Транспортный сектор мировой экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ транспортного сектора мировой экономики.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Проанализировать современное состояние транспортного сектора мировой экономики;
выявить региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики;
провести анализ динамики развития транспортного сектора мировой экономики;
обозначить перспективы развития транспортного сектора мировой экономики.

Содержание

Введение 3
1. Современное состояние транспортного сектора мировой экономики 7
2. Региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики 13
3. Динамика развития транспортного сектора мировой экономики 20
4. Перспективы развития транспортного сектора мировой экономики 28
Заключение 36
Список литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 227.76 Кб (Скачать файл)

     Развитие  системы контейнерных перевозок, механизация  погрузочно-разгрузочных работ способствовали снижению издержек на перевозки морским  транспортом. Эффективность работы транспорта во многом зависит от организации  работы инфраструктуры портов — перегрузка и складирование товаров, ремонт судов и их снабжение топливом, водой.

     Доля  затрат на транспорт в стоимости  товаров различается между регионами  и странами мира и зависит, в первую очередь, от их географического положения. Стоимость транспортных услуг для  стран, не имеющих выхода к морю, почти на ½ выше. Кроме того, очевидно, что транспортные издержки на единицу  товара гораздо больше для продукции  добывающих отраслей, сельскохозяйственной продукции, требующих особых условий  перевозки, чем для дорогих промышленных товаров.

     Географическое  положение крупнейших грузовых портов мира отражает распределение экономической  мощи стран и их участие в международном  разделении труда.

     Важнейшая тенденция в развитии мирового грузового  транспорта — формирование контейнерной системы, которая обеспечивает перевозку  около 40% генеральных грузов и создание транспортных коридоров, объединяющих несколько видов транспорта для  перевозок грузов через территорию нескольких стран. Так, в Европе намечено создать девять таких коридоров; два пройдут через Россию: Берлин — Варшава — Минск — Москва — Нижний Новгород — Екатеринбург; Хельсинки — Санкт-Петербург  — Москва — Киев — Одесса.

     Крупнейшими контейнерными морскими портами  мира являются Сингапур, Сянган и Шанхай. За последние годы в число крупнейших контейнерных портов мира вошли порты  динамично развивающихся стран  Азии, в первую очередь, Китая. Европейские порты, хотя и увеличили грузооборот, в рейтинге сместились на 7-8 место.

     Новыми  тенденциями в развитии мировых  грузоперевозок — это широкое  распространение грузовых авиаперевозок. Этим видом транспорта стали перевозиться товары, чувствительные ко времени  доставки — скоропортящиеся продукты (например, клубника из ЮАР в Лондон, свежая рыба для японских ресторанов в Париж), срезанные цветы, электроника, детали и узлы машин. Авиаперевозки  активно используются ТНК для  внутрифирменных поставок грузов между  подразделениями компаний.

     Пассажирский  транспорт. Глобализация мировой экономики, углубление внешнеторговых, туристских, научных и культурных связей привело к резкому росту подвижности населения.

     Важнейший показатель развития пассажирского  транспорта — пассажирооборот (пассажиро-километры). Региональные различия по этому показателю весьма существенны: максимальный показатель в Северной Америке — 12,7 тыс. и Западной Европе — 8,2 тыс.

     Основная  часть пассажирооборота приходится на автомобильный транспорт (80%), на железнодорожный и авиационный  — 10%.7

 

2. Региональные особенности  развития транспортной сферы  мировой экономики

 

     Региональная структура мировой транспортной системы зависит от уровня развития и размещения производства в разных частях земного шара, от характера размещения населения, от различий в природных условиях и ресурсах.

     Мировая транспортная система неоднородна. Прежде всего, в ней можно выделить транспортные системы развитых и развивающихся стран.

     Транспортные  системы развитых стран составляют 78% общей протяженности мировой транспортной сети, 74% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 50-60 км на 100 км2 территории; характеризуется высоким техническим уровнем, тесным взаимодействием всех видов транспорта, сложной конфигурацией транспортной сети, высокой «подвижностью» населения. Транспортные системы развивающихся стран составляют 22% общей протяженности мировой транспортной сети, 26% мирового грузооборота; плотность транспортной сети – 5-10 км на 100 км территории; характеризуется невысоким техническим уровнем, преобладанием одного-двух видов (железнодорожного, трубопроводного) транспорта, преобладанием транспортных линий, соединяющих главный центр (порт, столицу) с районами экспортной специализации, низкой «подвижностью» населения.8

     Существенно различаются между собой и  региональные транспортные системы – транспортные системы Западной Европы, Северной Америки, Латинской Америки, Южной Азии, Юго-Западной Азии, Северной Африки и др.

     Наиболее  развитыми являются транспортные системы Северной Америки и Западной Европы. Северная Америка занимает первое место по общей длине дорог (30% всех мировых путей сообщения) и по грузообороту основных видов транспорта. Западная Европа лидирует по густоте сети и частоте движения, хотя сильно уступает Северной Америке по дальности перевозок. При этом и в Северной Америке, и в Западной Европе ведущая роль принадлежит автомобильному, трубопроводному и воздушному транспорту.

     Виды  транспорта группируются следующим  образом: сухопутный (сухопутный и трубопроводный), водный (морской и речной) и воздушный.

     По  структуре мирового грузо- и пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт, на который приходится 8% грузооборота и 80% пассажирооборота от общего мирового объема (на железнодорожный – 16% грузооборота и 11% пассажирооборота, на трубопроводный – 11% грузооборота, на морской – 62% грузооборота и 1% пассажирооборота, на речной – 3% грузооборота и 1% пассажирооборота, на воздушный  – менее 1% грузооборота и 8% пассажирооборота).

