Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2015 в 15:24, реферат
Управление затратами является, пожалуй, одной из самых животрепещущих и актуальных тем, затрагиваемых как специалистами внутри компаний, так и внешними консультантами практически при любых обстоятельствах. Совет «если что-то идет не так, надо разобраться с затратами» воспринимается зачастую на уровне заклинания.
Управление затратами: философия и инструменты
Павел Лебедев
Павел Лебедев, МВА, эксперт в области стратегического и финансового менеджмента, зам. директора Центра «Банковский менеджмент» ФФБ АНХ при правительстве РФ
Управление затратами является, пожалуй, одной из самых животрепещущих и актуальных тем, затрагиваемых как специалистами внутри компаний, так и внешними консультантами практически при любых обстоятельствах. Совет «если что-то идет не так, надо разобраться с затратами» воспринимается зачастую на уровне заклинания.
В стабильные времена управление затратами - занятие благородное, неспешное и, по наблюдениям, порой достаточно туманное в плане целей, задач и достигаемых компаниями результатов. Зато во времена кризисные и неспокойные зачастую напоминает «размахивание шашкой во имя высшей революционной целесообразности». Что же в действительности следует учитывать финансовому менеджеру при управлении затратами бизнеса?
Что такое управление затратами?
В подавляющем большинстве случаев отвечая на этот вопрос, специалисты компаний констатируют, что управление затратами означает их сокращение. Другой распространенный ответ сводится к инструментальному аспекту - учету затрат, калькулированию, план-фактическому анализу и подготовке отчетов. Что ж, это четко отражает понимание, а точнее - непонимание во многих компаниях истинных причин, образующих затраты и, как следствие, влияющих на финансовые результаты деятельности. И здесь в первую очередь имеет смысл разобраться с определениями.
Термин «управление» можно определить как целенаправленное воздействие на объект для получения желаемого запланированного результата. В нашем случае объектом выступают:
Получается, что, говоря
об управлении затратами, следует понимать:
речь идет, по сути, об управлении причинами,
по которым происходит потребление ресурсов.
Таким образом, контроль затрат и расходов
представляет собой нечто большее, чем
простое (или не очень) измерение затрат
и подготовка различных отчетов и расчетов.
Если взглянуть более глубоко, управление
затратами связано с оценкой последствий
сегодняшних или предлагаемых стратегических
решений - болезненное откровение для
руководителей, возлагающих на финансиста
исключительную полную ответственность
за затраты!
Результативность контроля затрат в компании
зависит от комплексного понимания менеджерами
основных аспектов этого процесса. Их
три:
Управление затратами
как философия и отношение
За последнее столетие произошли революционные
изменения во всех сферах нашей жизни,
оказавшие колоссальное влияние на многие
аспекты организационного менеджмента,
в том числе и на управление затратами.
Очевидно, что руководство современной
компанией, функционирующей в условиях
информационно-эмоциональной экономики,
может и должно отличаться от руководства
индустриальной организацией, доминировавшей
на рынке столетие назад.
Проблема особенно остро ощущается именно в области управления затратами - постулаты классического производственного учета и калькулирования, а также философия затратного механизма ценообразования прочно укоренились в сознании и практике экономистов всего мира. Для компаний логика здесь проста и комфортна: мы можем произвести определенное количество товаров, при этом наши затраты составляют определенную величину, их нужно аккуратно распределить по всем продуктам, добавить желаемую прибыль и продать по сформированной таким образом цене.
В описанном подходе все просто и логично, кроме одного - в современной конкурентной среде рынок очень часто не готов платить определенную таким образом цену. Вместо этого рынок сам устанавливает цены и требования к товару, ставя компании перед фактом: производить продукт с заданными свойствами, продавать его не дороже установленной цены и, соответственно, вписываться в уровень допустимых рынком затрат или не заниматься деятельностью вообще.
