docx

— 54.63 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки молодежи и спорта Украины

                             Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

           

                 Индивидуальная работа на тему:

 «Транзитный потенциал Украины и его использование»

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 101-ФК                            Борисовой В.О 

 

 

                                          

 

                                                        Г. Симферополь 2011

                              Содержание

Введение …………………………………………………………………………........3

Глава 1. Общая характеристика транзитного потенциала Украины……………4

Глава 2. Товарная структура и основные направления  грузопотоков

международного транзита через территорию Украины…………………………...5

Глава 3. Проблемы развития транзитного  потенциала Украины………………. 6

Глава 4. Перспективы развития транзитного  потенциала Украины……….…..9

Глава 5. Комплексная программа утверждения Украины как транзитного

государства в 2002-2010 годах…………………………………………………...13

       5.1. Общие положения………………………………………………………......13

       5.2. Цель и основные направления Программы……………………………….16

       5.3. Этапы выполнения Программы………………………………………….....17

       5.4. Основные задачи утверждения Украины как транзитного гос-ва……....18

       5.5. Результаты  от реализации программы……………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….......29

Список использованной литературы…………………………………………….…..30                                             

 

 

                                                   Введение

Актуальность  темы: Украина по своему транзитному потенциалу занимает одно  из  первых  мест  в  Европе,  определяет  особую  значимость разработки   и   проведения   эффективной  транспортной  политики. Ведущую роль в ней должны играть ускоренное развитие транспортной инфраструктуры, создание соответственно международным стандартам национальной сети международных транспортных коридоров, ее интегрирование в транспортные системы Европы и Азии, Балтийского и Черноморского регионов.     

Цель  работы: выяснить на каком уровне находится транзитный потенциал Украины и показать  какую важную роль он играет в развитии украинского государства.

Методы  исследования: при написании данной работы были использованы литературный, статистический и аналитический методы.

Структура работы :  работа состоит из введения, пяти глав, а также подглав и заключения.

Объем работы: 27 страниц

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика транзитного потенциала   Украины

Современные тенденции развития мировой экономики характеризуются  расширением хозяйственных связей и международной кооперации. Это  способствует постоянному росту  транснациональных грузопотоков, в  том числе между странами Западной Европы и Азии, Северной Европы и  Ближнего Востока. К 2005 году они могут  вырасти на 15—20 %. Географическое положение  Украины, развитая транспортная сеть, наличие незамерзающих портов должны способствовать тому, чтобы объемы транзитных грузопотоков через ее территорию увеличивались.          Каждая тонна транзитного груза в среднем приносит сегодня 50—55 гривен дохода. Для Украины развитие транзитных перевозок означает существенное увеличение поступлений в бюджет, является одним из реальных источников финансирования транспорта. Это неоднократно отмечалось в выступлениях Президента Украины Леонида Даниловича Кучмы, решениях правительства. Общие объемы перевозок транзитных грузов по Украине составляют около 190 млн тонн в год, а с учетом переработки транзитных грузов в портах — более 223 млн тонн. Трубопроводами транспортируется более 80 % (154 млн тонн), железной дорогой — 17,7 % (33,4 млн тонн), автотранспортом — 0,7 % (1,4 млн тонн). [5]           Технологические мощности национальной транспортной инфраструктуры разрешают ежегодно перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным транспортом и перерабатывать в портах свыше 60-70 млн. т и доставлять трубопроводами до 200 млн. т товаров. Однако фактические объемы транзита составляют лишь 200 млн. т, то есть имеющийся транзитный потенциал Украины используется на 70 %, а транспорт общего пользования (без трубопроводов) – только на 50 %.  [5]         За последние годы наблюдаются тенденции к определенному росту транзитных перевозок. Но на отдельных видах транспорта, по ряду направлений и групп грузов допущены снижения объемов перевозок.