     Автомобильный транспорт зародился в начале XX в. и является наиболее дорогим  видом транспорта, обладающим большой  маневренностью, скоростью движения и возможностью доставлять грузы  непосредственно потребителям. Общая  протяженность автомобильных дорог  – 24 млн. км (70% общей длины всех путей  сообщения). Плотность автодорог  в мире – 180 км на 100 км2 территории.9

     Самая большая протяженность автодорог  в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции; самая густая сеть автодорог  в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании; самый высокий  уровень автомобилизации в США (600 автомобилей на 1000 жителей). Здесь  же и самый высокий грузооборот  автомобильного транспорта.

     Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку  грузов и пассажиров на дальние расстояния. Наибольшая протяженность железных дорог – в США, Канаде, России, Индии, Китае. Самой густой сетью  железных дорог обладают Германия, Бельгия, Швейцария, Чехия. По грузообороту лидируют Россия, США, Китай, Канада, Польша.

     В развитых странах наблюдается тенденция к сокращению железнодорожной сети, в развивающихся, напротив, – к расширению.

     Трубопроводный  транспорт. Первые нефтепроводы были построены  в США в конце XIX в. Эта страна в настоящее время лидирует по протяженности нефте- и газопроводов. Наряду с США самыми длинными трубопроводами обладают Россия и Канада. Крупнейшие в мире магистральные трубопроводы проложены в России («Дружба», «Союз», «Прогресс», «Сияние Севера»).

     Морской транспорт – важная часть мировой  транспортной системы, выполняющая межконтинентальные перевозки. Морской транспорт обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок Японии и Великобритании, 90% всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

     Морской транспорт имеет самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический океан, где  сформировались три главных направления перевозок:

     Европа  – Северная Америка;

     Европа  – Южная Америка;

     Африка  – Европа.

     По  тоннажу морского флота лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Растет тоннаж морского флота развивающихся  стран. Это связано с предоставлением  так называемых дешевых флагов: использованием предприятиями развитых стран судов и дешевой рабочей силы.

     Важным  звеном транспортной системы являются морские порты: универсальные (характерные для развитых стран) и специализированные (характерные для развивающихся стран).10

     Важное  значение для морского транспорта имеют  морские каналы и проливы (Суэцкий  и Панамский каналы, Ла-Манш, Гибралтарский, Малаккский проливы).

     Речной  транспорт наиболее развит в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции. Эти страны лидируют по грузообороту речного транспорта.

     Важную  роль играют международные речные бассейны: Дунай (объединяющий 12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).

     Многие  речные бассейны (Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.) имеют значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные  магистрали.

     В настоящее время широко используются суда типа «река – море», позволяющие  доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

     Воздушный транспорт самый молодой и  динамичный, он обеспечивает перевозку  пассажиров и грузов на большие расстояния. Наибольший пассажирооборот отмечается в США, России, Японии, Великобритании, Канаде, Франции, Германии.

     Крупнейшие  аэропорты мира расположены в  Чикаго, Далласе, Лос-Анджелесе, Атланте, Лондоне. Всего в мире 34 крупных  аэропорта, причем половина из них –  в США, 8 – в Европе.

     Главные направления воздушных трасс:

     Европа  – Северная Америка;

     Европа  – Южная Америка;

     Европа  – Ближний Восток;

     Европа  – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия;

     Европа  – Африка;

     США – Восточная и Юго-Восточная  Азия и Австралия;

     США – Южная Америка.

     Финансирование  транспортного комплекса в промышленно развитых странах традиционно является одной из приоритетных функций государства, ибо транспорт наряду с энергетикой и связью является всеобщей важнейшей базой нормальной деятельности производства и социальной среды в государстве. Как показывает мировой опыт, государство не может снять с себя ответственность за развитие транспорта общего пользования и отказаться от элементов регулирования важнейших направлений его хозяйственной деятельности. В сфере капиталовложений оно или прямо участвует в инвестиционном процессе, или берет на себя функции регулирования деятельности частного капитала по привлечению средств на транспорт.11

     Важное  значение с точки зрения влияния  на инвестиционный процесс на транспорте оказывает научно-технический прогресс. Под воздействием НТП существенно  изменилась роль основных фондов транспортного комплекса, которые в количественном отношении достигли необходимого уровня развития и адекватно удовлетворяют потребности населения и экономики промышленно развитых стран в перевозках. В связи с этим инвестиции в основном направляются на обеспечение не экстенсивного, а интенсивного развития транспорта: повышение доли технически усовершенствованных путей сообщения и транспортных средств, более широкое распространение прогрессивных технологий, обеспечивающих рост производительности труда работников данной сферы и качества обслуживания.

     Такие изменения в инвестировании сопровождались сокращением общих объемов капитальных  вложений на транспорте США, ФРГ и  Японии. В то же время на отдельных  видах транспорта, наиболее приспособленных  к структурной перестройке хозяйства, наблюдалась некоторая активизация  инвестиционной деятельности. Так, общие  капитальные вложения (государственные  и частные) в транспорт США  в 1986-1995 гг. по сравнению с 1976-1980 гг. и 1981-1985 гг. уменьшились соответственно на 11,0 и 7,3%. Однако на фоне общего сокращения инвестиций в развитие транспорта США капитальные вложения в воздушный и автомобильный транспорт (начиная с 1981 г.) постоянно увеличивались.

Информация о работе Транспортный сектор мировой экономики