Управление качеством продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 18:35, контрольная работа

Краткое описание

Одной из основных проблем, стоящих сегодня перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к условиям рыночной экономики. Решение этой проблемы – необходимое условие для их выживания и дальнейшего развития. Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Понятие качества………………………………………………………………..4
2. Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей………………………………………………………………………...12
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованной литературы…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

ГОТОВ УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ.docx

— 90.17 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1.Понятие качества………………………………………………………………..4

2. Показатели  качества как основная категория  оценки потребительских ценностей………………………………………………………………………...12

Заключение……………………………………………………………………….24

Список  использованной литературы…………………………………………...25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     Одной из основных проблем, стоящих сегодня  перед российскими предприятиями, является их успешная адаптация к  условиям рыночной экономики. Решение  этой проблемы – необходимое условие  для их выживания и дальнейшего  развития.      Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.

     Качество  – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания,  поэтому  работа по управлению качеством фирмы  является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя.

     Качество  продукции – важнейший показатель деятельности предприятия. Повышение  качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия  в условиях рынка, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. Рост качества продукции  – характерная тенденция работы ведущих фирм мира.

     В  контрольной работе мы рассмотрим понятие качества и показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей. 
 
 
 
 

    1.Понятие  качества

     Что же такое качество? Вопросу определения  термина «качество» отводится достаточно много места как в нашей, так  и в зарубежной научной литературе. Как философская категория качество выражает неотделимое от бытия предмета его сущностную определенность, благодаря  которой он является именно данным, а не иным предметом.

     Конкретно-экономических  трактовок понятия качества существует также достаточно большое количество. В частности, американский профессор  Х.Д.Харрингтон пишет, что качество – это удовлетворение ожиданий потребителя  за цену, которую он может себе позволить, когда у него возникнет потребность, а высокое качество – это превышение ожиданий потребителя за более низкую цену, чем он предполагает.

     Понятие качества продукции имеет очень  важное значение в практической деятельности, потому регламентировано ГОСТом 15467-79 «Управление качеством продукции. Основные понятия. Термины и определения». Согласно этому нормативному документу под качеством понимается совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

     В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество- это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

     Международный стандарт определяет качество как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих  качество сырья, конструктивные размеры,       сочетание

оттенков, глянец и т.д.

     Свойством называется объективная способность  продукции, которая может проявляться  при ее создании, эксплуатации и  потреблении.

     Дефект  – это отдельное несоответствие продукции требованиям, установленным  нормативно-технической документацией.

     Брак  – это дефектная единица продукции, т. е. продукция, имеющая хотя бы один дефект.

     Подходы к количественной оценке качества продукции  определяет специальная наука –  квалиметрия, наука о способах измерения  и количественной оценке качества продукции  и услуг.

     В зависимости от характера дефектов брак может быть исправимым или неисправимым (окончательным). В первом случае изделия  после исправления могут быть использованы по назначению, во втором – исправление технически произвести невозможно или экономически нецелесообразно. Устанавливаются причины и виновники  брака и намечаются мероприятия  по его предупреждению.

     Под уровнем качества изделия понимается относительная оценка качества, основанная на сравнении совокупности характеристик  рассматриваемого изделия с базовыми, т.е. изделиями конкурентов, перспективных  образцов, стандартов, опережающих  стандартов и т.п.

     Затраты на качество обычно делятся на следующие категории (рис.1):

     -затраты на предотвращение возможности возникновения дефектов;

     -затраты на и контроль, т.е. затраты на определение и подтверждение достигнутого уровня качества;

     -внутренние затраты на дефект – затраты, понесенные внутри организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. до того, как продукт был продан (внутренние потери);

     -внешние затраты на дефект – затраты, понесенные вне организации, когда оговоренный уровень качества не достигнут, т.е. после продажи продукта (внешние потери); 

 

 

     Рис. 1. Составляющие затрат на качество

Расчет  показателей, оценивающих уровень  качества продукции, производится с  определенными целями. Важнейшая  из них – сопоставление различных  потребительских свойств изделий  и их экономических характеристик, т.е. определение оптимального уровня качества изделий. С ростом требований, предъявляемых потребителями к  качеству продукции, неизбежно растет цена выпускаемой продукции и  ее себестоимость. Эта зависимость  отражена на рис. 2. Часть диаграммы, заключенная между кривыми себестоимости и цены изделия и ограниченная точками их пересечения Q1 и Q2, отражает величину прибыли. Точку наибольшего отдаления кривых Q0 можно назвать качеством продукции, обеспечивающим наибольшую прибыль (минимальные затраты и максимальная цена), т. е. оптимальным значением качества.

  На рис. 2. Q1 – Q2 – возрастание убытков в сфере эксплуатации (возрастают расходы на ремонт и обслуживание); Q1 – Q2 – непомерное возрастание себестоимости (затрат). Однако наличие на рынке сбыта конкурирующих изделий иногда заставляет предприятие менять тактику: либо остановиться на качестве продукции Q1, производя изделия высокого класса и жертвуя некоторой долей собственной прибыли, либо решиться принять качество Q2 с низкой себестоимостью. Все это – вопросы маркетинговой стратегии и тактики предприятия.