Глава 2. Товарная структура и основные направления грузопотоков международного транзита через территорию Украины  Основные транзитные грузопотоки через территорию Украины – это транспортировка газа (105 млн. т), нефти и нефтепродуктов (54 млн. т) магистральными газо– и нефтепроводами из России, на которую приходится около 80 % объемов всего транзита, в европейские страны. [11]            На транспорте общего пользования главные направления транзитных потоков проходят:                                                                                                                             -между пунктами на северо-восточных и западных границах в прямом железнодорожном и автомобильном сообщениях – 19 млн. т, или 54,3 %;                      -между пунктами на северных, восточных и частично на западных границах и морскими портами Украины – 17 млн. т, или 45,7 %. [11]      Почти 95 % транзитных потоков входит в Украину через железнодорожные переходы. В основном, это экспортные грузы из России, Беларуси, Казахстана (железная руда – 36 %, каменный уголь – 16 %, нефтепродукты – 10 %), которые направляются в Словакию, Венгрию, Австрию, Чехию, Румынию, а также через порты в другие страны мира. [11]        Автомобильные транзитные перевозки, в основном, осуществляются по автомагистралям, которые проходят по направлениям: Северо-Восточная Европа – запад Украины – Россия, Беларусь; морские порты Украины – Россия, Беларусь, Кавказ, Молдова и другие страны. В номенклатуру грузов, которые перевозятся, входят продукты питания, одежда, обувь, мебель, фармацевтическая продукция, контейнерные грузы, в том числе те, которые прибыли через морские порты.   На железнодорожном транспорте транзитные перевозки до сих пор не достигли высокого уровня, почти в три раза уменьшился транзит подакцизных товаров, который приносит наиболее весомый доход.     

 

 

        В морских портах переработка транзита возрастает в основном за счет нефти и нефтепродуктов. Транзит генеральных грузов почти не возрастает, а контейнерных — уменьшается. Практически остановились транзитные перевозки речным флотом. В морских портах перерабатывается (2007 г.) около 35 млн. т транзитных грузов, из них 17,6 млн. т передаются с/на железнодорожный транспорт. Из этих грузов свыше 16 млн. т – экспорт России и других государств, и 1 млн. т – импорт, который поступает в эти страны через украинские порты. Почти 15 млн. т транзитных нефтепродуктов, которые перерабатываются в портах, направляются трубопроводами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Проблемы развития транзитного потенциала Украины

Проблемы:

  1. недостаточное качество обслуживания грузовладельцев;
  2. низкое состояние подвижного состава и транспортной инфраструктуры                 (уровень износа подвижного состава составляет 60—70 %) ;
  3. острый дефицит полувагонов, цистерн;
  4. нехватка современных морских судов, автомобилей международного сообщения, контейнеров и подвижного состава для интермодальных перевозок;
  5. усложненная финансовая ситуация транспортных предприятий (необходимость покрывать убытки от перевозок пассажиров, пользующихся льготами, убытки эти составляют более чем миллиард гривен, и они не компенсируются из бюджета);
  6. cсуществует железнодорожный участок Одесса — Измаил, где скорость движения составов 20 км \ч (он ограничивает деятельность нескольких дунайских портов, которые могли бы приносить за счет транзита миллионные доходы, значительно перекрывающие стоимость реконструкции железной дороги);     
  7. состояние большинства автомобильных дорог не позволяет реализовать технические возможности автотранспорта.
  8. не организован сервис для экипажей, нет достаточного количества пунктов техпомощи, слабо используются возможности привлечения средств предприятий и предпринимателей;
  9. высокая степень износа портовых сооружений и технического оборудования (существенно уменьшает скорость и качество переработки грузов, зачастую из-за этого грузовладелец меняет порт переработки) ;  
  10. массовые задержки грузов на подходах к морским портам из-за несогласованных действий железнодорожников и портовиков;
  11. недостаточен уровень транспортно-экспедиционного обслуживания транзитных перевозок (многие экспедиторские фирмы  даже не зарегистрированы, не способны квалифицированно обслуживать потребителей, предлагают не всегда легальные схемы услуг, уклоняются от налогов);
  12. на территории Украины работает большое число иностранных фирм, которые, используя отечественные трудовые и материальные ресурсы, заботятся, прежде всего, о собственных интересах; 
  13. необходимо дифференцированно подходить к снижению тарифов и цен: снижать их там, где это нужно, для того, чтобы занять достойное место на рынке транспортных услуг; 
  14. отставание главных управлений Минтранса: в первую очередь, правового обеспечения и внешних связей;
  15. неупорядоченными и длительными остаются процедура контрольно-проверочных операций и механизм оформления документов на транзитные грузы (в особенности это относится к автомобильным и контейнерным перевозкам);
  16. неустроенность системы контроля грузов на границе, оплата высокой стоимости услуг, которые предоставляются таможенными брокерами, контрольными службами и транспортными терминалами, в многочисленных бюрократических преградах при оформлении транзитных перевозок, низкой скорости доставки грузов, неблагоприятной криминальной обстановке, недостатке комплексного, в том числе информационного обслуживания на пути транзита, в отсутствии комплекса правовых актов, которые регулируют транзитные перевозки и их экспедиционное обслуживание.