Можно выделить следующие ключевые изменения, произошедшие за последнее столетие и повлиявшие на изменение парадигмы управления затратами:
С позиций сегодняшнего дня главную цель деятельности любой организации можно сформулировать как удовлетворение потребностей ее стейкхолдеров. При этом универсальная потребность акционеров (основной заинтересованной стороны) в росте своего благосостояния может быть удовлетворена только при соблюдении одновременно двух условий:
Вышеизложенное иллюстрирует следующий пример. Представьте два продукта, произведенных конкурирующими компаниями, выставленных на продажу по одинаковой цене и обладающих одинаковой воспринимаемой ценностью для потребителя. В этом случае потребительский выбор становится делом чрезвычайно сложным, если возможным вообще! Для того чтобы один из продуктов был успешно продан, следует изменить восприятие ценности (например, продемонстрировать потребителю неизвестные и значимые для него свойства продукта либо же увеличить эмоциональную составляющую ценности - марка X лучше, чем марка Y) или же попросту снизить цену. Если два продукта одинаковы, то зачем платить больше? Однако снижения цены можно достичь либо предоставлением скидки, то есть пожертвовать прибылью, либо в рамках бизнес-модели, позволяющей произвести продукт с заданной ценностью с меньшими затратами. Альтернативой также будет увеличение ценности: если большая (и желаемая!) ценность предлагается за те же деньги, то выбор очевиден. Однако максимизация ценности в рамках тех же самых затрат опять же представляет сложную стратегическую задачу для компании.
Успех в конкурентной борьбе зависит от того, насколько компании удастся преуспеть в лидерстве по затратам или создании дифференцированного преимущества (а в идеале одновременно двух факторов), и является содержанием философского аспекта управления затратами. Речь идет об интеграции в бизнес-культуру стремления руководства и сотрудников к постоянному совершенствованию продукции, направленного на создание максимальной ценности с одновременной минимизацией затрат, не создающих ценность для клиента. А это сильно отличается от упоминавшегося в начале статьи принципа «управлять затратами = сокращать затраты».
Описанное выше наглядно демонстрирует, что затраты не возникают сами по себе - их создают управленческие решения. Именно они инициируют процессы, в которых затрачиваются ресурсы.
Классификация затрат: управлять - значит понимать
Инструментальный аспект управления затратами предполагает классификацию затрат, их учет, определение стоимости объектов аналитики (расчет себестоимости) и выполнение аналитических процедур в отношении имеющейся информации ради расширения информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений.
Для более полного анализа затрат следует ответить на три вопроса, которые определяют соответствующие классификационные основания:
С точки зрения природы происхождения затрат их можно классифицировать на продуктовые и инфраструктурные:
По отношению к объекту калькулирования все затраты можно подразделить на прямые и непрямые(1):
В зависимости от изменения затрат по отношению к релевантному, значимому для управленческих целей, фактору все затраты можно подразделить на переменные и непеременные(2):
Настройка учетно-аналитической модели: алгоритм действий
Управление затратами (воздействие на них) возможно в тех случаях, когда нам понятны:
Вышесказанное определяет
два этапа, необходимых для управления
затратами:
1) создать такую структуру аналитики,
внутри которой не останется непрямых
затрат;
2) после того
как для всех затрат в рамках
целостной структуры будут
Рассмотрим данные этапы более подробно.
Все затраты - прямые!
Итак, первый этап предполагает построение целостной, имеющей внутреннюю логику, аналитической структуры, внутри которой все затраты будут прямыми по отношению к тем или иным критериям. Реализация этой цели прояснит факторы возникновения затрат для данной бизнес-модели. Выявление этих причин уже само по себе полезно для принятия управленческих решений.
Построение аналитической структуры целесообразно начинать, опираясь на данные разделения затрат на продуктовые/структурные, поскольку сама классификация позволяет сделать одну часть затрат прямыми для продукта, а оставшуюся часть - прямыми для инфраструктуры.
Выделение прямых продуктовых
затрат дает возможность использовать
в финансовой модели компании концепцию
маржинальной прибыли. Вычитая из выручки
продуктовые затраты, появляется возможность
оценивать маржинальную прибыль продуктов
(продуктовых групп), определять коэффициент
маржинальной прибыли и применять его
для целевого планирования необходимых
объемов выручки, например, используя
формулу:
Выручка = (Инфраструктурные затраты +
WACC х Активы) / Маржинальная рентабельность
Данная формула является интегрированным алгоритмом расчета «капиталистической» точки безубыточности - объема продаж, обеспечивающего покрытие не только инфраструктурных затрат, но и стоимости капитала, финансирующего активы организации.
Далее анализируются инфраструктурные затраты, чтобы выделить соответствующие объекты отнесения, для которых часть инфраструктурных затрат станет прямыми. Такими объектами могут выступать, в частности:
Информация о работе Управление затратами: философия и инструменты