Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 11:55, курсовая работа
Целью данной работы является анализ транспортного сектора мировой экономики.
Достижение поставленной цели потребовало постановки и решения следующих задач:
Проанализировать современное состояние транспортного сектора мировой экономики;
выявить региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики;
провести анализ динамики развития транспортного сектора мировой экономики;
обозначить перспективы развития транспортного сектора мировой экономики.
Введение 3
1. Современное состояние транспортного сектора мировой экономики 7
2. Региональные особенности развития транспортной сферы мировой экономики 13
3. Динамика развития транспортного сектора мировой экономики 20
4. Перспективы развития транспортного сектора мировой экономики 28
Заключение 36
Список литературы 39
Городской
транспорт субсидируется в
В мире нет обособленного от национальных транспортных систем какого-либо особого международного транспорта, предназначенного исключительно для международных перевозок грузов и пассажиров. В действительности международные перевозки обслуживают национальные перевозчики различных стран, использующие для этого свой подвижной состав (морские и речные суда, самолеты, вагоны, автомобили), а также транспортные сети (железнодорожные, автомобильные, речные, воздушные) и транспортные узлы (морские и речные порты, аэропорты, железнодорожные станции и автостанции, грузовые и пассажирские терминалы, относящиеся к транспортным системам отдельных стран).
Транспортная система Российской Федерации является частью мировой транспортной системы. Россия обладает развитой транспортной сетью, включающей в себя 115 тыс. км железных дорог, 115 тыс. км внутренних водных судоходных путей, более 600 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием, 70 тыс. км магистральных нефте- и продуктопроводов, свыше 140 тыс. км магистральных газопроводов. В транспортную сеть России входят свыше 600 тыс. км воздушных линий и множество морских трасс различной протяженности.12
В
России для перевозок грузов и
пассажиров используются тысячи морских
и речных судов, локомотивов и
самолетов, сотни тысяч вагонов,
несколько миллионов
Переход
мировой экономики к
Последнее
десятилетие ХХ в. положило начало заключительному
этапу формирования современного международного
транспортного комплекса. Важнейшая
черта данного этапа
Исследование
характеристик вышеназванных
Развитие мирового транспорта характеризуется ростом путей сообщения, грузовых и пассажирских перевозок. Рост перевозок опережает рост путей сообщения. На примере США можно сказать, что по мере экономического развития динамика грузооборота уменьшается, а пассажирооборота растет. Так, за 1940—1985 гг. ВВП увеличился в 4,9 раза, межгородской грузооборот — в 3,9, а межгородской пассажирооборот — в 5,6 раза.
В современной мировой экономике доля транспорта составляет около 6 процентов. В валовом внутреннем продукте развитых стран - 4-5 процента, развивающихся - 10-12 процентов. На транспорте занято от 3-х до 9-ти процентов мировой рабочей силы. В развитых экономиках на одного жителя в среднем производится 22-25 тонн продукции, в развивающихся - в два раза меньше. Каждая тонна общественной продукции требует 860-900 тонна километров работы транспорта, включая морские перевозки.15
Динамика развития международной транспортной сети в 1970-2010 гг. по путям сообщений представлена на рисунке 1.
Рисунок
1. Динамика развития международной
транспортной сети в 1970-2010 гг.
В 2000 году в мире функционировало около 37 млн км. транспортных путей. В последние десятилетие общий ежегодный прирост стабилизировался на уровне 4,5 процентов. По оценкам экспертов данная тенденция сохранится до 2010 года. При этом наиболее быстрыми темпами растет протяженность воздушных путей сообщения. К 2010 году по сравнению с 1970 годом они увеличатся 2,1 раза. Протяженность российских авиалиний в 2001 году достигла 800 тыс км, что составляет 9,4% мировых воздушных путей. На этой сети действуют 756 аэропортов.
Протяженность
мировой железнодорожной сети в
2000 году составила 1.08 млн км. По прогнозным
оценкам к 2010 году она сократиться
до 1,06 млн км. Общее сокращение по
сравнению с 1970 годом составит 20
процентов. Наибольшую длину имеют
железные дороги США - 22,2% всех железных
дорог мира, Россия - 8,3%, Китай - 5,6%. По
железным дорогам России перевозится
около 20% мирового грузооборота и 15% пасажирооборота.
На этой сети функционирует более 4
тыс железнодорожных станций. По
числу электрофицированных
В 2001 г. транспортным комплексом России было перевезено 1632 млд тонна км. грузов (без трубопроводного) или около 4 % всего мирового грузопотока.
Рисунок 2. Грузооборот России в 2001 году по видам транспорта.
Наибольший удельный вес приходится на железнодорожный транспорт - 88,3%, на морской -5,6%, на автомобильный - 1,4%.
На
рубеже ХХI века мировое производство
входит в качественно новый этап
технологических изменений. Меняется
структура международной
В чем суть этих перемен? В международной торговле снижается доля добывающих и первичных отраслей.
Рисунок
3. Распределение мировой торговли
по видам продукции в 1980-2010 гг.
Как видно из графиков в структуре грузов доля промышленных товаров с высоким удельным весом стоимости и низкой материалоемкостью растет опережающими темпами (синий график). Доля товаров с высоким физическим объемом (сырье, продовольствие, горючие материалы) - сокращается.
За последние 20 лет доля транспортной составляющей в международной цене товара снизилась в среднем до 5-10 процентов. В тоже время резко возросла стоимость перевозимого товара. Это привело к росту мировых страховых ставок. В 2000 году по сравнению с 1980 годом они выросли в 5,8 раза. В прогнозах на 2010 год сохраняется устойчивая тенденция их роста. В этих условиях на первый план выходят качественные факторы транспортных услуг. На языке транспортников они звучат как четыре "С" - скорость, стоимость, сервис, стабильность. Именно они определяют уровень конкурентоспособности национальных транспортных систем.17
Анализ
тенденций изменения мировой
грузовой базы показывает, что к 2010
году по видам транспорта грузопоток
распределится следующим
Рисунок 4. Мировой грузооборот по видам транспорта в 1970-2010 гг.
Самый большой объем грузов был привлечен в мировую транспортную сеть в конце 70-х начале 80-х годов. Он составил 47,6 млрд тонна километров. На протяжении последних двадцати лет произошли коренные изменения структуры и объемов перевозок. К 2010 году по сравнению с 1980 годом грузооборот сократится на 20 процентов. В этих условиях будет происходить дальнейшее обострение конкурентной борьбы за качество транспортных услуг.
Более благоприятная ситуация складывается на мировом пассажирском рынке. В условиях перехода к отрытым моделям хозяйствования он демонстрирует устойчивую тенденцию роста. К 2010 мировой объем пассажирооборота по сравнению с 1970 годом возрастет в 4,2 раза. По видам транспорта (в млрд ткм.) он распределяется следующим образом :
Рисунок
5. Мировой пассажиропоток по видам
транспорта в 1970-2010 гг.
Рыночный базис отношений обусловливает конкурентный характер развития. В то же время на международном рынке транспортных услуг более 60% перевозок приходится на три региона - территории США, ЕС и АТР (Япония и Китай). Специфика транспортного комплекса заключается также в его военно-стратегическом назначении, потому эта сфера подвержена значительному регулированию. В таких условиях возникает объективная необходимость в конкурентоспособных перевозчиках, соответствующих критериям по трем ключевым (микро-, мезо-, макро-) уровням. Рост конкурентоспособности производителей транспортной услуги является первостепенной задачей развития транспорта. Направления повышения конкурентоспособности должны быть адекватны каждому уровню.