Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 22:03, курсовая работа
Целью данной работы является разработка рекомендаций по управлению вертикальными конфликтами в ОАО «МРСК Волги».
Для достижения поставленной цели необходимо решить основные задачи:
изучить научную литературу по проблеме исследования;
уточнить понятие «конфликт», его значение;
проанализировать управление вертикальными конфликтами в организации;
разработать организационно- кадровую характеристику ОАО «МРСК Волги»;
Среди причин
конфликтности отношений
Рассмотрим объективные причины конфликтов данного типа.
I. Субординационный
характер отношений.
2. Деятельность в системе «человек — человек» конфликтогенна по своей природе.
3. Большая
часть конфликтов по вертикали
детерминирована предметно-
4. Частота
возникновения конфликтов по
вертикали связана с
5. Наиболее
конфликтно звено «
6. Разбалансированность
рабочего места. Рабочим
Сбалансированность рабочего места означает, что его функции должны быть обеспечены средствами и не должно быть средств, не связанных с какой-либо функцией. Обязанности и права должны быть взаимно уравновешены. Ответственность должна обеспечиваться соответствующей властью, и наоборот. Разбалансированность рабочего места ведет к возникновению конфликтов “по вертикали”.
7. Рассогласованность связей между рабочими местами в организации. Проявляется в том, что:
а) подчиненному
дают указания много начальников, и
он вынужден: сам ранжировать поступившие
указания по степени их важности, требовать
этого от непосредственного
б) у руководителя много непосредственных подчиненных более 7—8 человек, которыми невозможно оперативно управлять.
8. Сложность
социальной и профессиональной
адаптации руководителя к
9. Недостаточная обеспеченность по объективным условиям управленческих решений всем необходимым для их реализации.
Среди субъективных причин конфликтов в звене «руководитель — подчиненный» выделяют управленческие и личностные причины.
Управленческие
причины: необоснованные, неоптимальные
и ошибочные решения; излишняя опека
и контроль подчиненных со стороны
руководства; недостаточная профессиональная
подготовка руководителей; низкий престиж
труда управленцев среднего и
низшего звена; неравномерность
распределения служебной
Личностные причины: низкая культура общения, грубость; недобросовестное исполнение своих обязанностей подчиненными; стремление руководителя утвердить свой авторитет любой ценой; выбор начальником неэффективного стиля руководства; отрицательная установка руководителя по отношению к подчиненному, и наоборот; напряженные отношения между руководителями и подчиненными; психологические особенности участников взаимодействия (повышенная агрессивность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, завышенная самооценка, акцентуации характера и т.д.).
Практика показывает, что бесконфликтному взаимодействию руководителя с подчиненными способствуют следующие условия:
Текущий
контроль снижает вероятность
Что касается поведения подчиненного при разрешении конфликта с руководителем, то у него, конечно, меньше возможностей по сравнению с начальником.
Чтобы определить сущность вертикального конфликта, участники должны согласовать представления о сложившейся ситуации.
1. Определение основной проблемы.
Участникам необходимо определить, в чем состоит суть проблемы, которая привела к конфликту, т.е. определить его причину. При этом очень важно, чтобы руководитель и подчиненный осознали своеобразие видения проблемы: как собственного, так и другого, имеющиеся сходства и различия.
2. Определение вторичных причин конфликта.
В дальнейшем
могут возникнуть межличностные
осложнения. Их могут стимулировать
элементы поведения участников - это
вторичные причины
3. Поиск
возможных путей разрешения
Здесь каждому из участников вертикального конфликта следует задаться вопросами:
Что можно сделать, чтобы разрешить конфликт?
Что мог бы сделать для этого партнер?
Каковы общие цели, чтобы найти выход из конфликта?
4. Совместное
решение о выходе из конфликта.
5. Реализация
намеченного совместно способа
разрешения конфликта. Здесь
6. Оценка эффективности усилий, предпринятых для разрешения конфликта.
На ее основании проблема считается либо разрешенной, либо делается вывод о необходимости дальнейшей работы над ней.
Движение соперников в сторону разрешения конфликта невозможно вне одновременного действия таких факторов как адекватность восприятия участниками происходящего, открытость их отношений, наличие атмосферы взаимного доверия и сотрудничества.
Таким образом, вертикальный конфликт представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов объективного и субъективного уровня, отражающих актуальное противоречие. Он включает в себя участников конфликта - руководителя и работника, их мотивацию, поведение, действия и личностные качества.
1.3 Управление вертикальными
Конфликты существуют ровно столько, сколько существует человек, так как возникают они только в процессе общения людей. Большую часть времени человек проводит на работе, взаимодействуя с начальством и подчиненными, общаясь с сослуживцами, строя совместную деятельность с партнерами организации. При таком плотном графике общения возникает масса причин, по которым люди не совсем правильно понимают друг друга, что и приводит к конфликтам. Если создавшаяся ситуация представляет собой угрозу достижению поставленных целей хотя бы для одного из участников взаимодействия, то возникает конфликт. Под конфликтом принято понимать активные взаимонаправленные действия каждой из конфликтующих сторон для реализации своих целей (достижение власти, приобретение материальных ресурсов и т. д.), окрашенные сильными эмоциональными переживаниями. По статистике, 75 - 80% вертикальных конфликтов возникает по причине материальной неудовлетворенности отдельных сотрудников, хотя внешне это может проявляться как несовпадение характеров или личных взглядов.
Управление конфликтами – целенаправленное воздействие на поведение людей в конфликтных ситуациях; деятельность по предупреждению, урегулированию и разрешению конфликтных столкновений, разногласий отдельных лиц и социальных групп. Изменяя один элемент конфликтной ситуации, мы можем управлять течением конфликта в целом. Воздействие путем моделирования конструктивного конфликта может быть стимулирующим или профилактическим [2, с.421].
Необходимо раскрыть особенности управления вертикальными конфликтами в организации. Необходимо рассмотреть некоторые этапы управления вертикальными конфликтами.
Предупреждение вертикального конфликта в организации.
Оно
предполагает умение управлять
процессом разрешения
Управление вертикальным конфликтом как сфера управленческой деятельности имеет следующие различные стадии:
Вертикальный конфликт в организации практически всегда виден, так как имеет определенные и внешние проявления: высокий уровень напряженности между руководителем и подчинёнными коллективе; снижение работоспособности подчиненных; ухудшение производственных и финансовых показателей работников, что безусловно сказывается на взаимоотношениях с поставщиками и покупателями, эффективности деятельности организации в целом и др.
Следует учитывать то, что объективный уровень вертикального конфликта и его восприятие должны быть адекватными, иначе могут возникать:
Исследование вертикального конфликта
и поиск его причин.
Это
следующая важная стадия
Поиск путей разрешения конфликта: