Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 13:07, контрольная работа
По мере технической оснащенности транспорта открываются новые возможности решения социальных задач в обществе. Транспорт облегчает производственную деятельность человека, все больше вытесняя физический труд из сферы производства и обращения продукции. Благодаря транспорту растут культурные связи между народами, расширяется обмен культурными ценностями, увеличиваются туристические поездки, более интенсивным становится обмен специалистами в области техники, науки, культуры, искусства, спорта.
Введение 3
1. Транспорт 4
2. Связь 16
Заключение 21
Список использованных источников 23
Автомобильный транспорт. Осуществляет перевозки грузов и пассажиров по безрельсовым путям, подразделяется на грузовой и пассажирский.
Грузовой автомобильный транспорт перевозит 47,7 % всех грузов, главным образом на короткие и средние расстояния. Его удельный вес в грузообороте относительно невелик из-за небольшой дальности перевозок. Так, в общем грузообороте всех видов транспорта общего пользования на автомобильный приходится 10,8 %, в то же время именно этот вид транспорта отличается высоким уровнем занятости — около четверти всех работающих на транспорте. Грузовые перевозки автомобильного транспорта на большие расстояния значительно дороже железнодорожных, однако автомобильный транспорт обладает большой маневренностью и гибкостью, обеспечивая перемещение грузов «от двери к двери» — от места производства к месту потребления без помощи других видов транспорта.
Объем перевозок грузов автомобильным транспортом общего пользования в 2011 г. составил 213,4 млн т, или в 4,6 раза меньше, чем в 1990 г. В то же время грузооборот автомобильного транспорта сократился в значительно меньших масштабах — в 2,9 раза, так как в анализируемый период расширялись перевозки на средние и дальние расстояния.
Становление Республики Беларусь как
суверенного государства
Беларусь стала полноправным членом
Европейской конференции
Заключенные Республикой Беларусь с государствами Западной и Восточной Европы межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении, предоставляющие право осуществлять перевозки грузов без ограничения из указанных государств в третьи страны, если маршрут следования проходит через нашу страну, способствовали увеличению объемов международных перевозок грузов белорусскими перевозчиками. Так, в 2011 г. белорусскими перевозчиками было выполнено 465,6 тыс. поездок в 38 стран, из них — в Россию 171,6 тыс. (36,8 %), Польшу 112,7 тыс. (24,2 %), Германию 64,9 тыс. (14,0 %), Литву 24,5 тыс. (5,8 %), Украину 17,1 тыс. (3,7 %), Нидерланды 14,0 тыс. поездок (3,7 %). Всего в 26 стран Европы было выполнено 244,5 тыс. поездок (52,5 %), в 9 стран СНГ 192,7 тыс. поездок (41,4 %) и в 3 страны Балтии 28,3 тыс. поездок (6,1 "/о)1. Белорусские перевозчики постепенно осваивают транспортные рынки азиатских стран (Средней Азии, Турции), стран Северной и Северо-Западной Европы (Великобритании, Финляндии, Швеции), а также стран Южной Европы (Греции, Македонии, Хорватии, Югославии).
Внутренний водный транспорт. Постепенно теряет свои позиции в транспортном комплексе страны, его удельный вес в перевозке грузов и пассажиров за последние годы значительно сократился: в 2011 г. им перевезено 0,7 % грузов, перевезенных всеми видами транспорта. Потенциальные возможности речного транспорта и его инфраструктура оказались невостребованными (аналогичная тенденция наблюдается во многих европейских странах, имеющих более крупные водные пути).
Беларусь располагает
Судоходными путями Беларусь связана со всеми пограничными с ней государствами. Наибольшее значение в перевозках грузов и пассажиров имеют реки Днепр, Припять, Березина, Сож, Западная Двина, Неман, Днепро-Бугский канал. По ним перевозятся преимущественно строительные материалы и минеральные удобрения.
На внутренних водных путях страны функционируют 10 речных портов, из них имеют благоустроеннее механизированные причалы порты Брест, Пинск, Микашевичи, Мозырь, Гомель, Бобруйск, Могилев, Витебск. Порты Мозырь, Гомель, Бобруйск обладают железнодорожными подъездными путями и приспособлены для перевалки грузов с железной дороги на воду и в обратном направлении.
Воздушный транспорт. Этот вид транспорта осуществляет перевозки пассажиров и грузов воздушным путем. Для него характерны высокие скорости движения (от 300 до 2000 км/ч). Он используется прежде всего для перевозки пассажиров и почты, а также дорогих, скоропортящихся и срочных грузов на большие расстояния.
