Управление качеством продукции на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 13:18, контрольная работа

Краткое описание

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20-е годы, в настоящее время органически влилось в общий менеджмент организации. Наиболее популярное и методологически сильное направление в управлении качеством – Всеобщее Управление Качеством – Total Quality Management (далее – TQM) предполагает, что в создании качественного продукта принимают участие все сотрудники фирмы, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству или специалисты по надежности.

Содержание

Введение
1.Качество продукции. Значение повышения качества
2.Система показателей качества продукции
3.Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО 9000
4.Управление качеством продукции на предприятии
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

экономика.docx

— 599.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение

1.Качество  продукции. Значение повышения  качества

2.Система  показателей качества продукции

3.Система  качества в соответствии с  нормами международных стандартов  ИСО 9000

4.Управление  качеством продукции на предприятии

Заключение 

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Управление качеством  является одной из ключевых функций  как корпоративного, так и проектного менеджмента, основным средством достижения и поддержания конкурентоспособности  любого предприятия/компании.

Управление качеством, выделившееся в отдельную дисциплину в 20-е годы, в настоящее время органически  влилось в общий менеджмент организации. Наиболее популярное и методологически  сильное направление в управлении качеством – Всеобщее Управление Качеством – Total Quality Management (далее – TQM) предполагает, что в создании качественного продукта принимают участие все сотрудники фирмы, весь персонал, а не только инженеры, менеджеры по качеству или специалисты по надежности.

Качество создается на всех стадиях производства. Не может  быть качественным товар, который, хотя и соответствует всем технологическим  требованиям и спецификациям, не нужен потребителю. Основа качества товара – это определение потребностей потребителя, то есть маркетинг. Стадии закупок, найма персонала, производства, хранения и доставки также пронизаны  требованиями к качеству. На каждой стадии существуют свои методы и инструменты  достижения качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Качество продукции. Значение повышения качества

 

Понятие «качество» определено как совокупность свойств и характеристик  изделия или услуги, относящихся  к его способности выполнять  установленные и предполагаемые потребности. Качество формируется  с помощью техники на основе соответствующего образа мышления. Такой подход ведет  к понятию качества в философии  всеобщего управления качеством.

Другая формулировка понятия  качество базируется на нескольких различных  точках зрения, с помощью которых  можно отразить всю многоаспектность этого понятия.

1. С точки зрения объективной  оценки свойств продукта качество может быть точно измерено. Различия в качестве могут быть количественно отражены с помощью определенных характеристик продукта.

2. С точки зрения покупателя  качество продукта определяется  в большей мере субъективной  оценкой потребителя и в меньшей  мере — характеристиками самого  продукта. Отдельные покупатели  имеют различные потребности,  причем те товары, которые удовлетворяют  эти потребности наилучшим образом,  рассматриваются как обладающие  наивысшим качеством.

3. С точки зрения производственного  процесса качество — это соблюдение  спецификаций, и каждое отклонение  от них ведет к снижению  качества. Наивысшее качество предполагает  хорошо проделанную работу, результат  которой полностью отвечает предъявляемым  требованиям.

4. Сточки зрения соотношения  цены и полезности качество  выражается посредством затрат  и цен. Качественный продукт  выполняет определенную функцию  по приемлемой цене, а также  в соответствии со спецификацией  по приемлемым издержкам.

Выделяют следующие основные причины, почему проблема обеспечения  качества так актуальна в современном производства:

- качество — главный  критерий для совершения покупки  для наиболее

значимых покупателей. Потерять заказ из-за недостаточного уровня качества намного хуже, чем из-за слишком высокой цены: так можно  потерять клиента навсегда;

- качество всеохватывающе. Предприятие реализует множество  отдельных мероприятий, чтобы  противостоять конкуренции. Качество  и системы управления качеством  предлагают комплекс мероприятий,  охватывающий все стадии производственного  процесса — продуктовую политику, планирование, маркетинг, сбыт, персонал, инновации и технологию, — для  того чтобы предприятие успешно  действовало на рынке;

- качество — главный  инструмент снижения издержек. Всегда  дешевле делать правильно с  первого раза, чем впоследствии  исправлять ошибку;

- качество ведет к упрочению  позиций фирмы на рынке. В  условиях открытых и либерализованных рынков товары и услуги становятся все более взаимозаменяемыми. Уровень качества товаров становится решающим. Понятие качество можно рассматривать как двухуровневое. Качество первого уровня — так называемое техническое качество формируется на стадиях исследований, разработок и производства.