 

     Рис. 2. Зависимость себестоимости и цены изделия от уровня его качественных характеристик.

     Различают следующие методы калькуляции затрат на обеспечение качества:

     1. Метод калькуляции затрат на  качество касается определения  затрат на качество, которые в  целом подразделяются на затраты  на внутреннюю хозяйственную  деятельность и на затраты,  связанные с внешними работами (рис.3). Составляющие затрат на внутреннюю хозяйственную деятельность анализируются на основе модели калькуляции затрат ПОД (профилактика, оценивание, дефекты). Затраты на профилактику и оценивание считаются выгодными капиталовложениями, тогда как затраты на дефекты считаются убытками;

     2. Метод калькуляции затрат, связанных  с процессами, основан на использовании  понятия стоимостей соответствия  и несоответствия любого процесса, причем обе могут быть источником  экономии средств. При этом:

     а) стоимость соответствия – затраты, понесенные с целью удовлетворения всех сформулированных и подразумеваемых  запросов потребителей при безотказности  существующего процесса;

     б) стоимость несоответствия – затраты, понесенные из-за нарушения существующего  процесса.          

     

     Рис. 3. Затраты на качество продукции:

1 –  расходы на контроль качества; 2 – основные издержки производства;

3 –  потери из-за дефектности; 4 –  общая сумма издержек на производство

     3. Метод определения потерь вследствие  низкого качества. При данном  подходе основное внимание уделяется  внутренним и внешним потерям  вследствие низкого качества  и определению материальных и  нематериальных потерь. Типичным  примером внешних нематериальных  потерь является сокращение в  будущем объема сбыта из-за  неудовлетворенности потребителей. Типичные внутренние нематериальные  потери являются результатом  снижения производительности труда  из-за переделок, неудовлетворительной  эргономики, неиспользованных возможностей  и т. п. Материальные потери  представляют собой внутренние  и внешние затраты являющиеся  следствием дефектов.

     4. Метод калькуляции затрат на  полном жизненном цикле (ЖЦ) продукции  используют для оценки стоимости  полного ЖЦ с расчленением  ее на элементарные стоимостные  составляющие по всем стадиям.  Стоимостные элементы должны  быть выделены для опознания  из множества других, достоверно  определены и оценены во множестве  остальных элементов ЖЦ. Идентификация проводится по признакам выделяемых уровней с использованием трехразмерной матрицы.

     Качество  продукции окончательно проявляется  при эксплуатации или потреблении. Бывает, что уровень качества изготавливаемой  продукции ниже реально необходимого. Например, металлорежущий станок не обеспечивает требуемой точности. В этом случае потребитель при эксплуатации должен выделять дополнительные средства на доработку, ремонт и обслуживание продукции. Возможно и обратное, когда уровень  качества продукции больше необходимого. Например, автомобиль грузоподъемностью 3 тонны используется при перевозке  груза в 1тонну и т.д.

     При полном соответствии уровня качества потребностям потребителя, когда они  удовлетворяются с наименьшими  затратами и для потребителя  и для производителя, – оптимальный  вариант, поскольку сумма затрат на изготовление и эксплуатацию минимальна. Таким образом, оптимальный уровень  качества – это такой уровень, выше или ниже которого производить  продукцию и (или) удовлетворять  потребности потребителя экономически нецелесообразно. Поэтому в одних  случаях качество можно повышать, в других оставлять неизменным, в  третьих, возможно даже понижать в целом  или по отдельным показателям, чтобы  сократить затраты на изготовление изделий. 

     Необходимо, чтобы все непроизводительные расходы, связанные с эксплуатацией продукции, несло предприятие-изготовитель. Это  значительно повышает его заинтересованность в выпуске продукции оптимального уровня качества.

     При изготовлении изделий с заданным уровнем качества может обнаружиться разброс значений в показателях  качества, т. е. отклонение от требований нормативно-технической документации. Степень соответствия показателей  качества изготовленных изделий  нормам качества, заданным в конструкторской  документации, называют степенью соответствия техническим требованиям.

     На  рис. 4 показаны уровни полученных доходов от сбыта (ROS, Return on Sale – доход от оборота) и прибыль на инвестиции (ROI, Return on Investment – прибыль на инвестированный капитал). Эти показатели выше у производителей продукции более высокого качества.

 

     Рис. 4. Зависимость доходов предприятия от уровня качества

     Следовательно, превосходство в качестве предлагаемой продукции реально приводит к  увеличению прибыли. На увеличение прибыли  воздействуют два основных фактора: первый – это удовлетворенность  потребителей тем, что продукция  и услуги, полученные ими, более высокого качества, и, как следствие, при более  высокой удовлетворенности потребителей можно устанавливать более высокую  цену на товары; второй – снижение затрат на производство из-за отсутствия несоответствий (дефектов) и, следовательно, уменьшение затрат на их доработку.

Информация о работе Управление качеством продукции