Воздушный транспорт Беларуси интенсивно развивался в 1960—1990 гг., росли перевозки пассажиров и грузов, протяженность авиалиний. Были построены новые аэропорты и аэровокзалы: Минск-2 вблизи Смолевичей, в Гомеле, Могилеве, Бресте, Витебске, Солигорске, Бобруйске и других городах. Гражданская авиация обслуживала около 120 авиалиний. Минск был связан авиалиниями с Москвой, столицами союзных республик, курортами Крыма и Кавказа, со всеми областными и рядом районных центров Беларуси. Сетью местных воздушных линий связаны все областные центры, а также более 50 городов и городских поселков. Наиболее значительные перевозки пассажиров воздушным транспортом отмечены в 1990 г. — 2,2 млн человек, однако это составило 0,1 % всего объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования (см. табл. 4.26).
Начиная с 1992 г. воздушный транспорт Республики Беларусь, как и других стран СНГ, претерпел значительные изменения. Была создана необходимая нормативно-правовая база, регулирующая хозяйственную деятельность гражданской авиации в условиях рыночных отношений. Заключены двусторонние и многосторонние соглашения между правительствами государств — участников СНГ и третьими странами о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта. Управление воздушным транспортом передано вновь созданному Государственному комитету по авиации Республики Беларусь.
Вместе с тем в период становления национальной системы воздушного транспорта происходил резкий спад спроса на авиационные перевозки во всех странах СНГ, в том числе и в Беларуси, что связано с дезинтеграцией в некогда едином авиатранспортном комплексе. Одной из причин снижения перевозок явилось также решение о переводе рейсов между бывшими республиками в ряд международных, а это повлекло за собой массовое сокращение рейсов из-за роста цен и тарифов в отрасли. Между столицами государств полеты уменьшились в 3—5 раз, а между отдельными государствами и вовсе прекратились. В итоге к 1995 г. перевозки пассажиров сократились до 0,4 млн человек, а доля воздушного транспорта составила 0,02 % .
Последующие годы (1996—2011 гг.) знаменуются позитивными сдвигами в развитии воздушного транспорта. Расширяет авиаперевозки пассажиров Национальная авиакомпания «Бел-авиа», которая осуществляет около 70 % всего объема пассажирских перевозок на воздушных линиях. Перевозками пассажиров и грузов занимаются также компания «Трансавиаэкспорт» и ГП «Аэропорт Гомельавиа». «Трансавиаэкспорт» занимается воздушными грузоперевозками, эксплуатирует 10 воздушных грузовых судов ИЛ-76, планирует значительно расширить парк воздушных судов и объемы грузоперевозок. Авиакомпании и авиапредприятия различных форм собственности выполняют авиационно-технические работы в сельском и лесном хозяйствах. Среди них — РУП «Аэропорт Гродно», летно-технический комплекс «Колхоз Бель», государственное учреждение авиационной охраны лесов «Беллесавиа», ряд частных компаний («Аэроком», «Хеликоптер», «Дженераллайн» и др.).
В настоящее время белорусскими авиакомпаниями осуществляется регулярное воздушное сообщение с шестью государствами СНГ (Азербайджаном, Арменией, Казахстаном, Россией, Узбекистаном, Украиной) и с 15 странами вне СНГ (Англией, Австралией, Германией, Египтом, Израилем, Ирландией, Италией, Кипром, Польшей, Турцией, Францией и др.)- В 2000 г. открыто регулярное воздушное сообщение между областными городами республики. Через территорию Беларуси проходят многочисленные транзитные авиалинии (около 95 % полетов на воздушном пространстве страны выполняются транзитом и примерно 5 % с посадкой в Национальном аэропорту Минск).
Трубопроводный транспорт. Вид непрерывного транспорта, осуществляющего передачу на расстояние жидких, газообразных или твердых грузов по трубопроводам под давлением, которая обеспечивается насосными станциями. Предназначен главным образом для транспортировки газа, нефти и нефтепродуктов. Различают магистральный и промышленный трубопроводный транспорт. К магистральному трубопроводному транспорту относятся трубопроводы, по которым транспортируют продукты от мест добычи или производства к местам переработки или потребления. Промышленный трубопроводный транспорт используется для транспортировки грузов в пределах производственного предприятия для продолжения технологического процесса. Трубопроводный транспорт характеризуется большой экономичностью — дешевизной перевозок и высокой производительностью труда, сравнительно небольшими удельными капиталовложениями.