Управление качеством  на этой стадии включает мероприятия  по соблюдению необходимого минимума качественных и количественных требований к продукту. Качество второго уровня — коммуникативное качество формируется на стадиях пред- и послепродажного обслуживания. Для обеспечения качества на этих стадиях осуществляются мероприятия, направленные на всестороннее удовлетворение запросов клиентов.

 

2.Система показателей качества продукции

 

Свойства продукции могут  быть охарактеризованы количественно  и качественно. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции. Оценивать качество продукции следует только по совокупности показателей, имеющих к нему непосредственное отношение и установленных в соответствии с назначением продукции. Показатели качества продукции носят относительный характер, поскольку установленные и предполагаемые потребности могут со временем меняться: то, что вчера удовлетворяло потребителя, сегодня может оказаться неприемлемым. Регламентация принципов выбора системы показателей отражается в нормативно-справочной документации, количественные методы оценки качества составляют самостоятельный раздел в управлении качеством — квалиметрию.

В зависимости от числа  характеризуемых свойств показатели делятся на единичные и комплексные. Единичные показатели характеризуют какое-то одно свойство изделия. Комплексные показатели принято разделять на обобщенные (характеризуют наиболее существенную совокупность свойств, по которой принято оценивать качество), интегральные (отражают соотношение суммарного полезного эффекта и суммарных затрат эксплуатации) и индексные (отражают соотношение качества разнородной продукции).

По применению показатели разделяются на абсолютные (выражаются в натуральных и стоимостных единицах) и относительные (характеризуют свойства по сравнению с базовым, эталонным или конкурирующим образцом).

По характеризуемым свойствам  показатели качества делятся следующие  группы. Показатели назначения характеризуют сущность продукции, свойства, определяющие способность продукции выполнять свои функции в заданных условиях использования по назначению (например, полезная работа, производительность, мощность).

Показатели надежности отражают способность изделия с течением времени выполнять требуемые функции в заданном режиме. Это показатели безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости. Показатели безопасности оценивают степень безопасности при эксплуатации (потреблении). Примерами могут служить время срабатывания защитных установок, степень изоляции. Показатели технологичности описывают оптимальное распределение затрат на всех стадиях жизненного цикла продукции (например, материалоемкость, трудоемкость, себестоимость, фондоемкость).

Показатели транспортабельности  характеризуют приспособленность

продукции к транспортировке  без ее использования и потребления.

Примером может служить  продолжительность подготовки к  транспортировке. Показатели стандартизации и унификации отражают степень использования стандартных, унифицированных и оригинальных частей в составе изделия. Пример — отношение стандартных частей к общему числу составляющих. Патентно-правовые показатели характеризуют степень патентной защиты и патентной чистоты продукции.

Эргономические показатели отражают удобство и комфорт эксплуатации (потребления). В эту группу входят подгруппы гигиенических (уровень освещенности, запыленности, шума и др.), антропометрических (обеспечивающих рациональную и удобную рабочую позу, правильную осанку и т. д.), физиологических и психофизиологических (показатели соответствия продукции слуховым, скоростным, энергетическим возможностям человека), а также психологических показателей (соответствие изделия навыкам человека, его возможностям восприятия и переработки информации).

Показатели эстетичности продукции характеризуют ее эстетическое воздействие на человека. Здесь выделяют показатели художественной выразительности, рациональности форм, целостности композиции, совершенства производственного исполнения.

Экологические показатели отражают уровень вредных воздействий на окружающую среду при эксплуатации (потреблении) продукции.

Они определяют уровень опасных  и вредных химических выбросов в  окружающую среду, уровень акустических воздействий, уровень электромагнитных, радиационных и других излучений  и др. Экономические показатели характеризуют уровень затрат на эксплуатацию (потребление). Примерами могут служить уровень потребления энергии, затраты на расходные материалы.