 

 

 

 

Глава 4. Перспективы развития транзитного  потенциала Украины

Перспективы: 
1) осуществление мероприятий по тарифному стимулированию развития транзита (внедрение единого сбора, сквозных тарифов, тарифных уступок и т.п.); 
2) исследование, разработка критериев и осуществление интегрированной оценки доходов и затрат при международном транзите грузов территорией Украины на основе общей для всех участников транзита маркетинговой стратегии ценообразования; 
3) снижение стоимости услуг, сопутствующих транзитной перевозке; 
4) подготовка и представление в установленном порядке предложений относительно льготного налогообложения операций по предоставлению услуг, связанных с перевозкой (перемещением) грузов и пассажиров транзитом через территорию Украины; 
5) подготовка нормативно-правовых актов относительно тарифов (включая сквозные) по направлениям прохождения транспортных коридоров; разработка методики формирования сквозных тарифов на перевозку транзитных грузов; 
6) осуществление мероприятий по тарифному стимулированию развития транзитных контейнерных перевозок; 
7) усовершенствование организации охраны и сопровождения подакцизных товаров, которые перемещаются транзитом через таможенную территорию Украины, разработка и внедрение экономически обоснованных тарифов на сопровождение этих товаров со скидкой на 20-30 %; 
8) создание системы мониторинга тарифов и цен относительно предоставления услуг по перевозкам и переработке транзитных грузов на железных дорогах и в портах иностранных государств, которые конкурируют с украинскими. Осуществление гибкой тарифной политики с целью привлечения грузов для следования территорией Украины; 
9) разработка и внедрение методик установления гибких тарифов на транспортирование нефти, естественного газа и аммиака магистральными трубопроводами Украины с учетом мировых цен на энергоносители. 
С целью усовершенствования организации транзитных перевозок представляется целесообразным: 
1) повышение качества организации транзитных перевозок к уровню, который отвечает европейскому стандарту качества ІБО, широкое внедрение на базе новых информационных технологий принципов транспортной логистики в организацию транспортного и транспортно-экспедиторского обслуживания международного транзита; 
2) развитие смешанных (комбинированных) перевозок; разработка и внедрение на основных направлениях транзитных перевозок комплексных транспортно-технологических систем пропуска грузопотоков с обеспечением взаимодействия всех видов транспорта, терминалов, пунктов пропуска грузов через государственную границу Украины на основе согласованных графиков движения, режимов работы, технологий перевозок, переработки и контроля грузов; 
3) разработка единой информационной сети, систем связи и передачи данных для участников процесса доставки транзитных грузов (первый этап); 
4) разработка и внедрение систем электронного обмена данными и электронной обработки данных с созданием условий защиты информации (первоочередные работы); 
5) усовершенствование системы транспортно-экспедиторского обслуживания транзитных перевозок, повышение роли международных экспедиторов в обеспечении ими предоставления владельцам груза услуг, финансовых гарантий, в организации доставки транзитных грузов, учреждений операторских компаний смешанных(комбинированных) перевозок; 
6) создание на основных направлениях транзитных перевозок в смешанном соединении комплексных транспортно-технологических систем пропуска грузопотоков с обеспечением взаимодействия всех видов транспорта, терминалов, пунктов пропуска грузов через государственную границу Украины на основе сквозных тарифов, согласованных графиков движения, режимов работы, технологий; 
7) создание в основных приморских транспортных узлах наблюдательных советов с включением в них представителей администраций морских портов, стивидорных компаний, железных дорог и других видов транспорта, экспедиторов и владельцев груза для обеспечения их четкого взаимодействия, гармонизации интересов обеспечения оптимальных технологий накопления судовых партий; 
8) проведение исследований и экспериментальной проверки на базе Илличевского, Одесского и Ренийского морских портов, а также Закарпатского транспортного узла (г. Чоп) эффективности деятельности и дальнейшего расширения сети логистических товарораспределительных центров; 
9) исследование и подготовка предложений относительно перспективного развития комбинированных перевозок: контейнерных, контрейлерних; 
10) разработка комплексных планов развития морских (речных) портов и припортовых железнодорожных станций; реализация этих планов; 
11) разработка и реализация мероприятий по увеличению объемов транзита грузов на украинском участке реки Дунай и организации смешанных (железнодорожно-водных) перевозок с использованием р.Тиса; 
12) обеспечение приоритетного пропуска поездов с транзитными грузами за направлениями основных массовых перевозок, сокращение их простоев на станциях, организация движения экспрессных поездов с транзитными грузами; повышение на 30 % скорости доставки транзитных грузов