Роль трубопроводного транспорта в национальной экономике Беларуси определяется следующими данными: он занимает второе место в общем объеме перевозимых грузов (31,1 % в 2011 г.) и первое место в грузообороте всех видов транспорта общего пользования (55,0 % в 2003 г.). Трубопроводный транспорт в 1990—2003 гг. работал стабильно, объем перевозимых грузов сократился незначительно (на 4,7 %), а грузооборот увеличился (на 20,6 %). Протяженность магистральных трубопроводов в 2003 г. достигла 11,7 тыс. км, в том числе газопроводов — 7,2 тыс. км, нефтепроводов — почти 3,0 тыс. км и нефтепродуктопроводов — 1,5 тыс. км. По объему перекачки и грузообороту магистральных нефтепроводов и нефтепродуктопроводов Беларусь занимает третье место среди стран СНГ после России и Украины. Несомненно, это обусловлено экономико-географическим положением Беларуси в Европе, растущим объемом транзитных потоков между странами СНГ и Запада.
Связь в Республике Беларусь подразделяется на почтовую и электрическую (телефонная и телеграфная связь, телевидение и радиовещание, радиосвязь, передача данных). Управление отраслью осуществляют Министерство связи и информатизации и Министерство информации (телевидение и радиовещание).
Почтовая связь (почта) представляет собой сложнейшую организационно-хозяйственную систему — проводит регулярную пересылку письменной корреспонденции, периодических изданий, денежных переводов, посылок, бандеролей преимущественно с помощью транспортных средств. Услуги почтовой связи населению, предприятиям, организациям, учреждениям предоставляют 118 городских и районных узлов связи и около 4 тыс. отделений связи. Среди предприятий почтовой связи наиболее крупным является «Минская почта», почтамты в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве. Создана служба ускоренной международной доставки почты «Экспресс-почта» (1991 г.). На перевозке почты и периодических изданий задействовано более 100 вагонов, около 1000 автомобилей, авиатранспортом отправляется более 85 т почты.
Перестройка и развитие экономических взаимоотношений между Республикой Беларусь и другими странами СНГ, преобразование внутренней социально-экономической среды привели к существенным изменениям в сфере почтовой связи. Падение производства, снижение платежеспособности населения сказались на результатах работы почтовой связи: объемы почтовых отправлений за 1991—2011 гг. снизились: письменной корреспонденции — в 2,3 раза, посылок — в 11,7, телеграмм — в 7 раз. Значительно уменьшились тарифные доходы, сократилась чистая прибыль почтовой службы.
В сложившихся условиях благодаря принятию кардинальных мер удалось сохранить сеть почтовых предприятий, осуществить бесперебойное предоставление клиентуре традиционных социально значимых услуг почтовой связи. В 2001— 2011 гг. наметилась тенденция к повышению эффективности почтовой связи. Вместе с тем почтовая служба стремилась развивать новые почтовые услуги, в том числе с использованием телекоммуникационных связей, внедрять широкий спектр нетрадиционных услуг, новейших технических средств и технологий. Получила широкое развитие Служба ускоренной почты (международная и внутренняя); объемы ее отправлений за последние 5 лет увеличились в десятки раз.
Электросвязь. Ее развитие в Республике Беларусь имеет положительные тенденции. Из года в год растут плотность, протяженность междугородных и международных каналов связи (в последние годы в основном цифровых), объем предоставляемых услуг и их качество.
Телефонная связь. Прирост числа телефонных аппаратов сети общего пользования или имеющих на нее выход за 1991— 2011 гг. составил 1,5 млн шт. и их общее количество достигло 3,2 млн абонентов. Число квартирных телефонных аппаратов достигло 2,6 млн hit., причем их доля в общем количестве телефонных аппаратов возросла с 68,4 % (1990 г.) до 80,2 % (2011 г.). Количество таксофонов значительно возросло в сельской местности (на одну треть), в городах увеличивается удельный вес таксофонов с карточной системой оплаты.
Общепризнанным показателем развития телефонной связи является плотность аппаратов на 100 жителей или на 100 семей. В Беларуси достигнута наибольшая среди стран СНГ телефонная плотность — 32,2 аппарата на 100 жителей; по данному показателю она значительно опережает Россию и Украину.
Устойчиво растет объем междугородных телефонных разговоров, за 1991—2011 гг. он увеличился в 4,8 раза. Число междугородных переговоров на одного жителя нашей страны значительно превышает аналогичный показатель по странам СНГ. Все это положительно сказывается на общих доходах телефонной связи (в структуре доходов от услуг связи в Республике Беларусь более половины приходится на телефонную связь. В пересчете на одного жителя наиболее высокого уровня этот показатель среди стран СНГ достиг в Армении, Беларуси, России и Украине (1999 г.).