По элементам бизнес-процесса показатели качества делятся на следующие  группы:

- информационные (связаны с получением, переработкой и передачей информации);

- материальные (включают обеспечение проведения входного контроля сырья,

материалов, полуфабрикатов);

- технико-технологические (связаны с обслуживанием оборудования и его состоянием);

- трудовые (показывают квалификацию персонала, уровень подготовки персонала в области качества);

- организационные (отражают применение прогрессивных методов организации производства).

 

3.Система качества в соответствии с нормами международных стандартов ИСО 9000

 

В условиях усиления конкурентной борьбы предприятие вынуждено все  больше обращать внимание на проблемы качества. Потребители выпускаемой  продукции становятся более требовательными  и ожидают высокий уровень  качества по низким ценам. В то же время  покупателей не устраивают лишь заявления  производителя об уровне качества продукции. Им необходимо подтверждение и гарантия тому, что качество соблюдено. И таким  видом гарантии становится сертификат, подтверждающий наличие на предприятии внедренной системы качества.

Национальные стандарты  в области систем качества впервые были установлены в Великобритании в 1983 г. Целью проводимой кампании было введение на фирмах систем качества и создание методик сертификации таких систем. За Великобританией последовали и другие страны Европы. Однако настоящий бум по внедрению систем качества в работу предприятий произошел после издания в 1987 г. Международной организацией по стандартизации (ИСО; The International Organisation for Standardization, ISO) разработаны группы стандартов ИСО 9000 по управлению качеством и обеспечению качества. Стандарты ИСО носят рекомендательный характер, однако документы серии ИСО 9000 более чем в 90 странах приняты в качестве национальных стандартов. В России в качестве ГОСТов утверждены в настоящее время стандарты ИСО 9001, 9002, 9003 и 10011.

В ИСО 9000 устанавливаются  единые международные стандарты  на систему управления качеством в любой производственной или сервисной компании. Стандарт применяется именно к системе качества в виде задокументированной последовательности действий по реализации производственного процесса. Он содержит требования к построению такой системы, которая бы обеспечивала долговременное поддержание и повышение качества.

Комплекс международных  стандартов ИСО 9000 содержит следующие  элементы:

- ИСО 9000-87 — общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Стандарт дает толкование ключевых договорных и недоговорных условий контрактных поставок и раскрывает основные принципы реализации политики в области качества. Определяются правила применения моделей систем качества, излагаемых в стандартах ИСО 9001—9003;

- ИСО 9001-87 — модель  системы качества для обеспечения  качества при проектировании  и/или разработке, производстве, монтаже  и обслуживании. В стандарте устанавливаются  требования в отношении системы  качества, если контракт, заключенный  между двумя сторонами, требует  продемонстрировать способность  поставщика разрабатывать и поставлять  продукцию;

- ИСО 9002-87 — модель  системы качества для обеспечения  качества при производстве и  монтаже. В стандарте оговариваются  требования по качеству, если  контракт, заключенный между двумя  сторонами, требует демонстрации  возможностей контроля технологических  процессов, являющихся определяющими  для приемки конечного продукта;

- ИСО 9003-87 — модель  системы качества для обеспечения  качества при окончательном контроле  и испытаниях. Стандарт устанавливает  требования по качеству, если  контракт, заключенный между двумя  сторонами, требует демонстрации  способности осуществлять контроль  и окончательные испытания, необходимые  для приемки конечного продукта;

- ИСО 9004-87 — общее руководство  и элементы системы качества. В стандарте рассматриваются  элементы системы качества. Дается  руководство по общим принципам  разработки и внедрения системы  качества в условиях, не связанных  с контрактом.

Стандарты не предусматривают  деление по отраслям, однако с 1993 г. в стандартах отражаются следующие основные категории продукции: технические средства (9004-J) программное обеспечение (9000-3) услуги (9004-2) технологии (9004-3).

К другим важнейшим стандартам относятся:

Информация о работе Управление качеством продукции на предприятии