13) установление для всех  видов транзитных перевозок гарантированных  сроков доставки грузов; 
14) создание соответственно мировому опыту конкурентной среды на рынке услуг относительно гарантирования доставки подакцизных грузов в таможни назначения; 
15) создание в пунктах пропуска через государственную границу Украины информационно-справочной компьютерной системы; 
16) внедрение типичного проекта автомобильного пункта пропуска модульного типа соответственно европейским стандартам.

 

Глава 5. «Комплексная программа утверждения Украины  как транзитного государства  в 2002-2010 годах»

Программа разработана с  целью привлечения  дополнительных  поступлений  в  бюджеты  всех уровней   за   счет увеличения  объемов  транзитных  перевозок  пассажиров и грузов через территорию Украины.

5.1. Общие положения                                       Современные тенденции      развития      мировой       экономики характеризуются  постоянным  расширением хозяйственных связей и международной экономической кооперации.  Поэтому приоритетным направлением  в политике   развитых   стран   стали   интеграционные  процессы,  которые предусматривает  создание  условий  для  свободного  перемещения   товаров, услуг,  капиталов,  рабочей силы. Это обуславливает постоянное возрастание транснациональных потоков и международного  транзита  грузов.  Для многих   государств   перевозки  транзитных  грузов  через  свою территорию  стало  важным  источником  экспорта  услуг,   валютных поступлений в бюджет, создание дополнительных рабочих мест. Вопрос развития  транзита   займет   видное   место   в   европейской транспортной    политике.   Подтверждением   этого   есть   развитие международных   транспортных   коридоров   на   основных   направлениях транснациональных перевозок.         Выгодное географическое   положение  Украины  на  пути  основных транзитных потоков между Европой и Азией,  наличие  незамерзающих черноморских портов,  развитой сети железных дорог,  автомобильных дорог, трубопроводов в широтных и меридиональных направлениях создает все необходимые предпосылки для увеличения объемов транзита грузов.    В связи   с   будущим  присоединением  Украины  к  Мировой организации торговли обеспечение свободного  транзита  грузов  и его   развитие будут  оказывать содействие  повышению  эффективности  внешней торговли,  равноправному вхождению Украины к системе международного разделения труда, созданию стабильного источника валютных поступлений бюджет.  На  современном  этапе  увеличения  объемов   международного транзита   территорией   Украины   может   стать  важным  фактором стабилизации и структурной перестройки  ее  экономики.  При  этом следует учитывать, что транзит как вид экспорта транспортных услуг есть одним из наиболее эффективных,  а инвестиции в эту сферу транспортной деятельности дают быструю отдачу.           Как свидетельствует  международная  практика,  эффективное  функционирование транзитной системы зависит от  национального  законодательства,  которое отвечает     общепринятым    международным    нормам,    его стабильности, оптимальной тарифно-ценовой и налоговой политики в этой  сфере,  развитой  транспортной  инфраструктуры международного значения  и оборудованных на  высоком техническом    пунктов пропуска через границы,  использование прогрессивных, построенных на логистических принципах технологий перевозок и переработки грузов, современных    систем    организации   документооборота,   расчетов, информационного обеспечения. Технологические     мощности     национальной     транспортной инфраструктуры  дают  возможность  каждый год  перевозить железными дорогами, внутренним водным и автомобильным  транспортом  и  перерабатывать  в портах   свыше   60-70  млн.  тонн  и  доставлять  трубопроводным транспортом близко  200  млн.  тонн  транзитных  грузов.  Однако фактические  объемы  транзита  составляют лишь 200 млн.  тонн,  то есть имеющийся  транзитный  потенциал  Украины  используется  на   70 %,   а   на   транспорте   общего   пользования  (без трубопроводов) - лишь на 50 %.      По оценкам международных экспертов ООН  и  ЕС  и  прогнозами Совета  по  изучению  продуктивных  сил  Национальной  академии наук Украины,  до  2010  года  можно ожидать  увеличение  товарообмена  за направлениями   европейской   вехе  "Север  -  Юг"  на  25-30, евразийской -  на  30-35  %.      

Информация о работе Транзитный потенциал Украины и его использование